Любовь Коряженкова
Перспективное планирование занятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с природой родного края
▼ Скачать + Заказать документы
О значении природы в развитии дошкольника писали многие великие отечественные педагоги. К. Д. Ушинский настаивал на введении ребенка в мир природы, "ибо в ней есть все самое полезное и понятное для воспитания логики ума. "
Основной формой работы по ознакомлению детей с природой являются занятия, где старший дошкольник может непосредственно и опосредованно знакомиться с объектами живой и неживой природы. В зависимости от целей и программных задач подбираются методы, и выстраивается ход занятий.
Публикация «Перспективное планирование занятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с природой родного края» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Патриотическое воспитание. Планы
- Планирование. Планы работ
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
Перспективное планирование занятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с природой родного края по программе Н. Е. Вераксы "От рождения до школы".
Сентябрь. «Во саду ли, в огороде"
Беседа
«Во саду ли, в огороде»
Цель: расширять представления детей о многообразии мира растений: об овощах, фруктах и ягодах. Расширять знания детей о том, какой урожай собирают осенью в саду и в огороде. Развивать речь.
Беседа
«Откуда в магазине овощи?»
Цель: расширять представления детей об овощах и фруктах, месте их произрастания и способах ухода. Формировать представления детей о взаимосвязи труда человека и роста растений. Формировать желание делиться впечатлениями. Развивать речь.
Дидактическая игра
«Узнай по описанию»
Цель: закреплять представления детей об овощах, фруктах и ягодах, месте их произрастания, разнообразии блюд из них.
Дидактическая игра
«Раз, два, три-урожай собери!»
Цель: закреплять представления детей о разнообразии блюд, приготовленных и садово-огородных растений.
Дидактическая игра
«Узнай на вкус»
Цель: закрепить знания детей об овощах и фруктах на примере определения их по вкусу.
Беседа
«Чем полезны овощи»
Цель: закреплять представления детей о пользе овощей и фруктов для здоровья человека.
Сентябрь. «Экологическая тропа осенью»
Беседа
«Цветы нашего участка»
Цель: расширять представления детей о цветах, растущих на клумбе. Учить узнавать и правильно называть их. Расширять знания о продолжительности их цветения.
ормировать представления о пользе растений цветника.
Беседа
«Кустарники нашего участка»
Цель: расширять представления о кустарниках, растущих на участке, об их цветении на примере сезонных изменений. Дать знания о пользе кустарников для человека, птиц и насекомых.
Беседа
«Пень – домик для насекомых»
Цель: дать представления о взаимосвязи растительного и животного мира на примере сезонных изменений.
Беседа
«Скворечник»
Цель: расширять представления о пользе птиц для человека. Подвести к пониманию взаимосвязи между исчезновением насекомых и отлетом птиц.
Беседа
«Деревья нашего участка»
Цель: расширять представления детей о деревьях, растущих на участке детского сада.
Дидактическая игра
«Кто быстрее найдет дерево».
Цель: закреплять представления детей о деревьях, растущих на участке детского сада».
Беседа
«Что подскажет нам береза»
Цель: расширять представления детей о народных приметах на примере изменившихся листьев березы.
Беседа
«Зимой и летом-одним цветом».
Цель: расширять представления детей о хвойных деревьях участка, их отличительных признаках на примере сезонных изменений.
Беседа
«Что подскажет нам дуб».
Цель: расширять представления детей о лиственных деревьях, растущих на участке, их отличительных признаках на примере сезонных изменений.
Продуктивная деятельность
«Букет из осенних листьев»
Цель: формировать умение составлять композиции из осенних листьев. Воспитывать эстетическое отношение к природе.
Октябрь. «Берегите животных»
Рассказ
«Животные в мире природы»
Цель: расширять представления детей о животных родного края. Формировать представления о классах животных.
Беседа
«Почему нужно беречь животных»
Цель: расширять представления о пользе животных для человека.
Рассказ
«Кто где живет»
Цель: расширять представления детей о приспособленности животных к среде обитания.
