Кузнецова Вероника
Проект по краеведению «Природа родного края» с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
по Краеведению – природа
родного края
с детьми старшего дошкольного возраста
Автор: Кузнецова Вероника Валерьевна
Новосибирск 2021
Содержание:
1. Актуальность темы …
2. Цели и задачи проекта…
3. Участники проекта…
4. Сроки реализации проекта….
5. Этапы реализации проекта….
6. Перспективное планирование…
7. Предполагаемые результаты и оценка результатов проекта….
8. Приложения…
9. Список литературы…
Публикация «Проект по краеведению „Природа родного края“ с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2021
«Земля, на которой мы живем, Матушка-Сибирь. С детства мы ощущаем ее суровый нрав, малую обустроенность и неуютность, её морозное дыхание и нешуточные расстояния. Но, заглянув в сердце, мы чувствуем привязанность к своей округе, району, городу; истую привязанность удивительной красоте и уникальности сибирской природы»
(Андюсев Б. Е. «Сибирское краеведение»)
Актуальность проекта
Изучение родного края актуально в современное время. Российский академик Д. С. Лихачев отмечал, что только «любовь к родному краю, к природе, знание его истории и культуры – основа, на которой и может осуществляться рост духовной культуры всего общества». Воспитать настоящих граждан - патриотов своей Родины невозможно без изучения истории. Именно поэтому в настоящее время повышается интерес к изучению родного края, к его истории, культуре, традициям. Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, ее природу, прошлую и современную жизнь. Народные «краезнатцы» были знатоками родных мест. Свои знания исторического, географического, экономического характера устно или в различных документах они передавали последующим поколениям, тем самым, сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народов.
В воспитании гражданина и патриота нашей родины особо важная роль принадлежит образовательной организации. Именно дошкольное учреждение, далее школа, должны давать знания о своем родном крае, прививать соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно – историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств, следует проводить через сознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.
Изучение родного края способствует воспитанию патриотизма, дает возможность привлечь к поисково-исследовательской деятельности. Изучение родного края происходит путем открытий и сориентировано не на запоминание школьниками предоставленной информации, а на активное участие ими в процессе ее приобретения.
Обоснование проблемы. Изучение родного края - один из ведущих факторов воспитания школьников. О важности данной проблемы говорится в целом ряде документов, в том числе, в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», один из целевых ориентиров которого направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций.
Я, как педагог, работающая с детьми старшего дошкольного возраста, обратила внимание, что воспитанники не совсем знают природу родного края, не говоря об историческом наследии своей малой Родины.
Ведь, родители, выезжая со своими детьми на природу, не всегда объясняют своим детям, какие деревья их окружают, каких животных они видят, птиц, которых они кормят. А это, важно знать! И решила осуществить это, через проектную деятельность.
Для написания проекта, я выбрала тему «Природа родного края», чтобы рассказать и показать обо всех красотах природы окружающего нас.
Новосибирск и Новосибирская область богата деревьями, животными, птицами. А территория детского сада – это вообще кладец деревьев и кустарников. Не каждый детский сад, может этим похвастать. Здесь: березы, рябины, дубы, аллея кленов, сосна, черемуха (красная и черная, акация, сирень, спирея, шиповник, боярышник. Сейчас, в сентябре, листья на деревьях меняют свой окрас и это прекрасное зрелище. А еще, к нам на участки прилетают голуби, сороки, вороны (серые и черные, дятел, трясогузка, воробьи, за которыми мы с детьми наблюдали летом. А зимой, под окна нашей группы, на рябину, прилетают снегири, свиристели, рябинники, синички. И, этот прекрасный мир вокруг нас!
Реализацию проекта, планирую совместно с родителями своих воспитанников, согласно плану мероприятий, в список включены следующие мероприятия:
-анкета для родителей;
-посещение Новосибирского зоопарка,
- посещение Березовой рощи
- посещение Контактного зоопарка
Вид проекта
Познавательный, творческий.
Участники
Дети старшей группы, родители воспитанников, педагоги группы, социум.
