Папки-передвижки

Влияние устного народного творчества на развитие речи дошкольников

Светлана Насибуллина
Влияние устного народного творчества на развитие речи дошкольников

«Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Слово объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель; оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет. С его историей и стремлениями, как ни мог, познакомить, ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ».

Публикация «Влияние устного народного творчества на развитие речи дошкольников» размещена в разделах

К. Д. Ушинский

Роль устного народного творчества в развитии речи дошкольников

Влияние устного народного творчества на развитие речи детей очевидно. Устное народное творчество помогает ребёнку погрузиться в истоки культуры той страны, где он живёт. В старшем дошкольном возрасте дети способны выражать свое отношение к героям, к происходящему, делать соответствующие выводы. Поэтому на этом этапе развития ребёнка важно помочь ему правильно воспринимать услышанное, чтобы это стало базой для формирования нравственных качеств. Художественное слово является помощником в понимании красоты родной речи, в обучении эстетическому восприятию всего, что нас окружает, а также в формировании нравственных представлений. Произведения фольклора, как ничто лучше, отвечают задачам воспитания и развития ребенка. Они позволяют ввести его в мир народного слова, раскрыть богатство и красоту родного языка.

К сожалению, во время всеобщей компьютеризации, технического прогресса, внедрения в родной язык иностранных слов, потери образности и эмоциональности в речи взрослым всё сложнее найти время для живого общения с ребёнком, для приобщения его к народным праздникам, к произведениям устного народного творчества, всё чаще ребёнок предоставлен компьютеру, мобильному телефону или планшету. Отсутствие времени на общение с детьми зачастую приводит проблемам развития речи. В наше время именно педагог, находящийся рядом с ребёнком большую часть времени, может повлиять на развитие речи, используя фольклор в качестве украшения и одухотворения жизни (Новицкая М., Соловьева Е. Добро пожаловать в фольклорную школу // Дошкольное воспитание. – 1993. - №9. – С. 11 – 18, стр. 12). Отсюда очевидной становится цель нашей работы, которая заключается в раскрытии роли устного народного творчества в развитии речи дошкольников, в изучении средств ознакомления детей с фольклором.

Проблеме развития речи всегда уделялось внимание учёными, педагогами, исследователями в разных областях. Так О. С. Ушакова, К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, А. П. Усова, М. М. Алексеева, О. Л. Князева, Ф. А. Сохин, А. М. Бородич. посвятили свои труды исследованиям в области теории развития детской речи. Д. Б. Эльконин, А. Н. Гвоздев, Л. С. Выготский провели психолого- педагогические исследования особенностей речи. В трудах А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Д Л. В. Щербы, А. А. Пешковского, В. В. Виноградова, Е. А. Флериной отражены подходы в решении задач речевого развития детей.

В чём заключается ценность фольклорных произведений?

Очевидно, что усвоение ребёнком родного языка происходит благодаря подражанию разговорной речи окружающих, героев сказок, ребёнок не только слышит пословицы, загадки, сказки, но и повторяет их. Они начинают входить в его речь. И разговорный язык и произведения устного народного творчества тесно переплетаются между собой в своём влиянии на ребёнка. Особую роль в развитии речи выполняют народные частушки, потешки, прибаутки, песенки и сказки, которые представляют мир ярко, интересно и понятно, что является очень важным для детей. в которых реальный мир предметов и действий представлен ярко, художественно и, что очень важно -понятно даже для самых маленьких. Ценность фольклорных произведений состоит в том, что благодаря им взрослый может без труда установить с ребёнком эмоциональный контакт, побудить его к речевой активности.

Какие требования предъявляются к фольклорным произведениям?

В ходе педагогического процесса знакомства с фольклором русского и других народов мы не должны забывать, что фольклорный материал должен быть доступным для детского восприятия, быть социально значимым для детей, оживлять образовательный процесс, служить средством формирования гуманного отношения с окружающим миром, обладать потенциалом развития речи. Органичному внедрению фольклорного материала в образовательный процесс должны способствовать продуктивные методы работы с детьми, нетрадиционные формы организации работы с родителями, совместные развлечения (Викулина А. М. Элементы русской народной культуры в педагогическом процессе дошкольного учреждения. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1995. – 138 с., стр. 12-14).

Какие виды устного народного творчества, способствующие развитию речи детей, существуют?

Фольклор богат и разнообразен. Он представлен многими жанрами.

1. Колыбельные песни - спокойные, нежные песни, успокаивающие ребёнка перед сном, народное название «байки» от глагола «баять», что означает «шептать», «заговаривать» В народе их называют байками. Это название произошло от глагола «баять, баить» - говорить. Изначально носили обрядовый характер, выполняя роль заговорной песни.

2. Пестушки - простые мелодичные песенки для поддержания игры ребёнка с пальцами, ручками, ножками (распространённый пример «Идёт коза рогатая»).

3. Потешки - произведения устного народного творчества, связанные с движениями, пляской, отличаются весёлым ритмом. Имеют незамысловатый сюжет. Служат обучению восприятия в последствие таких произведений, как сказка, а также нехитрым приёмам словообразования.

4. Прибаутки - шуточные выражения, имеющие рифму. Используются для улучшения настроения в качестве средства для того, чтобы развеселить себя и собеседника. Сюжет яркий, действие происходит стремительно, что соответствует природной сути восприятия реального мира ребёнком.

5. Небылицы – песни-шутки, основанные на вымысле, где намеренно изображается действительность искажённо.

6. Дразнилки - стишки, высмеивающие то или иное качество, а иногда и просто привязанные к имени.

7. Скороговорки - сочетание однокоренных или созвучных слов, объединённых смыслом, средство для обучения четкому и правильному произношению.

8. Загадки - стишки или прозаические выражения, описывающие предмет, живое существо или явление, не называя его самого. Полезное упражнение для ума, которое вводит ребенка в размышления о связях между явлениями и предметами.

9. Пословицы и поговорки - выразительные народные толкования, итог долгих наблюдений, воплощение житейской мудрости. Пословица –суждение, выраженное в форме законченного предложения, которое содержит мораль. Поговорка – образное изречение или сравнение, характеризующееся незавершенностью высказывания.

10. Народные подвижные игры характеризуются наличием элемента соревновательности, задора, демонстрируют обладание силой, ловкость, выносливость, быстроту действий, а также выдержку и находчивость.

11. Считалка – рифмованный стишок, средство для организации игры, распределения ролей, установления очерёдности очередь для начала игры.

12. Хороводы - танцы, содержащие в себе игровое действо, пение и/или игру на инструментах.

13. Народная песня - жанр фольклора, наиболее распространённый вид народной музыки, продукт коллективного устного творчества. Народная песня отражает характер каждого народа, обычаи, исторические события, предлагает ребенку обширный круг поэтических ассоциаций.

14. Сказки – это особая фольклорная форма, основанная на парадоксальном соединении реального и фантастического. Она издавна составляет элемент народной педагогики. В каждой сказке содержится мораль. Сюжет сказок разворачивается стремительно, а счастливый конец сказки соответствует жизнерадостному мироощущению ребенка.

15. Заклички - один из видов закликательных песен языческого происхождения. Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто к птицам.

16. Приговорки - обращение к животным, птицам, насекомым. Бытовое название "приворожилки". Дети пользуются этими стишками, чтобы животные или растения выполнили определенную просьбу.

17. Игровые припевы и игровые приговоры. Ими или начинают игру, или связывают части игрового действия. Они могут выполнять и роль концовок в игре. Игровые приговоры могут также содержать «условия» игры, определять последствия при нарушении этих условий.

Использование различных видов устного народного творчества в соответствии с возрастными группами

В младших группах целесообразно использовать в работе малые фольклорные формы, такие, как потешка, загадка, считалка, которые создают положительный настрой во взаимоотношениях с детьми, влияют на развитие интереса к культурно-гигиеническим навыкам. В этот период педагог знакомит детей с народными играми «Каравай», «Гуси-лебеди», «Сорока-белобока» и т. п., с первыми сказками, такими, как «Курочка-Ряба», «Репка», «Колобок».

В средней группе продолжается знакомство детей прежде всего со сказками (например, «Лисичка со скалочкой», «Жихарка», «Гуси-лебеди» «Рукавичка», объясняется, почему сказка называется народной. Дети этого возраста с удовольствием читают потешки, водят хороводы, пеют песни.

В старшей группе происходит знакомство с фольклором через рассказывание сказок, загадывание загадок, пение и драматизацию народных песен. Именно в этом возрасте происходит знакомство с пословицами и поговорками, педагогом рассказывается об их особенностях и уместном использовании. В старшей группе дети начинают знакомиться с устным народным творчеством не только русского, но и других народов.

В подготовительной группе особое внимание придаётся ознакомлению с поговорками и пословицами. Кроме того, что объясняется их скрытый смысл и возможные варианты использования, воспитатель обучает воспитанников правильно и к месту их использовать. Дети данной возрастной группы продолжают знакомиться с народной песней, с произведениями национального эпоса, такими, как легенды, былины, сказы. Особую роль играет беседа педагога, предваряющая чтение или рассказывание, - она подводит дошкольников к пониманию идейного смысла произведения (Родной край: Пособие для воспитателей дет. сада / Р. И. Жуковская, Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова; Под ред. С. А. Козловой. – М. : Просвещение, 1985. – 238, стр. 115-124).

В заключении нужно отметить, что различные виды устного народного творчества способствует развитию речи в плане увеличения словарного запаса, развития речевой активности дошкольников. Кроме этого благодаря использованию педагогом в работе фольклорных произведений происходит формирование духовности, моральной чистоты личности ребёнка, что является базой для нравственного развития сознания и проявления его в дальнейшей деятельности.

Публикации по теме:

План работы по самообразованию «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет» План работы по самообразованию МБДОУ «Детский сад № 14» г. Усинска Рахманова Татьяна Юрьевна Самообразовательная работа над темой: 1. Тема.

Консультация для родителей «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4–5 лет» Устное народное творчество - это история народа, его духовное богатство. Народное поэтическое слово помогает духовно обогатить среду, в.

Консультация для воспитателей «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей» Речь – это важнейшая функция в жизни человека, которая необходима каждому. Невозможно представить себе нашу жизнь без речи, без звучащего.

Консультация для воспитателей «Влияние устного народного творчества на развитие речи дошкольников» ВЛИЯНИЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С самых ранних лет ребенок сталкивается с произведениями русского народного.

Консультация «Развитие речи детей с помощью устного народного творчества» Важным средством ознакомления с окружающей действительностью, а также словарной работы является использование художественной литературы.

Перспективный план по самообразованию «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2–3 лет» Перспективный план по самообразованию «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2–3 лет» Составила: воспитатель Кузнецова.

План по самообразованию во второй младшей группе «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет» Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» Цель: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию.

План самообразования воспитателя второй младшей группы на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей» План самообразования воспитателя второй младшей группы на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» Самообразование.

Проект «Развитие речи детей средствами устного народного творчества» Управление образования АДМИНИСТРАЦИИ ВАЧСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский.

Влияние устного народного творчества на детей 2–3 лет. В раннем возрасте очень важно ускорить рождение первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние устного народного творчества на развитие речи дошкольников
Опубликовано: 30 апреля 2019 в 22:04
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД