Оксана Шамильевна Вахрутдинова
Открытое мероприятие для педагогов «Природа родного края»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое мероприятие для педагогов
Тема: «Природа родного края»
Цель: Обогащать знания детей через ознакомление с природой родного края.
Задачи:
Образовательные: Способствовать углублению и обобщению имеющихся представлений детей о живой и неживой природе родного края.
Развивающие: обобщать знания детей о природе родного края; развивать наблюдательность; совершенствовать внимание, память, мышление.
Публикация «Открытое мероприятие для педагогов „Природа родного края“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Сценарии праздников для сотрудников, педагогов, воспитателей, коллег
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Воспитательные: продолжать воспитывать в детях любовь и бережное отношение к природе родного края, умение видеть прекрасное и красивое в природном окружении.
Методы и приемы: сюрпризный момент, беседа, рассказ, игра.
Оборудование: ветки: кедра, ели, шишки: кедровые, еловые, ягоды: брусника, клюква, голубика, малина; следы животных (медведя, зайца, волка, лося) картинки животных: медведь, лось, волк, росомаха, соболь. Разрезные картинки птиц: сорока, ворона, воробей, ласточка, грач, утка, кукушка, дятел, глухарь, жаворонок. Схема «Расскажи-ка про животное», Деревья для оформления зала. Пенечки. Презентация «Животный мир»
Ход
1. Сюрпризный момент.
- Здравствуйте милые дети, вы меня узнали? Я бабушка Аннэ. Я очень люблю рассказывать сказки про природу.
–Ребята, скажите, как называется город в котором мы живем (Х-М)
- А кто знает как называется наш край? (Югра)
- Как можно назвать наш край Югра? Какой он? (древний, суровый, красивый, щедрый, таежный, и т. д.)
- А что значит таежный край? Кругом тайга, густой хвойный лес растет.
Кто лес уважает, растения не обижает, зверятам помогает, тот гостем желанным в лесу бывает. Тот настоящий друг леса. Хочу пригласить вас на прогулку по родному краю. Вы согласны?
Для того, чтобы попасть в лес, нужно произнести волшебные слова.
Нужно нам закрыть глаза,
Сделать два больших прыжка,
Руки вытянуть вперед,
А затем – наоборот.
Как листочки, покружиться,
чтоб в лесу нам очутиться.
(Дети заходят в «лес» музыкальный зал)
Вот так чудо из чудес:
Мы попали с вами в лес!
Посмотрите какая вокруг красота! А какие деревья вы тут видите? (Беседа).
- Какие деревья называют хвойными?
(Это деревья, на которых растут иголки - хвоинки).
- Назовите хвойные деревья.
(Ель, сосна, кедр, пихта, лиственница, можжевельник).
- А какие деревья называют лиственными? Назовите их! (Береза, осина, рябина, тополь, ива)
- Молодцы, ребята, как вы много знаете. Давайте немного отдохнем и присядем (кочки-пенечки)
-Ребята, а вы знаете какое дерево у народов ханты и манси считается священным деревом? (Кедр)
А вы помните почему его называют священным деревом? (Ответы детей).
Кедр издревле считался священным деревом рубить его было запрещено. Кедр у народов ханты и манси символ мужества и вечности. Они верят, что бог неба сотворил кедр раньше других деревьев.
- Давайте потрогаем веточки- какие они (Даю потрогать и понюхать ветку кедра)
- Какие хвоинки у кедра?
(хвоинки очень мягкие, длинные, собраны в пучки (мутовки) по 5-6 штук)
Обратите внимание на шишки кедра Вкус орешков оценили обитатели леса, кедровой тайги. Орешки являются основной пищей птицы кедровки, которая часто уничтожает до половины урожая
Но благодаря кедровке кедр и размножается. Птичка относит орехи на далекие расстояния, пряча их в мох, старые пни, забывает и теряет. Орешки дают всходы, и таким образом расширяется территория произрастания кедра.
Кроме кедровки орешки едят глухари, рябчики, белки, бурундуки, соболи. Охотником за вкусными орешками в тайге является и медведь. Он часто забирается в крону дерева, ломает ее, принося большой вред Кедровые орехи богаты витамином А (витамин роста, витаминами, которые улучшают сердечную деятельность. Известно, что кедровые орехи содержат вещества, способствующие улучшению состава крови. Там где растут кедровые леса очень чистый воздух.
