Ольга Кущенко
Открытое логопедическое занятие по развитию связной речи «Зима. Зимующие птицы» для детей с ОНР (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Зима. Зимующие птицы»
Цель: развитие связной речи.
Задачи:
- расширять и активизировать словарь;
- подбирать слова действия и слова признаки к предмету;
- подбирать родственные слова;
- формировать воздушную струю;
- формировать просодическую сторону речи;
- развивать общую моторику;
Публикация «Открытое логопедическое занятие по развитию связной речи „Зима, Зимующие птицы“ для детей с ОНР (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
- координировать речь с движением, развивать общие речевые навыки;
- развивать память, внимание, мышление;
- составлять рассказ описание с опорой на схемы;
- составлять рассказ по сюжетной картинке с опорой на схемы предложений;
- пересказ рассказа с опорой на сюжетные картинки;
- учить озаглавливать рассказ.
Оборудование: схемы слов действий и признаков; зимнее дерево; предметные картинки: снег, снежок, снежинка, снежки, Снежная королева, Снегурочка, Белоснежка, снегирь, снегопад, снегоход, снегокат, подснежник, снеговик; снежинки по количеству детей; видео картинки: зима, снег, снегири, снегирь; видео стихотворение; видео фильм; схемы к рассказу описанию «Снегирь»; волшебная книга Зимушки – зимы; сюжетная картинка и схемы предложений к рассказу «Зима»; сюжетные картинки к рассказу «В зимнем лесу»; мешок Зимушки – зимы с подарками по количеству детей.
I. Организационный момент.
Л: Послушайте загадку.
Запорошила дорожки,
Разукрасила, окошки,
Радость людям подарила
И на санках - прикатила. (Зима) Видео картинка.
Л: Назовите признаки зимы. (Дети называют признаки зимы)
Зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль)
Какой сейчас месяц? (Январь)
Л: Скажите, все, птицы улетают в тёплые края? (Нет)
Как называют птиц, которые остаются с нами зимовать? (Зимующие птицы)
Л: Назовите зимующих птиц. (Дети называют зимующих птиц)
II. Постановка темы занятия.
Л: Кто, догадался, о чём (о каком времени года) и о ком мы будем говорить? (О зиме и зимующих птицах)
III. Слова действия и слова признаки.
Л: Скажите, как, ласково, мы называем зиму? (Зимушка)
Зимушка – зима подготовила для вас задания. Послушайте.
Как будто белой скатертью
Он крышу застелил,
В серебряные платьица
Деревья - нарядил. (Снег) Видео картинка.
Л: Скажите, снег что делает? Дети называют, логопед крепит на доску символ слова действия.
Л: Снег, какой? Дети отвечают, на доску крепится символ слова признака.
IV. Дыхательная гимнастика «Снегопад».
Л: Как называется, явление, когда снег падает? (Снегопад)
Устроим - снегопад! (Да)
Дети берут по снежинке, кладут на ладошку и делают дыхательную гимнастику.
Возвращают снежинки и садятся на ковёр по-турецки.
V. Родственные слова.
Л: Назовите родственные слова (найдите родственников) слова снег.
Дети называют слова, находят картинки и вешают их на дерево.
Л: Молодцы! Садитесь на свои места.
VI. Л: От Зимушки – зимы есть ещё одно задание.
От простуд он не страдает,
Не страшится злобных вьюг
И к зиме не улетает
На далёкий знойный юг.
Пусть покроют снега груды
И пригорок, и пустырь –
Раз красавец прилетел к нам,
Житель севера … (снегирь).
Видео картинка и стихотворение:
На рябиновых ветвях
Снегири расселись.
Ярко-красным фонарём
Грудь у них горит.
Среди ягод наливных
Трелями распелись,
А на веточках, как пух
Первый снег лежит.
Злая стужа не страшна
Снегирю красавцу,
Весело с подружкой он
Будет пировать.
От морозов ягода
Стала только слаще,
Так и хочется скорей
Всю её склевать.
Л: Мы тоже учили стихотворение Л. Татьяничевой «Снегири». Кто хочет рассказать?
2 – 3 ребёнка рассказывают стихотворение.
Снегири
Зарумянились кустарники
Не от утренней зари.
Это красные фонарики
Засветили снегири.
Чистят пёрышки пунцовые,
Воду пьют из родника.
Переливы бубенцовые
Мне слышны издалека.
VII. Л: Мы посмотрим небольшой фильм о снегире. Видео фильм.
Л: А сейчас вы расскажете рассказ о снегире. Эти схемы вам помогут.
Дети цепочкой рассказывают рассказ, затем весь рассказ рассказывает один ребёнок.
VIII .Физкультминутка.
Давай дружок, смелей дружок,
Кати по снегу свой снежок.
Он превратится в толстый ком,
И станет ком снеговиком.
Его улыбка так светла!
Два глаза, шляпа, нос, метла.
Но солнце припечёт слегка -
Увы! - и нет снеговика.
В. Егоров
Дети проговаривают стихотворение и выполняют соответствующие движения.
IX. Л: Ой, что это? Да это же волшебная книга Зимушки – зимы.
Книга открывается рассказ, о зиме начинается.
Составьте рассказ по сюжетной картинке «Зима», а схемы предложений вам помогут.
Дети цепочкой, а потом по одному рассказывают рассказ.
Зима
Наступила холодная снежная зима. Выпало много снега. В воздухе кружатся белые пушистые снежинки. Дети играют в снежки и лепят снеговика. Из леса прилетели красногрудые снегири. На новогодний праздник к детям пришла Снегурочка.
X. Л: Поиграем в игру «Что бывает зимой, а чего не бывает».
Я буду говорить предложения, если это - бывает зимой, вы похлопаете в ладоши, если не бывает - потопаете.
- Зимой в лесу растут грибы и спеют ягоды.
- Зимой бывает много снега.
- Зимой катаются на лыжах и на санках.
- Зимой купаются и загорают.
- Зимой листья желтеют, краснеют и опадают.
-Зимой метут метели и воют вьюги.
- Зимой медведи спят в берлогах.
- Зимой у зайца шубка серая, а летом белая.
- Зимой реки и озёра покрыты льдом.
XI. Л: Снова книгу открываем, что в ней, мы сейчас узнаем.
Логопед читает рассказ и крепит картинки к доске.
Коля и Ваня поехали на лыжах в лес. В лесу было много белого пушистого снега. Снег лежал повсюду и даже на ветках деревьев. Мальчики увидели белку, которая сидела на ветке дерева около дупла и грызла шишку. Мимо детей пробежали быстроногие олени. Потом дети увидели большие медвежьи следы. Коля и Ваня испугались и поспешили домой. Дома за чашкой чая они весело рассказали своей младшей сестре, что и кого они видели в лесу.
Л: Как можно озаглавить рассказ?
Дети предлагают разные варианты, затем выбирается один более понравившийся «В зимнем лесу».
XII. Игра «Что изменилось?»
Дети закрывают глаза, логопед меняет картинки местами. Дети открывают глаза и говорят, что изменилось. Игра повторяется 3 – 4 раза.
XIII. Л: Кто готов пересказать рассказ?
Дети цепочкой, затем по одному пересказывают рассказ.
XIV. Итог.
Л: Что мы сейчас делали? Что вам понравилось больше всего?
Вы молодцы! Справились со всеми заданиями Зимушки – зимы. Зимушка - зима оставила вам мешок с подарками.
Логопед достаёт мешок и раздаёт подарки детям.