Беседа
«Как можно беречь животных»
Цель: расширять представления детей о мероприятиях, посвященных охране животных.
Беседа
«Что такое плакат»
.Цель: формировать представления о пользе плакатов для оформления выставки «Берегите животных»
Демонстрация плакатов
«Берегите животных»
Цель: дать представление о плакате, способах их оформления.
Беседа
«Как мы можем оформить плакат»
Цель: расширять знания о способах оформления плакатов.
Продуктивная деятельность-оформление плакатов.
«Берегите животных»
Цель: развивать умение рисовать по замыслу. Развивать творчество, инициативу и умение работать в коллективе.
Презентация плакатов. Описательный рассказ
Цель: закреплять представления детей о том, как и почему нужно охранять животных.
Октябрь. «Прогулка по лесу»
Рассказ
«Лес-наше богатство»
Цель: познакомить детей с природным сообществом-лесом. Формировать представления о пользе леса для растений, птиц, зверей и человека. Воспитывать интерес к природе.
Демонстрация видеофильма. Беседа с элементами рассказа.
«Лиственный лес».
Цель: расширять представления детей о многообразии растительного мира. Дать представление об отличительных признаках лиственных деревьев и кустарников.
Демонстрация видеофильма. Беседа с элементами рассказа.
«Лиственный лес».
Цель: систематизировать знания о лиственном лесе. Расширять представления детей о пользе леса в жизни человека и животных.
Рассказ
«Хвойные деревья»
Цель: формировать представления детей о хвойных деревьях, их отличительных признаках. Расширять представления детей о правилах поведения в лесу.
Демонстрация видеофильма. Беседа с элементами рассказа.
«Хвойный лес»
Цель: систематизировать знания детей о хвойном лесе. Расширять представления детей о пользе леса для человека и животных.
Демонстрация видеофильма. Беседа с элементами рассказа
«Кустарники леса»
Цель: расширять представления детей о кустарниках леса. Систематизировать знания об отличительных признаках деревьев и кустарников.
Демонстрация видеофильма. Беседа с элементами рассказа.
«Грибы леса»
Цель: формировать представления детей о съедобных и несъедобных грибах, их отличительных признаках. Расширять представления детей о пользе грибов для человека и животных. Формировать представления о правилах сбора грибов.
Демонстрация видеофильма
Беседа с элементами рассказа.
«Травянистые растения леса»
Цель: расширять представления детей о травянистых растениях леса, их отличительных признаках. Воспитывать интерес и любовь к природе.
Презентация книги
«Растения леса»
Цель: привлечь детей к оформлению выставки «Растения леса»
Ноябрь. «Осенины»
Рассказ
«Осенины»
Цель: формировать представления детей о старинном празднике «Осенины». Познакомить детей с традиционным народным календарем. Расширять представления о старинных традициях.
Обыгрывание стихотворения
«Здравствуй, Осень»
Цель: расширять представления о сезонных изменениях в природе, характерных признаках осени. Воспитывать умение произносить стихотворение по ролям.
Дидактическая игра
«Узнай на ощупь»
Цель: закреплять представления детей об овощах и фруктах, их отличительных признаках.
Дидактическая игра
«Чудесный мешочек»
Цель: закреплять знания детей об овощах и фруктах, их отличительных признаках.
Художественное слово. Загадки об овощах и фруктах.
Цель: закреплять представления детей об овощах и фруктах, месте их произрастания.
Прослушивание песни
«Осенины на Руси»
Цель: приобщать детей к русской народной культуре.
Воспитывать основы патриотизма
b]Чтение стихотворения[/b]
«Листопад» И. Бунин
Воспитывать эмоциональный отклик на произведение
Беседа
«Дары осени»
Цель: систематизировать знания детей о пользе садово-огородных растений.
Оформление выставки
«Дары осени»
Цель: воспитывать эстетическое отношение к природе
Ноябрь. «Пернатые друзья»
Викторина «Пернатые друзья»
Загадка о сове.
Составление рассказа
«Сова»
Цель: закреплять представление детей о сове. Развивать речь.
Загадка
«О синице»
Цель: закрепить знания об отличительных особенностях внешнего вида синицы
Загадка
«О голубе»
Цель: закрепить знания об отличительных особенностях внешнего вида голубя.
Загадка
«Снегирь»»
Цель: закреплять представления об особенностях внешнего вида снегиря
Беседа
«О дятле»
Цель: закреплять представление детей об отличительных признаках внешнего вида дятла. Расширять представления детей о пользе дятла для деревьев леса
Чтение стихотворения
«Скворец» М. Несмеянова
Цель: расширять представления детей об отличительных признаках внешнего вида скворца
Беседа
«Зимующие птицы»»
Цель: расширять представления детей о зимующих птицах. Воспитывать интерес и любовь к природе
Беседа
«Перелетные птицы»
Цель: расширять представления детей о перелетных птицах. Воспитывать интерес и любовь к природе
Беседа с элементами рассказа
«Перелетные и зимующие птицы»
Цель: расширять представления детей о зимующих и перелетных птицах по способу их питания.
Подвести детей к пониманию необходимости заботы о птицах
Декабрь. «Покормим птиц»
Наблюдение за птицами зимой.
Цель: формировать представления детей о жизни птиц зимой. Воспитывать желание заботиться о птицах, выделяя признаки живого организма.
Рассказ
«Зимующие птицы»
Цель: дать представления о зимующих птицах родного края, их отличительных признаках внешнего вида. Рассказать детям о том, как тяжело приходится птицам зимой.
Беседа
«Как мы можем помочь санитарам огорода зимой».
Цель: расширять представления детей о зимующих птицах. Уточнить знания о пользе птиц для человека. Формировать представления детей о зимующих птицах по способу их питания. Развивать речь.
Трудовая деятельность
Привлечение детей к вывешиванию кормушки
Воспитывать желание оказывать посильную помощь взрослым
Трудовая деятельность
Подкормка птиц
Цель: воспитывать желание заботиться о птицах, выделяя признаки живого организма. Развивать эмоциональную отзывчивость
Дидактическая игра
«Какая птица лишняя?»
Цель: расширять представления детей о птицах. Формировать умение называть зимующих птиц.
Беседа
«Птичья столовая»
Цель: расширять представления детей о том, чем можно подкармливать зимующих птиц.
Наблюдение
«Птицы нашего участка»
Цель: расширять представления о зимующих птицах. Формировать желание наблюдать за птицами, не мешая им.
Беседа
«Какие птицы посетили столовую»
Цель: продолжать вызывать интерес к пернатым. Закреплять представления о зимующих птицах родного края
Чтение стихотворения
«Покормите птиц зимой» М. Несмеянова
Цель: воспитывать интерес и любовь к природе.
Декабрь. «Как домашние животные помогают человеку»
Беседа
«Домашние животные»
Цель: расширять представления детей о животных по месту обитания. Дать представления о пользе домашних животных для жизни человека
Беседа
«Как лошадь может помочь человеку»
Цель: расширять представления детей о пользе лошади для жизни человека. Воспитывать интерес к животным
Беседа
«Как корова помогает человеку».
Цель: расширять представления детей о том, какую пользу дает человеку корова.
Беседа
«Собака-верный друг человека».
Цель: закреплять представления детей о пользе собаки в жизни человека.
Беседа
«Где живут домашние животные»
Цель: продолжать закреплять знания детей о жилищах животных. Активизировать речь детей по теме: жилище, будка, хлев, конюшня.
Продуктивная деятельность (рисование)
«Домашние животные»
Цель: развивать творческие способности, умение рисовать животных
Январь. «Зимние явления в природе»
Чтение художественной литературы
«Зимние братья» Н. Виноградова
Цель: расширять знания о зимних месяцах, их особенностях, отличительных признаках.
Беседа по содержанию
«Зимние месяцы»
Цель: расширять представления детей о зимних изменениях в природе. Закреплять знания о зимних месяцах
Беседа
«Зимние явления природы»
Цель: расширять представления детей о зимних явлениях в природе. Активизировать в речи детей слова «изморось», «иней»
Дидактическая игра
«Придумай слово».
Цель: закреплять представления детей о зимних явлениях в природе (снег, метель, ветер, снегопад, иней, изморось)
Опытно-экспериментальная деятельность
«Свойства снега»
Цель: подвести детей к пониманию зависимости состояния снега от температуры воздуха.
Опытно-экспериментальная деятельность
«Свойства льда».
Цель: подвести детей к пониманию зависимости состояния льда от температуры воздуха.
Опытно-экспериментальная деятельность
«Форма льда»
Цель: подвести детей к пониманию того, что лед может принимать разнообразную форму
Продуктивная деятельность Составление коллективного панно
«Мороз -художник»
Цель: развивать творческие способности, умение рисовать снежинки по заданному образцу.
Январь. «Экологическая тропа в здании детского сада»
Беседа
«Растения экологической тропы»
Цель: расширять представления детей о многообразии мира растений. Воспитывать эстетическое отношение к окружающему.
Наблюдение
«Наблюдение за кливией»
Цель: учить узнавать комнатное растение кливию, отмечать характерные особенности внешнего вида.
Рассказ
«Кливия-капризное африканское растение»
Цель: дать представление о комнатном растении. Формировать представления о способах ухода, правильного полива.
Наблюдение с элементами рассказа
«Наблюдение за зигокактусом».
Цель: расширять представления детей об особенностях внешнего вида растения, способах правильного ухода за ним
Наблюдение с элементами рассказа
«Сансиньера –украшение группы»
Цель: дать представления о внешнем виде растений, особенностях ухода, способами правильного полива
Наблюдение с элементами рассказа
Наблюдение за традесканцией
Цель: дать представления о внешнем виде растений, особенностях ухода, способами правильного полива
Дидактическая игра
«Угадай растение по описанию»
Цель: закреплять представления о признаках комнатных растений (форма листьев, окраска цветов, их количество на цветоножке).
Наблюдение с элементами рассказа
«Наблюдение за колеусом»
Цель: дать представления о внешнем виде растений, особенностях ухода, способами правильного полива.
Итоговая беседа
«Такие разные растения»
Цель: систематизировать знания детей о комнатных растениях, их отличительных признаках, особенностях внешнего вида. Закрепить представления о способах правильного ухода
Февраль. «Цветы для мамы»
Беседа
«Что подарим мамам на праздник».
Цель: расширять представления детей о празднике 8 марта. Воспитывать эмоциональную отзывчивость.
Рассказ
«Как размножаются растения»
Цель: познакомить детей с вегетативным способом размножения растений. Формировать знания об особенностях правильной посадки нового растения.
Наблюдение за трудом взрослого
Цель: формировать представления о способах вегетативного размножения растений на примере их выращивания.
Рассказ
«Что сначала, что потом»
Цель: расширять представления о последовательности посадки черенка.
Трудовая деятельность
Посадка черенка растения.
Цель: учить высаживать рассаду комнатных растений. Воспитывать позитивное отношение к труду, желание трудиться.
Индивидуальная работа
Помощь в посадке черенка
Цель: закреплять навык правильной посадки. Воспитывать интерес и любовь к природе.
Рассказ
«Как развивается черенок»
Цель: расширять представления о последовательности роста растений
Моделирование
«Как растут растения"
Цель: учить детей отмечать последовательность роста растений, пользуясь условными обозначениями.
Февраль. «Экскурсия в зоопарк»
Беседа
«Чем полезны насекомые человеку?»
Цель: продолжать формировать представления о пользе насекомых для человека.
Презентация
«Павильон с птицами»
Цель: дать представления о многообразии мира птиц, месте их содержания. Продолжать расширять знания об основных классах животных.
Беседа
«Что мы знаем о птицах».