А вот эта ветка с какого дерева? (еловая ветка)
(хвоинки короткие, колючие и темные. Шишки еловые удлиненные) Из еловых шишек делают отвары, варят целебное еловое варенье.
При ангине таким отваром можно полоскать горло. При насморке закапывают по 4 – 5 капель отвара в каждую ноздрю.
Древесина у ели мягкая. Из нее получается красивая мебель. Также из еловой древесины делают бумагу, музыкальные инструменты (скрипки, пианино)
Посмотрите, какие изделия из дерева сделали наши хантыйские мастера.
(Рассматривание изделий из дерева)
2. Посидели, отдохнули. Пора дальше двигаться!
- Чем же еще богата тайга? Давайте заглянем под елочку! Смотрите ягоды здесь, это лесные люди, по хантыйски «Миш», оставили вам угощения!
- Ребята, скажите, какие ягоды растут в наших лесах? (голубика, черника, брусника, клюква, и т. д.)
- Скажите ягоды растут в лесу, значит это какие ягоды? (лесные)
- А во что люди собирают ягоды? (в корзинку, лукошко и т. д.) посмотрите наши ягоды то же лежат в туеске.
- Как вы думаете зачем люди собирают эти ягоды? (ягоды содержат разные полезные витамины)
- Хотите попробовать на вкус ягодки лесные? (пробуют дети и говорят какой на вкус)
А у меня про ягоды есть любимая игра, называется «Доскажи словечко» Поиграем?
Кисель из смородины, какой? (смородиновый)
Варенье из малины, какое? (Малиновое)
Морс из клюквы, какой? (клюквенный)
Морс из брусники какое? (брусничное)
Пирог из черники, какое? (черничное)
Джем из клюквы, какое? (клюквенное)
Отвар из черемухи, какое? (черемуховое)
Варенье из рябины, какое? (рябиновое)
Компот из ежевики, какое? (ежевичное)
Варенье из морошки, какое? (морошковое)
- Так какие ягоды растут в наших краях? (ответы детей)
Ягодкой мы угостились, дальше в путь собираемся.
3. – Вы слышите? Что это? (пение птиц)
Мне кажется это птицы поют. Смотрите тут конвертики лежат. Вам сейчас нужно собрать птицу из разрезных картинок, назвать название птицы и сказать какая она перелетная или зимующая. (каждому ребенку конверт с заданием, называют название птицы и пер. или зим.)
-А вы знаете почему перелетные птицы улетают в теплые края с наступлением холодов? (Зимой замерзают водоемы, исчезают насекомые и птицам нечем питаться).
- А зимующие чем зимой питаются? (Они питаются — ягодами (например красная рябина, которая зимой, остается висеть на ветках, семенами растений, мелкими грызунами.)
- Скажите, как люди помогают пережить птицам зиму? (Делают кормушки для птиц, подкармливают их, летом сушат семена, ягоды и запасают их на зиму для подкормки птиц).
4.
- Ребята посмотрите тут следы каких то животных. Я догадалась чьи это следы. А вы? (работа с интерактивной доской. Рассматривают следы и называют к какому животному они принадлежат)
-У меня еще есть одна интересная игра, называется «Угадай, кто ты?» Поиграем?
(Один ребенок садится напротив остальных детей на пенек, угадывает животное, которое будут описывать дети по схеме) Медведь, лось, соболь, заяц, волк, росомаха.
В наших лесах живут сильные птицы и звери, которые могут перенести наш суровый климат.
И в завершение нашего путешествия, ребята давайте оставим пожелание нашему лесу. Вы можете не только оставить свои пожелания, но и сказать что понравилось, а что не очень, что вы хотите узнать в следующее наше путешествие в лес.
(На ватмане карта югры, обводим ладошку каждый ребенок говорит свое пожелание)
-Наша прогулка закончилась. Я, думаю, вы теперь станете настоящими друзьями леса, будете беречь его и любить.
Аннэ вручает медальки «Друзья леса».
- А теперь возвращаемся обратно в детский сад.
1,2,3 вокруг себя обернись
В детском саду очутись!