Яна Глазова
Отчёт о проведённом экспериментальном исследовании «Развитие произвольного внимания дошкольников в игровой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Возрастными особенностями развития произвольного внимания старших дошкольников являются сравнительная слабость произвольного внимания и его небольшая устойчивость. Дети еще не умеют длительно сосредоточиваться на задании, особенно если оно неинтересно и однообразно, их внимание легко отвлекается. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в старшем дошкольном возрасте весьма ограниченные. Перед воспитателями и родителями стоит сложнейшая задача - продумывать специальную работу по организации внимания детей, иначе оно окажется во власти окружающих вещей и случайного стечения обстоятельств.
Публикация «Отчёт о проведённом экспериментальном исследовании „Развитие произвольного внимания дошкольников в игровой деятельности“» размещена в разделах
- Игры на развитие внимания
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Развитие произвольного внимания - важнейшая задача дошкольного воспитания. В дальнейшем оно обеспечит успешность обучения ребенка в школе, поможет ему выполнять указания учителя и контролировать себя.
Произвольное внимание формируется благодаря тому, что взрослые включают ребенка в новые виды деятельности как игры по правилам, конструирование и т. п., и при помощи определенных средств направляют и организуют его внимание. Вводя ребенка в эти виды деятельности, взрослые организуют его внимание при помощи словесных указаний. Ребенка направляют на необходимость выполнять заданные действия, учитывая те или иные обстоятельства.
Одним из основных средств развития произвольного внимания является игра, выступающая как основной ведущий вид детской деятельности и как важнейшее условие общественного воспитания. Особую роль в формировании произвольного внимания играют игры с правилами, которые кроме повышения уровня развития основных свойств произвольного внимания содействуют воспитанию в детях волевых черт характера, активности, самостоятельности и целеустремленности.
Объект исследования: образовательный процесс в ДОУ.
Предмет исследования: процесс развития внимания в игровой деятельности.
Цель исследования: выявить возможности игровой деятельности в развитии произвольного внимания дошкольника.
В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что развитие произвольного внимания дошкольника будет эффективным в том случае, если его формирование будет происходить в играх с правилами, которые смогут повысить целенаправленность, концентрацию, объем и переключение внимания дошкольника.
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы уточнить понятия «произвольного внимания», «игровая деятельность».
2. В ходе психолого-педагогического эксперимента определить роль игровой деятельности в развитии произвольного внимания у детей дошкольного возраста.
3. Дать методические рекомендации по теме исследования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные данные и материалы могут использоваться в практике работы ДОУ.
Базой исследования стала подготовительная группа ДОУ г. Южно-Сахалинска. Эксперимент проводился с ноября по апрель 2016 года.
Мною был проведен эксперимент по исследованию возможностей игры как средства развития произвольного внимания дошкольников.
Характеристика группы испытуемых.
Констатирующий этап
Исследование проводилось в подготовительной группе ДОУ г. Южно-Сахалинска. В эксперименте приняли участие 15 детей в возрасте 6-7 лет.
Цель эксперимента: исследовать возможности игры как средства развития произвольного внимания, путем использования коррекционно-развивающей программы, состоящей из игр с правилами.
Эксперимент состоял из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. На первом этапе эксперимента нами выявлялся уровень развития произвольного внимания у детей этой группы.
На втором этапе была разработана и апробирована коррекционно-развивающая программа, направленная на формирование произвольного внимания дошкольников. Третий этап исследования позволил выявить эффективность применения коррекционно-развивающей программы.
Констатирующий эксперимент проводился в ноябре 2015 года.
Цель эксперимента: выявить уровень сформированности произвольного внимания у старших дошкольников. Важным для получения достоверных результатов, является установление эмоционального контакта и взаимопонимания между исследователем и ребенком. Для налаживания такого контакта необходимо проводить обследование в знакомой ребенку обстановке. Именно поэтому исследование проводилось в групповом помещении, где для этих целей было приготовлено рабочее место для ребенка с заранее подготовленными материалами.
Чтобы ребенок не испытывал отрицательных эмоций от общения с незнакомым человеком, работу с детьми мы начали с игры «Заметить все», а затем приступили к требуемым методикой заданиям. В целом обследование каждого ребенка занимало от 45 до 60 минут. После 20 минут работы ребенку предлагалось отвлечься, походить, выполнить несколько упражнений на расслабление.
Мною были использованы следующие методики:
Методика № 1 «Корректурная проба»
Методика используется для определения объема внимания (по количеству просмотренных букв или рисунков) и его концентрации - по количеству сделанных ошибок.
Методика № 2 «Красно-черная таблица».(В. Шульте)
Методика предназначена для оценки переключения внимания. Обследуемые должны находить на предложенной им таблице красные и черные числа от 1 до 12 в случайной комбинации, исключающей логическое запоминание.
Методика №3 «Определение концентрации и распределения внимания»
Методика № 4 «Определение уровня развития целенаправленности».