Цель: расширять представления детей о разнообразии мира птиц, особенностях их внешнего вида. Закреплять представления о пользе птиц для человека
Презентация
«Аквариум с рыбами»
Цель: расширять представления детей о многообразии мира рыб, месте их содержания
Беседа
«Что мы знаем о рыбах»
Цель: расширять представления детей об отличительных признаках рыб, их приспособленности к среде обитания.
Презентация "Дикие животные" Беседа с элементами рассказа.
Цель: расширять представления детей о многообразии животного мира. Продолжать формировать представления об отличительных признаках внешнего вида
Беседа
«Такие разные животные»
Цель: систематизировать знания детей о многообразии животного мира. Продолжать расширять представления о классах животных
Продуктивная деятельность (рисование)
По замыслу
Цель: развивать умение создавать сюжет по замыслу, творческие способности
Март. «Мир комнатных растений»
Беседа
Комнатные растения нашей группы
Цель: формировать представления детей об отличительных признаках растений по внешнему виду. Воспитывать эстетическое отношение к окружающей действительности
Рассказ
«Кто такие цветоводы»
Цель: дать представление о профессии цветовода.
Рассказ
«Растения-живые организмы» Цель: расширять представления детей об условиях роста комнатных растений.
Беседа
«Из каких частей состоит растение».
Цель: расширять представления детей об условиях роста комнатных растений на примере их выращивания.
Рассказ
«Такие разные растения».
Цель: дать представление о светолюбивых и теневыносливых растениях
Рассказ
«Как правильно ухаживать за комнатными растениями»
Цель: формировать представления о способах правильного полива, ухода за листьями и опрыскивания комнатных растений
Дидактическая игра
«Магазин цветов»
Цель: закреплять характерные признаки комнатных растений.
Дидактическая игра
«Найди по описанию»
Цель: закреплять названия комнатных растений.
Трудовая деятельность
Уход за комнатными растениями
Цель: формировать умение правильного рыхления и полива и протирания листьев комнатных растений
Индивидуальная работа
Помощь в трудовой деятельности
Цель: формировать навыки правильного ухода за комнатными растениями
Моделирование
Ведение дневника наблюдений
Цель: продолжать учить делать зарисовки изменений роста растений, пользуясь условными обозначениями.
Март. «Водные ресурсы Земли»
Беседа
«Голубая планета»
Цель: расширять представления детей о водных ресурсах Земли на примере рассматривания глобуса
Художественное слово
Отгадывание загадки
«Ручеек»
Цель: расширять представления детей об источнике появления воды. Развивать логическое мышление
Рассказ
«С голубого ручейка начинается река»
Цель: дать представления об источнике появления воды. Формировать знания о пользе водных ресурсов для здоровья человека
Рассказ
«Как из родника образуется река?»
Цель: дать представления об источнике появления реки, о том, почему нужно беречь воду.
Дидактическая игра
«Кто живет в реке»
Цель: закреплять представления о речных обитателях, их отличительных особенностях внешнего вида, приспособленности к среде обитания.
Презентация
«Морские жители»
Цель: расширять представления детей о жителях морей.
Рассказ
«Морские обитатели»
Цель: дать представления о морских обитателях
Беседа
«Река, море, океан»
Цель: систематизировать знания о водных ресурсах Земли.
Дидактическая игра
«Море волнуется раз»
Цель: закреплять знания детей о морских обитателях.
Создание плаката
«Берегите воду»
Цель: развивать умение создавать сюжет по замыслу.
Апрель. «Леса и луга нашей родины»
Беседа
«Правила викторины»
Цель: дать представления о правилах викторины. Развивать умение работать в команде. Воспитывать чувство коллективизма.
Викторина «Что, где, Когда?»
Цель: закреплять знания о многообразии растительного и животного мира родного края.
Закреплять представления о взаимосвязи растительного и животного мира.
Развивать познавательную активность, творчество, инициативность.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Вопрос о хвойном лесе.
Вопрос о названиях кустарников
Вопрос о съедобных и несъедобных грибах
Вопрос о перелетных птицах
Вопрос о зимующих птицах.
