Елена Токарева
Открытое занятие «Перелетные и зимующие птицы» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое занятие
художественно – эстетическое развитие детей интеграция с социально-коммуникативным и познавательным развитием
«Перелетные и зимующие птицы»
Подготовительная группа
Подготовила воспитатель
Е. А. Токарева
г. Аксай
2019
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Время занятия : 30 минут.
Публикация «Открытое занятие „Перелетные и зимующие птицы“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2020
Цель: Расширять и уточнять представления о живой природе. Учить наблюдать, развивать любознательность.
Оборудование:
Иллюстрации перелетных и зимующих птиц; аудиозапись с пением птиц; мяч резиновый средний; 1 большой магнит; магниты по количеству детей; скрепки большие; раскраски с изображением птиц на каждого ребенка; мелкие игрушки, пробки; 2 условных знака на подставках.
Задачи по образовательным областям:
Образовательная область: Познавательное развитие:
- расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах;
-способствовать самостоятельному использованию действий экспериментального характера, для выявления скрытых свойств;
- воспитывать доброе отношение ко всему живому в природе, чувство ответственности за судьбу птиц, вызвать желание заботиться о них.
Образовательная область: «Речевое развитие»
-Учить высказывать и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.
-Формировать умение вести диалог между воспитателем и детьми; учить быть доброжелательными и корректными собеседниками.
- упражнять детей в образовании уменьшительно-ласкательных слов;
- активизировать словарь: зимующие, перелетные, гогочут, щебечут, срекочут, курлыкают, кукуют.
Образовательная область: «Художественно - эстетическое развитие»
Формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства, к художественно-творческой деятельности.
Воспитывать самостоятельность; развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании.
Продолжать формировать умение свободно владеть карандашом, закрашивать аккуратно, мелкими штрихами, не выходя за контуры рисунка.
Образовательная область: «Физическое развитие»
-Воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности.
Образовательная область: «Социально коммуникативное развитие»
-Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение самостоятельно объединяться для совместной игры, договариваться, помогать друг другу.
Ход занятия:
Дети находятся в группе с воспитателем.
Организационный момент:
I. Введение в игровую ситуацию.
Воспитатель. Ребята послушайте внимательно стихотворение, Е. Благининой, которое я вам прочитаю.
«Скоро белые метели
Снег подымут от земли.
Улетают, улетели,
Улетели журавли.
Не слыхать кукушки в роще
И скворечник опустел.
Аист крыльями полощет –
Улетает, улетел.
Лист качается узорный
В синей луже на воде.
Ходит грач с грачихой чёрной
В огороде на гряде.
Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи.
Улетают, улетели,
Улетели и грачи".
Вос: О чем рассказывается в стихотворении?
Куда же это все птицы улетают?
Дети. Об осени. О птицах, которые улетают в тёплые края.
2. БЕСЕДА:
Воспитатель.
- Верно. И мы сегодня поговорим о птицах, которые остаются с нами зимой, и вспомним тех, которые улетели.
- Уже наступила зима, и многие птицы улетели в теплые края. Как называются эти птицы ….
Ответы детей. (Обобщаю ответы - перелетные). Закрепить в речи детей.
- А почему они улетают в теплые края? (потому что…боятся холода и голода).
- Ребята, а птицы, которые остаются зимовать в наших краях и прилетают к нам с севера как называются? А они не боятся холода и голода? Люди подкармливают птиц зимой, чтобы они … (не погибли от холода и голода).
Ответы детей. (Обобщаю ответы - зимующие). Молодцы!
II.Актуализация знаний.
- А как вы думаете, почему птиц называют пернатые?
- А как вы думаете, зачем птицам перья?
Ответы детей.
- (Обобщаю ответы) перья помогают сохранить тепло и придают птицам неповторимую окраску.
- Где же можно встретить птиц? Ответы 2-3 детей. (Обобщаю ответы - повсюду)
- Расскажите, где живут птицы? Ответы 2-3 детей. (Обобщаю ответы - строят гнезда)
-Кто скажет, а чем похожи птицы? Ответы 2-3 детей. (Обобщаю ответы - умеют летать, есть крылья, клюв)
- Посмотрите, сколько птиц к нам прилетело (обращаю внимание на доску, где расположены картинки с птицами).
Вместе с детьми переходим ближе к доске. Дети рассматривают некоторое время картинки.
-Каких из них вы знаете, назовите.
Ответы детей.
- Птиц много. Ветерок случайно перепутал картинки всех птиц, давайте разберемся, какие из них перелетные, а какие зимующие.
Ставлю на пол два условных знака на держателях. Обговариваем каждый знак.
-Ребята, посмотрите, что обозначает этот знак (на картинке №1 изображены силуэты птиц, летящих клином).
Дети: - Перелетные птицы.
-Ребята, посмотрите, что обозначает этот знак (на картинке № 2 изображена кормушка для птиц).