Сроки реализации
Краткосрочный – 2 месяца (октябрь – ноябрь)
Цель: Знакомить детей с природой родного края, с разнообразием флоры и фауны. Сформировать у детей осознанно-правильное отношение к представителям живой природы; убеждение, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять.
Задачи:
1. Знакомство детей с природой родного края. 2. Развивать познавательный интерес и бережное отношение к природе.
3. Воспитывать любовь к природе родного края, восприятие её красоты и многообразия
Ожидаемые результаты проекта :
1. Расширение знаний о растительном и животном мире нашего края.
2. Будут бережно относиться к природе, овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе.
3. Сформируется стремление к исследованию объектов природы.
4. Научатся вести наблюдения за отдельными объектами природы, проводить простейшие исследования (сравнения) некоторых видов растений.
5. Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной деятельности.
План реализации проекта.
I этап (организационный)
Подбор материала для детей и родителей. Обогащение предметно-развивающей среды.
II этап (основной)
Проведение различных мероприятий
III этап (заключительный)
Подготовка к итоговому мероприятию, проведение викторины. Викторина для детей «Знатоки родного края», стенгазета.
Взаимодействие участников проектной деятельности
Этапы Деятельность педагога Деятельность детей Деятельность родителей
I этап Подбор материала, привлечение родителей к процессу Активное участие, посильная помощь воспитателю и родителям Активное участие в сборе информации, помощь в оформлении
II этап Организация и проведение мероприятий Творческое участие в мероприятиях Проведение совместных мероприятий дома, совместная творческая деятельность с детьми
III этап Организация и проведение мероприятий Творческое участие в мероприятиях Помощь в организации и активное участие в мероприятиях
Этапы реализации проекта
Недели месяца I этап (организационный)
Тема мероприятий Цель мероприятий
1-я неделя октября 1. Анкетирование для родителей
Выявление уровня понимания родителями дошкольников знания о родном крае
2. Беседа о родном крае Выявление знаний дошкольников о птицах, животных, растительном мире в родном крае
II этап (основной)
Тема мероприятия Цель Форма проведения
2-я неделя октября Ягоды и грибы нашего леса Расширять представления, познакомить с названиями, закрепить съедобные и не съедобные грибы и ягоды нашего края.
ПР Беседа: «О правилах поведения на природе» ПР Дидактические игры «Что лишнее», ХЭР Лепка «Грибы наших лесов» ФР Эстафета «Кто больше соберет грибов»
3-я неделя октября Осенний лес (посещение Березовой рощи) Закрепить названия деревьев нашего края, вспомнить о лекарственных растениях. Воспитывать бережное отношение к природе • ХЭР Рисование «Осенний лес» ПР Дидактические игры «С какого дерева лист», «Растения нашего края» РР Беседа: «Деревья нашего края». ПР Наблюдение за деревьями
ФР «Чей листок раньше улетит»
4-я неделя октября Птицы родного края (посещение Березовой рощи) Расширить представления о птицах, познакомить с названиями птиц родного края. • ХЭР Рисование «Птичка»
• ПР Наблюдения за птицами
• РР Беседа по содержанию стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой».
ФР «Чему человек научился у птиц?».
1 - 2-я неделя ноября Животные нашего леса (посещение Новосибирского зоопарка, Контактного зоопарка) Обобщить знания детей о жизни животных нашего леса. • РР Чтение произведений и ответы на вопросы В. Степанов «Животные наших лесов».
• ФР «Лиса и зайцы».
• ПР Дидактические игры «Узнай зверя по описанию», «Кто как голос подает», «Кто, где живет» ХЭР Лепка «Животные нашего леса».
•
3-я неделя ноября Климат нашего края Уточнить знания о том, какая бывает погода в том или ином времени года нашего региона, закрепить правила одевания на улицу. ПР Дидактические игры: «Так бывает или нет», «Что лишнее»
ПР Наблюдение за сезонными изменениями ФР Эстафета «Кто быстрее оденется на улицу»
4-я неделя ноября III этап (заключительный)
Викторина «Знатоки родного края» Закрепление знаний о родном крае Изготовление наглядного материала (стенгазета)
Анализ результативности