Плетенчук Яна
Отчёт по самообразованию «Театральная деятельность как средство развития творческих способностей у детей» (старший возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Отчёт по самообразованию
«Театральная деятельность как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»
2020-2021 гг.
Музыкальный руководитель:
Плетенчук Яна Александровна
Цель:
1. Повышение уровня своего профессионального мастерства и компетентности по теме: «Театральная деятельность как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО»
Задачи
Публикация «Отчёт по самообразованию „Театральная деятельность как средство развития творческих способностей у детей“ (старший возраст)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- Театр, театрализованная деятельность. Самообразование
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
• побуждение интереса к театрализованной деятельности;
• привлечение детей к совместной театрализованной деятельности;
• формирование представлений о различных видах театра;
• развитие речи, воображения, мышления;
• помощь робким и застенчивым детям включаться в театрализованную игру;
• развитие интереса родителей к совместной работе в данном направлении.
Актуальность
Театр - это волшебный мир, в котором ребёнок, играя, его познаёт, т. к. именно игра является частью их жизни. Дошкольники очень впечатлительны, они особенно поддаются эмоциональному воздействию, поэтому эта тема выбрана мною не случайно. Театрализация дает возможность подходить к работе творчески, для педагога открывается масса возможностей для совершенствования навыков в данной области.
Как известно, именно совместная театральная деятельность помогает развивать интересы и творческие способности ребёнка, способствует его общему развитию и именно в театре ребёнок может попробовать себя в разных амплуа.
В работе по данной теме, конечно, были определенные трудности. Одни из главных - слабое развитие речи у детей, неправильное звукопроизношение, застенчивость, скованность, невнимательность. И мне стало интересно, то как дети смогут раскрепоститься, сыграть свою роль. Театральная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Это источник развития чувств и переживаний, эмоциональных открытий. В результате ребёнок познаёт мир, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
Основой моей работы по данной теме является приобщение детей к искусству, посредством театрализованной деятельности и музыки.
В своей работе я использовала различные формы организации театрализованной деятельности. На музыкальных занятиях я учила детей понимать язык музыки - слышать начало и окончание музыкальных фраз и целых музыкальных построений, анализировать прослушанное, используя комплекс средств музыкальной выразительности. В движениях, при исполнении танцевальных композиций учила передавать настроения и чувства героев, создавать целостный музыкальный образ. Все средства, используемые мной на музыкальных занятиях, были направлены на то, чтобы помочь ребенку лучше понять музыку, глубже проникнуть в её содержание, а потом музыка помогала детям выразительнее исполнить тот или иной образ.
Театрализацию в работе с детьми я использовала со среднего возраста. Дети с радостью изображали в небольших сценках и песенках повадки животных, имитируя их движения и голоса. В отражении сказочных образов животных, анализировали характер движения, интонацию (идет курочка или маленькие цыплята, веселые и грустные зайцы, листочки кружатся, падают на землю). Работала над тем, чтобы дети передавали настроение, меняли мимику.
С детьми старшего дошкольного возраста задачи усложнялись. Работая над актерским мастерством, предлагала детям различные задания для развития артистических навыков (зайчик плачет, медведь спит, лиса прислушивается и т. д.). Так же использовала игры на внимание, фантазию, добиваясь яркой передачи образа.
Большое внимание в работе уделяю развитию речи ребенка, правильному произношению слов, построению фраз, обогащению речи. Работая над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний, активизируется словарь детей, совершенствуется звуковая культура речи.
Ценность и польза занятий театрализованной деятельностью очевидна, так как она тесно связана с другими видами деятельности – пением, движением под музыку, слушанием, рисованием и т. д. Занимаясь развитием музыкально - творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности в процессе наблюдения, можно отметить следующее: улучшилась способность к импровизациям (песенным, инструментальным, танцевальным); ребята стали активно пользоваться средствами выразительности (мимика, жесты, движения); повысилась эмоциональная отзывчивость, дети стали больше проявлять активность, инициативность, участвуя в игре; так же развивались нравственно-коммуникативные и волевые качества личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение, довести дело или роль до конца); ребята стали эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы, стихи, появилось умение выразить свое понимание сюжета и характера персонажа (в движении, речи, а так же желание придумать сказку или сочинить танец, песню.
На протяжении учебного года дети показывали свои достижения на праздниках и развлечениях. В конце учебного года, я помогла воспитателям подобрать музыкальный материал и каждая группа показала чудесные сказки.
На протяжении года я участвовала в вебинарах по театрализованной деятельности. Это очень помогло мне в творческой работе по данной теме. Узнала новые способы реализации театрализованной деятельности в ДОУ.
Поделилась своими наработками на своём канале youtub.
Так же в работе использовала музыкальные сценки, как сольные, так и дуэтные. Не все выступления детей отличались ярким, уверенным артистичным исполнением, но я и ребята, всё равно получаем удовольствие от процесса совместной творческой деятельности. Музыкальная сценка «Сашка+Наташка» была выдвинута на городской конкурс «Бирюльки» и получила диплом лауреата 3-ей степени. А сольная песня на выпускном утреннике «Зуб молочный» получила приз зрительских симпатий.
Немаловажную роль так же играет работа с родителями воспитанников, которые заинтересованы в образовательном процессе и всячески поддерживают своих детей в данном направление. Благодаря им у ребят на протяжении всего учебного года были красочные наряды и костюмы, которые помогали им полностью воплотиться в играемый образ.
Для реализации моей темы по самообразованию в музыкальном зале имеются следующие виды театров :
• Настольные кукольные театры по русским народным сказкам.
• Маски героев для обыгрывания сказок, потешек, стихов.
• Атрибуты для игровых позиций - ширма.
• Костюмы.
Итог:
Я собираюсь продолжать развиваться по теме : «Театральная деятельность как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО» и развивать детей в данном направлении. Планирую побольше участвовать в вебинарах, семинарах и районных методических объединениях, чтобы обогатить свой опыт новыми интересными методиками. Так же планирую заниматься постановкой новых музыкальных сказок и показывать их на различных конкурсах.