Дети: - Зимующие птицы.
- Молодцы, правильно догадались.
-Давайте поиграем! Зимующие и перелетные птицы. Возьмите все по одной картинке, внимательно рассмотрите ее и подумайте, какая у вас птица и решите к какому знаку вам нужно прилететь! А затем проверим, все ли правильно нашли свою стайку.
Все дети становятся возле знаков.
- Молодцы! Вы правильно разделили птиц на зимующих и перелетных.
Положите картинки возле знаков.
- Почему же птицы улетают на юг, как вы думаете?
Ответы детей. (Обобщаю ответы - холодно, нет пищи)
III Затруднение ситуации
- Птиц ждет нелегкий путь на юг, но весной они возвратятся назад. Интересно, а как птицы находят дорогу на юг и обратно?
Ответы детей.
- Оказывается, они ориентируются днем по солнцу, а ночью по звездам и луне. А еще, ученые установили, что птицы чувствуют магнитные поля, которые окружают Землю. Хотите узнать, как это происходит?
IV Введение нового
Вместе с детьми передвигаемся к столу, на котором лежат магниты в коробочке и скрепки, рассыпанные по столу.
- Наша планета Земля – это огромный природный магнит. А магнит умеет притягивать.
- У меня есть магнит. (Показываю детям).
-Представим, что наш магнит - это Земля. А скрепки - птицы. Как вы думаете, что будет со скрепками, если поднести к ним магнит?
Дети предлагают разные варианты действия магнита.
- Давайте попробуем.
V Включение нового знания в систему знаний
Опыт с магнитом. Дети проверяют действие магнита. Объясняют увиденное.
-Видите, как скрепки тянутся к магниту. Так происходит действие магнитных сил Земли. Земля притягивает к себе птиц.
- А сейчас давайте поиграем!
Дидактическая игра «назови ласково».
- Я буду бросать вам мяч, и называть птицу, а вы возвращайте мне мяч и называйте эту птицу ласково.
- Воробей. Дети: - Воробышек.
- Синица. Дети: - Синичка.
- Галка. Дети: - Галчонок, галочка.
- Журавль. Дети: - Журавушка.
-Соловей - Соловушка!
- Голубь - Гулюшка, голубка.
Скворец – Скворушка
Сова - совушка!
-Молодцы!
- А сейчас давайте сравним человека, животных и птиц.
-У человека дети, а у птиц? Дети: - Птенцы.
- У кошки шерсть, а у птиц? Дети: -Перья.
- У собаки нос, а у птиц? Дети: - Клюв.
- У человека руки, а у птиц? Дети: - Крылья.
- Заяц бегает, а птицы? Дети: - Летают.
- Корова мычит, а птицы….
Дети произносят разные звуки.
Включаю аудиозапись «Голоса птиц».
- Какие звуки вы услышали?
Дети подражают голосам птиц :- Чик-чирик, Кар-кар…и т. д.
-Ребята, оказывается, что разные птицы произносят звуки по-разному. Вот, например:
Гуси – гогочут.
- Воробей?
Дети: - чирикает.
Дальше называю птицу, а дети называют какой звук произносит птица, если затрудняются, помогаю. Со всеми детьми повторяем.
-Ворона – каркает.
- Дятел – стучит.
-Кукушка – кукует.
- Сова – ухает.
- Сорока – стрекочет.
-Соловей – поет.
- Голубь – воркует.
- Ласточка – щебечет.
- Журавль – курлычет. И т. д.
- А еще птицы могут шипеть, свистеть, галдеть и даже говорить по-человечьи.
Физкультминутка.
- Давайте представим, что мы с вами разные птицы и каждая говорит по-своему. Полетели!
Дети передвигаются по группе и произносят различные звуки, одновременно выполняют действия вместе с воспитателем.
Разминка: Летели птички, собой невелички.
Как они летели, все люди глядели. Дети бегут и машут руками,
Как они садились, все люди дивились. Дети садятся на корточки,
Сели, посидели, взвились, полетели.
Летели, летели, в небе песни пели. Дети бегут и машут руками.
- Молодцы!
Воспитатель: - Ребята, понравилась вам сегодняшняя наша встреча? Тогда я предлагаю вам на память об этой встрече нарисовать портреты птиц. Вы согласны? Что такое портрет?
Воспитатель: Правильно, портрет – это изображение кого - то на картине или фотографии. Я предлагаю вам нарисовать понравившуюся птичку.
Практическая часть.
В процессе самостоятельной работы воспитатель предоставляет детям свободу в творчестве, оказывая индивидуальную помощь.
Заключительная часть.
По окончании работы педагог предлагает детям разместить работы ребят на одном столе и посмотреть, что же получилось.
Воспитатель: - Ребята, какие замечательные работы получились у вас! Какая работа понравилась больше всех? Почему? Что вам сегодня понравилось больше всего? Что для вас было трудным? Вы все сегодня молодцы!