Папки-передвижки

Отчёт о проделанной работе по самообразованию «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет»

Анна Мишина
Отчёт о проделанной работе по самообразованию «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет»

В 2018-2019 учебном году мною была изучена тема «Влияние устного

народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет».

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития

ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего

дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного

языка.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи

Публикация «Отчёт о проделанной работе по самообразованию „Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет“» размещена в разделах

являются произведения устного народного творчества, в том числе малые

фольклорные формы: загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки,

скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные.

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора

огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей

действительности, развивает умение чувствовать художественную форму,

мелодику и ритм родного языка.

Возможность использования устного народного творчества в

дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста

обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного

творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым

развитием дошкольников. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа,

выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его

способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только

овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность

приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Приступая к работе с детьми в этом направлении, поставила перед собой следующую цель: повышение профессиональной компетентности и совершенствование профессиональной деятельности в вопросах использования средств устного народного творчества для развития речи детей.

Исходя из цели, поставила задачи:

1. Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами посредством театральной деятельности.

2. Посредством живого образного языка учить пониманию слов и выражений, развивать выразительность, интонацию, силу голоса, диалогическую и монологическую связную речь.

3. Воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.

4. Внедрение новых форм работы с использованием устного народного творчества для развития речи детей, создание соответствующей предметно-пространственной развивающей среды.

На начальном этапе изучила методическую литературу:

1. Бабурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.

2. Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.

3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г. Науменко. М., 1998.

4. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб. -метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

5. Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

6. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.

На 2-м этапе провела мониторинг личностных качеств детей, их индивидуальных возможностей, а также анкетирование родителей.

На 3-м этапе для приобщения детей к русскому фольклору, увлечения народными сюжетами посредством театральной деятельности в группе с помощью родителей создана предметно-развивающая среда, обеспечивающая возможность проведения различных драматизаций, инсценировок, развлечений по сказкам, потешкам и т. д. вместе воспитанниками группы. В уголке представлены различные виды театра, костюмы, сделанные руками родителей. Он постоянно пополняется новыми материалами, что способствует поддержанию интереса детей.

В течение года большое внимание я уделила знакомству детей с

загадками, колыбельными, считалками и потешками. Материал отбирала в

соответствии с возрастными возможностями детей. Деятельность детей была

организована с учётом интеграции образовательных областей.

Мною была собрана картотека загадок. Известно, что загадки обогащают словарь детей, развивают воображение, слуховое восприятие. Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.

Знакомство с потешками начиналось с рассматривания картинок,

иллюстраций, игрушек. В предварительной беседе объяснялись значения

слов, которые дети услышат в потешке.

Перед сном дети моей группы слушали колыбельные как в моём

исполнении, так и в записи. Колыбельные песни, по мнению народа –

спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую

силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста.

Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат

широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах,

которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом.

В ходе работы над темой самообразования мною был разработан проект на тему "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет" и реализован вместе с детьми и родителями в течении года.

В рамках данного проекта провели следующие досуги и развлечения : 1. Досуг «Сказочные загадки».

2. Развлечение «Широкая Масленица».

4. Досуг «Солнышко нарядись, красное покажись». 5. НОД по речевому развитию «Волшебный сундучок».

Создавали библиотеку красочных книг с потешками для детей, детскую

художественную литературу с разными жанрами фольклора. Изготавливали атрибуты для дидактических игр, игр-ситуаций.

Проводили следующие конкурсы с детьми и родителями:

1. Конкурс для детей «Отгадай загадку, нарисуй отгадку»

2. Конкурс совместных творческих работ родителей и детей на тему

«Отгадай загадку – нарисуй отгадку»

3. Совместное творчество родителей и детей " Моя любимая потешка».

4. Коллективная творческая работа по теме «Солнышко красное».

Вместе с детьми ставили инсценировки и драматизации по русским народным сказкам. Для просвещения родителей и воспитателей проводила следующие консультации: 1. Консультация для родителей: «Роль загадки в воспитании

дошкольника»

2. Консультация для воспитателей «Влияние устного народного творчества

на развитие речи детей 3-4 лет».

3. Памятка «Загадка - ума зарядка». 4. Памятка «Учите детей отгадывать загадки».

На основе анализа по теме самообразования, можно сделать вывод о том, что к концу года у детей заметно повысился интерес к устному народному творчеству. Проведенная работа способствовала развитию фантазии и воображения у детей 3 – 4 лет, формированию первоначальных представлений о средствах актерской выразительности, пониманию детьми жанра устного народного творчества, использованию фольклора в повседневной разговорной речи, обогащению и расширению словарного запаса, развитию грамматического строя речи, способности к овладению родной речи. У родителей сформировались представления о создании благоприятного эмоционального и социально-психологического климата для полноценного развития ребенка.

Таким образом, мой опыт показал, что целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора в работе с детьми младшего возраста помогает им овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественно-речевой деятельности.

Публикации по теме:

План работы по самообразованию «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет» План работы по самообразованию МБДОУ «Детский сад № 14» г. Усинска Рахманова Татьяна Юрьевна Самообразовательная работа над темой: 1. Тема.

Консультация для родителей «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4–5 лет» Устное народное творчество - это история народа, его духовное богатство. Народное поэтическое слово помогает духовно обогатить среду, в.

Консультация для воспитателей «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей» Речь – это важнейшая функция в жизни человека, которая необходима каждому. Невозможно представить себе нашу жизнь без речи, без звучащего.

Консультация для воспитателей «Влияние устного народного творчества на развитие речи дошкольников» ВЛИЯНИЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С самых ранних лет ребенок сталкивается с произведениями русского народного.

Перспективный план по самообразованию «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2–3 лет» Перспективный план по самообразованию «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2–3 лет» Составила: воспитатель Кузнецова.

План по самообразованию во второй младшей группе «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет» Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» Цель: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию.

План самообразования воспитателя второй младшей группы на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей» План самообразования воспитателя второй младшей группы на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» Самообразование.

Проект «Развитие речи детей средствами устного народного творчества» Управление образования АДМИНИСТРАЦИИ ВАЧСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский.

Консультация «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей раннего возраста» Влияние устного народного творчества на развитие речи детей раннего возраста Аннотация: В статье раскрывается значение устного народного.

Влияние устного народного творчества на развитие речи дошкольников «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Слово объясняет.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Отчёт о проделанной работе по самообразованию «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет»
Опубликовано: 13 июня 2019 в 19:44
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД