Лучший педагог года

Открытое занятие «О чем поют колокола?» (19 фото)

Елена Фотиева
Открытое занятие «О чем поют колокола?»

МБДОУ детский сад № 11 Смоленской области города Вязьма улица Ямская дом 41 «А».

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе

«О чем поют колокола».

2018 год

Цель:

1. Приобщение к истокам русской народной культуры.

2. Формирование чувства сопричастности к русской национальной истории и культуре.

Задачи.

1. Архитектура.

• Дать понятие об архитектуре, как искусстве создавать сооружения.

2. Литейное искусство. Колокола.

Публикация «Открытое занятие „О чем поют колокола?“» размещена в разделах

Дать понятие о литейном искусстве на Руси:

• Познакомить детей с историей происхождения колоколов на Руси.

• Дать представление о колокольне («Иван Великий» - в Москве,звоннице, разнообразии колоколов по размеру, индивидуальном колокольном звоне каждого колокола.

• Дать понятие о памятнике литейного искусства – «Царь – колокол».

• Познакомить с основными видами колокольного звона, дать понятие о Благовесте.

• Учить сравнивать колокольную музыку и различать виды колокольного церковного звона.

3. Духовно – нравственное воспитание.

• Развивать интерес к историческому и культурному прошлому русского народа, России.

• Формировать чувство причастности к жизни своего народа, желание быть продолжателями русских традиций.

• Развивать устойчивый интерес, эмоционально-эстетические чувства, вкусы, оценки и суждения при восприятии слайдов (с изображением русских храмов, Царь-колокола и т. п.)

4. Самостоятельная художественная деятельность детей.

• Вызвать желание у детей применять полученные знания об искусстве в самостоятельной творческой деятельности.

• Продолжать учить украшать колокольчики с помощью орнаментов и узоров растительного и геометрического характера, используя ритм, симметрию в композиционном построении.

• Закреплять полученные ранее навыки работы с гуашевыми красками и кистью № 2 для росписи.

5. Развитие речевых навыков детей.

Развивать интерес к речи, как к особому объекту познания:

• Учить определять родственные слова (колокол – колокольня, колокольный; звон – звонарь, звонница, звонить).

• Учить определять состав слова «Благовест» - благая весть.

Развивать связную речь:

• Учить использовать объяснительную речь, речь – доказательство.

• Учить использовать разнообразные средства выразительности (сравнения, эпитеты).

• Учить внимательно выслушивать ответы сверстников, помогать им в случае затруднений, доброжелательно исправлять речевые ошибки.

6. Предварительная работа.

• Лепка колокольчиков из соленого теста.

• Оформление презентации.

• Рассматривание иллюстраций с изображением храмовой архитектуры.

• Экскурсия по Москве (с использованием стенгазеты).

• Роспись в полосе с использованием растительных и геометрических орнаментов.

• Заучивание стихотворений о Москве.

• Рисование храмов города Вязьмы и «Спасской башни» в Москве.

7. Материалы к занятию.

Видеоаппаратура: ноутбук, проектор, экран.

• Музыкальный центр, диск с записью колокольного звона (звон Пасхальной Москвы – Благовест (Валерий Гаранин, Ростовские звоны).

• Мультимедийная презентация «О чем поют колокола

• Выставка «Колокольчики» (разные виды, из разных материалов).

• Мультимедийная презентация (слайды с изображением русских храмов, звонниц, колоколов).

• Деревянные заготовки колокольчиков, палитры с гуашевыми красками, баночки с водой, кисточки № 2, салфетки, клеенки.

• Иллюстрации из демонстрационного материала Вохринцевой С. В. «Москва» и «Достопримечательности Москвы».

8. Организация.

Занятие проводится в виде экскурсии.

Для продуктивной деятельности – столы стоят вдоль окон, накрыты клеенками, на столах все необходимые атрибуты для творчества.

Дети заходят в зал под спокойную музыку и здороваются с гостями.

Педагог обращает внимание детей на бутафорскую церковь с колокольней.