Ребенку предлагалось собрать небольшой пазл (картинка разделена на 30 частей). Пазлы были выбраны на хорошо известные детям темы (сказки, мультфильмы).
Эксперимент показал, что произвольное внимание у детей этой группы развито недостаточно. Нами выделено только 27% детей (4 чел.) с высоким уровнем развития произвольного внимания, почти половина детей группы отнесены к среднему уровню развития произвольного внимания (47%, 7 чел., Доля детей с низким уровнем составила 27% (4 чел.)
Особо хочется отметить низкий уровень сформированности таких свойств как целенаправленность, концентрация и переключаемость внимания.
Исходя из результатов исследования, мы провели формирующий эксперимент, направленный на повышение уровня развития произвольного внимания.
Формирующий эксперимент проводился с ноября 2015 по апрель 2016 года.
Цель эксперимента: повысить уровень развития основных свойств произвольного внимания.
Для коррекции проблем развития произвольного внимания была внедрена коррекционно-развивающая программа, состоящая из 20 занятий.
Занятия проводились 2 раза в неделю; продолжительность каждого занятия — 30 минут.
Цели программы: коррекция проблем развития произвольного внимания.
Задачи программы:
1. Повысить уровень развития таких характеристик произвольного внимания как устойчивость, концентрация, переключаемость, объем, произвольность и целенаправленность.
2. Повысить уровень развития регулируемого восприятия.
3. Развивать умение мыслить вслух, способности активного владения речью.
Содержание занятий
Занятия включали:
— игры с правилами: подвижные, словесные и дидактические;
— игровые упражнения, творческие и подражательно-исполнительного характера;
— свободное и тематическое рисование;
— релаксацию.
Игры и игровые упражнения на развитие внимания
Способности Развивающие игры
Устойчивость и концентрация «Сравни картинки», игра на пространственную ориентацию на плоскости, работа с сюжетной картинкой, «Круги», «Селектор»
Переключаемость «Животные», «Веселое троеборье», «Утренняя гимнастика», «Параллельный счет предметов», «Не пропусти растения», «Не пропусти профессию», «Рыбы, птицы, звери»
Наблюдательность и объем «Шерлок Холмс», «Пантомима для наблюдательных», работа с сюжетной картиной, «Кто больше увидит и запомнит», игры с лабиринтами, задачи в стихах, работа на запоминание с сюжетными картинками, игра в лабиринты
Распределение «Обратный счет», «Окна», работа с картинками с изображением заслоненных предметов, работа с картинками-загадками и зашумованными картинками
Произвольность и целенаправленность «Зеваки», «Треугольники», «Запретное слово», «Делай как я», «Внимательные руки», «Запретное движение»
Контрольный эксперимет проводился в апреле 2016 года со всеми детьми, которые участвовали в констатирующем эксперименте.
Цель контрольного эксперимента : на основании динамики развития произвольного внимания у дошкольников, выявить эффективность внедрения коррекционно-развивающей программы.
Для определения эффективности формирующего эксперимента нами использовались те же методики, что и в констатирующем эксперименте. .
Сравнив полученные после формирующего эксперимента результаты использования методики «Корректурная проба», мы можем сказать о значительном росте уровня объема внимания и концентрации у детей, участвовавших в эксперименте.
Рассмотрев и сравнив, полученные в результате применения методики на исследование концентрации и переключаемости внимания данные, с цифрами констатирующего эксперимента, мы делаем вывод о повышении уровня сформированности этих характеристик. Так, количество детей с высоким уровнем концентрации внимания выросло с 27 (4 чел.) до 47% (7 чел., переключаемости внимания – с 33(5 чел.) до 47%(7 чел.). Доля детей с средним уровнем концентрации внимания осталась неизменной (47%, 7 чел, с средним уровнем переключаемости внимания повысилась с 40 (6 чел.) до 47% (7 чел.). За счет этого значительно снизились показатели низкого уровня концентрации и переключаемости внимания (с 27(4 чел.) до 7%(1 чел.).
Таким образом, проведенная нами программа коррекционно-развивающих занятий оказалась эффективной. Произошло заметное улучшение по всем основным показателям, отсюда следует, коррекционно-развивающая работа с использованием игр с правилами, реализованная нами с детьми подготовительной группы, является эффективным средством развития произвольного внимания.
Разработанная нами коррекционно-развивающая программа с использованием игр и игровых упражнений способствовала улучшению таких характеристик как объем, концентрация, переключаемость внимания, повысила самостоятельность и активность детей, тем самым увеличила уровень развития целенаправленности дошкольников. Это говорит об эффективности проведенного нами эксперимента.
Наша гипотеза о том, что развитие произвольного внимания дошкольника будет эффективным в том случае, если его формирование будет происходить в играх с правилами, подтвердилась. Мы доказали, что игра может являться средством развития произвольного внимания детей дошкольного возраста.