Вопрос о классах животных
Вопрос о насекомых
Подведение итогов
Награждение победителей
Цель: стимулировать познавательную активность детей
Апрель. «Весенняя страда»
Игровая обучающая ситуация
«Весенняя страда»
Цель: формировать представления о посевных работах весной
Презентация
«Как работает трактор в поле»
Цель: формировать представления о посевных работах в поле
Рассказ
«О хлеборобах»
Цель: формировать представления детей о людях, занимающихся сельским хозяйством. Расширять представления детей об особенностях сельскохозяйственных работ в весенний период. Воспитывать уважение к людям рабочих профессий.
Рассказ
«Как колосок стал хлебом»
Цель: формировать представления о способах выращивания хлеба. Дать знания о взаимосвязи труда человека и роста растений.
Беседа
«Как колосок стал хлебом?
Цель: расширять представления о способах выращивания хлеба. Дать знания о взаимосвязи труда человека и роста растений.
Беседа
«Хлеб-всему голова».
Цель: формировать представления детей о полевых культурах. Активизировать в речи детей слова (рожь, пшеница).
Беседа
«Почему нужно беречь хлеб»
Цель: расширять представления детей о пользе хлеба для здоровья человека. Формировать представления о взаимосвязи труда человека и ростом полевых культур
Художественное слово
Использование пословиц
Цель: воспитывать интерес к устному народному творчеству
Продуктивная деятельность
«Весенняя страда»
Цель: развивать умение создавать композицию по замыслу. Развивать творчество, инициативу.
Май. Природный материал - песок, глина, камни.
Опытно -экспериментальная деятельность.
Исследование свойств песка
Цель: на примере использования воды подвести детей к выводу о том, что из влажного песка можно лепить, а из сухого-нет.
Опытно-экспериментальная деятельность
Исследование состава песка
Цель: подвести детей к выводу о том, что песок сыпучий.
Опытно-экспериментальная деятельность
Исследование свойств глины
Цель: на примере сравнения с влажным песком подвести детей к выводу о том, что влажная глина - прочный материал.
Опытно-экспериментальная деятельность
Исследование свойств глины
Цель: подвести детей к выводу о том, что из глины можно лепить.
Опытно-экспериментальная деятельность
Исследование свойств глины
Цель: подвести детей к выводу о том, что сухая глина- твердый материал.
Рассказ
«Как человек может использовать песок и глину в своей жизни»
Цель: Расширять представления детей о пользе природных материалов для человека.
Опытно-экспериментальная деятельность
Исследование свойств камней
Цель: на примере сравнения с керамзитом подвести детей к выводу о том, что камень тяжелее воды.
Опытно-экспериментальная деятельность
Исследование свойств камней
Цель: на примере сравнения с мягким пластилином подвести детей к выводу о том, что камни не меняют форму.
Беседа
«О пользе природных материалов»
Цель: систематизировать знания детей о пользе природных материалов для жизни человека.
Май. «Солнце, воздух и вода-наши верные друзья».
Беседа
Цель: расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Формировать представления детей о пользе природных факторов для здоровья человека
Наблюдение с использованием беседы
«Наблюдение за елью»
Цель: расширять представления детей об отличительных признаках хвойного дерева на примере сезонных изменений.
Наблюдение за цветами на клумбе
Цель: расширять представления детей о растениях цветника, их отличительных особенностях.
Наблюдение с использованием беседы
«Наблюдение за скворцом».
Цель: расширять представления детей о перелетных птицах, особенностях их внешнего вида и повадках.
Цель: расширять представления детей о многолетних и однолетних растениях цветника, их отличительных признаках на примере сезонных изменений.
Трудовая деятельность
Высаживание цветочной рассады на клумбе
Цель: привлечь детей к посадке цветочных растений. Формировать навыки правильной присыпки и прикопки растений. Воспитывать желание помогать взрослым.
Дидактическая игра
«Не природная тропа»
Цель: развивать наблюдательность и умение замечать мельчайшие подробности в природе.
Итоговая беседа
«Растения нашего участка»
Цель: систематизировать знания детей о многообразии растительного мира. Воспитывать любовь к природе.