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на наше архитектурное сооружение. Оно вам что-то напоминает? Как можно назвать наш шедевр?

(выслушиваем ответы детей).

Давайте мы внимательно посмотрим на нашу церковь.

(рассматриваем все детали)

Посмотрите внимательно на самое высокое сооружение в нашей церкви.

- Может кто-то знает, как оно называется?

Это колокольня. А вы знаете, что самая высокая колокольня находится в городе Москве и называется она «Иван Великий».

(Давайте с вами посмотрим слайды)

Отправившись гулять по Москве, отовсюду можно увидеть золотую шапку «Ивана Великого».

Кто, силач, возьмет в охапку

Холм Кремля-богатыря?

Кто собьет златую шапку

У Ивана-звонаря?. Ф. Глинка

Колокольня «Иван Великий» - самое высокое сооружение в Кремле. В древней Москве не разрешалось строить здания выше колокольни «Ивана Великого».

- А как вы думаете, почему?

(выслушиваем предположения детей)

В давние времена она служила главной дозорной башней Кремля. На самой высокой площадке сидел караульщик и следил, нет ли опасности за рекой, и в случае тревоги – ударял в колокола.

Видно, вправду скоро сбудется

То, чего душа ждала:

Мне весь день сегодня чудится,

Что звонят колокола.

(звучит колокольный звон)

Колокольный звон появился на Руси очень давно. Он стал частью жизни целого народа. Колокольный звон звучал в будни, по праздникам и как мы выяснили – предупреждал об опасности.

Самая известная звонница находится в городе Ростове.

Со всего мира люди приезжают сюда послушать колокольную музыку.

(звучит звук «Ростовских звонниц»)

Чтобы звонарям было легче запомнить, в какой колокол звонить, колоколам давали названия : Сысой, Ясак, Голодарь, Баран, Козел, Красный. А на вершине колокольни «Иван великий» висит колокол с высоким звучанием, похожим на крик птицы, название его «Лебедь».

(предложить послушать звон различных колоколов и определить звучание: красиво, мелодично, звонко)

Музыкальная игра с колокольчиком.

Под музыку Д. Шостаковича исполняется «Вальс-шутка».

А сейчас ребята, я приглашаю вас на небольшую экскурсию.

(дети идут за педагогом к иллюстрации с изображением «Царь-колокола», на экране слайд)

Знакомство с «Царь – колоколом».

Глас Божий, глас народа, вещий глас –

Так на Руси колокола тысячелетье звали.

Они звонили в праздник и в недобрый час

И дела важного без них не начинали.

И. Панова

В давние времена на Руси каждый день утром и вечером, в праздники и будние дни люди слышали колокольный звон.

Русские цари любили бывать на колокольне и наслаждаться колокольным звоном. Каждый государь стремился отлить свой именной колокол.

Императрица Анна - Иоанновна тоже распорядилась отлить колокол. Посмотрите, какие внушительные размеры у этого колокола. На поверхности колокола с двух сторон отлиты изображения царя Алексея Михайловича и императрицы Анны - Иоанновны, при полном облачении и с символами царской власти – скипетром и державой.

Но во время работ случился сильнейший пожар. Люди, пытаясь потушить огонь, заливали литейную яму водой. И колокол, не выдержав перепада температур, был испорчен. Он покрылся трещинами и от него отвалился большой кусок.

Около ста лет колокол пролежал в земле и только потом был извлечен из земли и поставлен на постамент. Теперь – это памятник, который находится в Москве на территории Кремля. Таким образом, этот огромный колокол так ни разу не зазвонил.

- А вызнаете, что существует много легенд о колоколах.

Слайд

Я вам сейчас расскажу легенду о Валдайских колокольчиках.

Однажды, по приказу московского князя в Великом Новгороде сняли вечевой колокол и перевезли его в Москву. Колокол благополучно добрался до Москвы, где был перелит в другие колокола. Но, легенда гласит, будто по дороге, на одном из крутых склонов Валдайских гор сани с колоколом резко покатились вниз, и колокол разбился на части.

Местные мастера собрали осколки и отлили из них маленькие валдайские колокольчики.

Давайте послушаем звон валдайских колокольчиков.

Колокол в древней Руси имел большое значение. Удары колокола отсчитывали время. По их сигналам люди знали, когда вставать, когда за работу приниматься, в какой день праздник.

• Говорят, что под колокольней не живут крысы. Почему?

• Крестьяне вешали на шею домашним животным колокольчики, чтобы те не заблудились, гуляя по лесам и лугам. Колокольный звон отгонял от стада хищников.

Колокольный звон лечит. Кто видел в домах вот такие подвески?

(рассматриваем подвески над дверями, звеним ими)

- Как вы думаете, для чего вот такие устройства вешают над дверями?

(выслушиваем ответы детей)

Люди верят, что колокольный звон отпугивает нечистую силу.

Выступление ансамбля тональных колокольчиков.

О церковном звоне «Благовест».

- Самый главный из церковных звонов – «Благовест».

Слайд

- Звучал он в пасхальную неделю, когда праздновали праздник «Пасху». В этом звоне слышится призыв: «К нам. ,к нам. ,к нам.». В это время разрешалось любому человеку подняться на колокольню и позвонить в колокола. Существует пословица: «В светлую седмицу, кто не звонарь».

Вот мы свами сегодня очень много времени говорим о колокольне, колоколах, колокольном звоне.

- А как же устроен колокол?

Слайд

(рассматриваем колокола)

- На что похож колокол? (предложить сравнить колокол с похожими по форме предметами).

Русские колокола имеют форму конуса, колпака, на котором есть ушко - для подвески. Посередине находится язык – металлический стержень. Слово «язык» не простое.

- Подумайте, что оно может обозначать?

Язык – во рту человека; язык – на котором разговаривают люди.

- На каком языке могут разговаривать люди?

Язык - стержень в колоколе или колокольчике.

- А как вы думаете, звонить в колокола – это просто?

Играть в колокола дело не простое, эту работу выполняет звонарь.

- Как вы считаете, как появилось слово звонарь? Какие близкие слова мы можем назвать?

Игра «Звонарь».

Дети встают в круг. Считалкой выбирают водящего. Он идет по кругу и приговаривает:

Дили-дон, дили-дон,

Отгадай, откуда звон.

Остальные игроки приплясывают на месте. На слово «звон» водящий поворачивается к игроку, стоящему возле него и, хлопнув в ладоши три раза, кланяется. Игрок тоже хлопает три раза в ладоши, кланяется и встает за водящим. Теперь они вдвоем идут по кругу, приговаривая:

Дили-дон, дили-дон,

Отгадай, откуда звон.

На слово «звон» водящий опять хлопками и поклоном приглашает следующего игрока включиться в игру. Так игра продолжается до тех пор, пока сзади водящего не окажется 4-6 человек. После этого дети, оставшиеся в кругу хлопают, а водящий и выбранные им играющие приплясывают.

- Давайте посмотрим на нашу колокольню. Вот как вы думаете, чего в ней не хватает?

Правильно, колоколов!

Я предлагаю пройти вам на свои места, и расписать колокольчики. Потом мы свами поместим колокольчики на колокольню.

(дети занимаются росписью)

По окончании росписи, все колокольчики помещаются на колокольню.

Дети выстраиваются для исполнения песни Е. Крылатова «Колокола».

Перед песней исполняются стихи.

Колокол дремавший разбудил поля,

Улыбнулась солнцу сонная земля.

Понеслись удары к синим небесам,

Звонко раздается голос по лесам.

Скрылась за рекою белая луна,

Звонко побежала резвая волна.

Тихая долина отгоняет сон,

Где то за дорогой замирает звон.

Сегодня вы познакомились со старинной русской музыкой – колокольными звонами, услышали голоса разных колоколов – больших и маленьких.

Желаю вам, чтобы для вас и для наших гостей всегда звучал колокольный перезвон «Благовест», т. е. звон, который рассказывает о доброй вести.

Открытое занятие «О чем поют колокола?»
Фото «О чем поют колокола?»
Открытое занятие - фото
МБДОУ детский сад Смоленской области города Вязьма улица Ямская дом А Открытые занятия Конспекты открытого занятия в подготовительной к школе группе О чем поют колокола Приобщение к истокам русской народной культуры Формирование чувства сопричастности к русской национальной истории и культуре Дать понятие об архитектуре как искусстве создавать сооружения Литейное искусство Публикация Открытое занятие О чем поют колокола размещена в разделах Колокольчики и колокола Конспекты занятий Все конспекты Открытые занятия Конспекты Темочки Конкурс для воспитателей и педагогов Лучший конспект занятия НОД декабрь Дать понятие о литейном искусстве на Руси Познакомить детей с историей происхождения Колокольчики и колокола колоколов на Руси Дать представление о колокольне Иван Великий в Москве звоннице разнообразии колоколов по размеру индивидуальном колокольном звоне каждого колокола Дать понятие о памятнике литейного искусства Царь колокол Познакомить с основными видами колокольного звона дать понятие о Благовесте Учить сравнивать колокольную музыку и различать виды колокольного церковного звона Духовно нравственное воспитание
Публикации по теме:

Пояснительная записка «О чем поют колокола?» . Пояснительная записка. Цель: приобщение детей к социокультурным ценностям русского народа. Задачи: - развивать интерес к историческому.

Дидактическая игра «Чем питаются животные» по закреплению знаний о том, чем питаются разные домашние и дикие животныеДидактическая игра «Чем питаются животные» по закреплению знаний о том, чем питаются разные домашние и дикие животные Зайка завтракал на грядке, Как же овощи здесь сладки! Уплетал зайчишка ловко И капустку, и морковку. (Людмила Громова) Ежик по лесу гулял,.

Фотоочерк «Звонили болховские колокола»Фотоочерк «Звонили болховские колокола» Разлился по округе Колокольный звон. Согревает душу Эхом перезвон. Звук вселится песнью, До чего ж он чист! Превратит он сердце В светлый.

Фотоотчёт «Детки в садике живут, здесь играют и поют»Фотоотчёт «Детки в садике живут, здесь играют и поют» Уважаемые коллеги! Сегодня я представляю вам фотоотчет, чем мы занимаемся в нашей группе. Будни в детском саду проходят очень весело, интересно.

Фотозарисовки «Путешествие «колокола мира» из Германии в Великий Новгород»Фотозарисовки «Путешествие «колокола мира» из Германии в Великий Новгород» Доброго всем вечера, уважаемые коллеги. Сегодня в моем родном поселке был настояший переполох. Необычное зрелище увидели жители и гости.

Комплексное тематическое занятие в старшей группе «На чем люди ездят» Комплексное тематическое занятия (Интегрированный подход) в старшей группе Воспитатель: Игитханян М. А. «На чем люди ездят» Цели: • Закрепить.

Конспект НОД «О чем поют птицы весной?» (старший дошкольный возраст)Конспект НОД «О чем поют птицы весной?» (старший дошкольный возраст) Конспект НОД «О чем поют весной птицы?» Старший дошкольный возраст. (здоровьесберегающие технологии) Цель: уточнить и расширить представления.

Литературно-музыкальная композиция для учащихся старших классов «Когда поют солдаты» Литературно-музыкальная композиция «Когда поют солдаты» Учитель: Кудрявцева Лидия Ивановна Цель: ознакомление с песнями самодеятельных.

Занятие «О чем рассказывает луч солнца» Почему небо голубое. Цель : содействовать обогащению развития познавательных потребностей ребенка, росту интереса к изучению предметов и.

Открытое занятие «На чем всё держится» Открытое занятие «На чем всё держится». Воспитателя Пинчук С. В. - средняя группа. Цель: Познакомить с особенностями костной системы человека,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Открытое занятие «О чем поют колокола?»
Опубликовано: 1 декабря 2018 в 19:07
+55Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД