татьяна жигалова
Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Знакомство с гласной буквой Ы»
Цель: 1. Познакомить детей с гласной буквой ы, обратить внимание на особенности буквы ы – никогда не стоит в начале слова, поэтому не имеет заглавной формы.
2. Закреплять умение определять позицию звука в слове – в середине, в конце.
3. Совершенствовать умение детей проводить звуковой анализ слов.
4. Воспитывать желание у детей рассматривать картину и отвечать на заданные вопросы воспитателя.
5. Индивидуальная работа: с Даниилом Р. – закрепить твердые согласные звуки; с Сашей К. – отвечать полным предложением.
Публикация «Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Оборудование: картина, звуковые фишки, буква ы, алфавит с гласными буквами; азбука для дошкольников.
Ход занятия:
1. Воспитатель обращается к детям:
- Ребята, сегодня для нас была получена посылка. В этой посылке картина, которую нарисовал один художник. Как зовут этого художника я не знаю. Но всё равно мне хочется сказать ему спасибо за подарок.
Рассматривание картины:
1. Что вы видите в центре картины?
2. Что нарисовано слева на картине?
3. Для чего нужна крыша?
4. Что было бы если дом был без крыши?
5. Что мы видим на крыше?
6. Для чего нужна труба?
7. Откуда берётся дым?
2. Дети садятся за столы. Открывают «Азбуку для дошкольников». Воспитатель говорит:
- Откройте первую тетрадь по закладке, посмотрите на страницу слева и послушайте стихотворение:
Вышел дым из трубы,
Встал над крышей на дыбы,
Вырос выше облаков
И уплыл, и был таков.
В. Лунин
- Перед вами схема слова «дым». Сейчас мы с вами проведём звуковой анализ слова «дым». Ребёнок произносит слово так, чтобы каждый звук точно попадал в свой домик.
- Сколько всего звуков в слове «дым»? (3)
- Прочитать слово по модели. Сколько твёрдых согласных звуков в слове? (2 – это звук (д;м);
- Сколько гласных звуков? (1- это (ы) ;
-Посмотрите на следующую страницу тетради. Что вы видите в верхнем левом углу?
Перед вами схема слова «крыша». Давайте проведем звуковой анализ слова «крыша». Ребенок произносит слово так, чтобы каждый звук точно попал в свой домик.
- Выделите первый звук в слове; второй и т. д.
-Выложите слово «крыша» звуковыми фишками. (один ребёнок работает у доски, а дети в тетрадях)
Вопросы к детям:
1. Сколько всего звуков в слове «крыша»? (5)
2. Сколько гласных звуков? (2). Назовите их.
3. Сколько твёрдых согласных звуков (3) Назовите их.
4. Какой одинаковый звук в словах «дым» и «крыша» вы слышите? (гласный звук Ы).
3. Физ. минутка: Ставим руки перед грудью
Поворачиваться будем.
Там стена, а там окно
Это знаем мы давно.
Головой вращаем влево – вправо,
А потом три – четыре приседаем,
Наши ножки разминаем.
Мы размяться все успели
И за парты тихо сели.
4.– А сегодня я познакомлю вас с буквой Ы. Что такое буква? (это то что мы видим, читаем, пишем).
- Какой звук издаёт буква Ы? (гласный, потому что он произносится долго, он поётся).
- Посмотрите ребята, все буквы вышли гулять парами : мама с дочкой. Заглавная буква – мама, строчная – дочка. Только одна буква гуляет без мамы. Какая это буква? (Ы). Почему она одна, да ещё сердитая? Потому что она никогда не стоит в начале слова из – за этого она очень рассердилась и осталась одна без мамы.
- Найдите в тарелочке букву Ы и покажите. Рассмотрите её, пропишите пальчиком в воздухе. Почему у вас здесь только строчная буква Ы?
- Теперь уберите гласный звук (Ы) из модели слова «дым» и поставьте букву Ы; произнесите слово «дым».
- В модели слова «крыша» замените гласный звук (ы) на букву Ы.
- Где находится звук (Ы) в словах «дым» и «крыша»? (в середине слова). Напомнить детям, что буква Ы никогда не пишется в начале слова, поэтому есть только строчная буква Ы.
Ребёнок читает стихотворение про букву Ы.
3. Игра «Живые модели» со словом «крыша».
4. Работа в тетрадях: дети называют каждый рисунок, соединяют его со схемой соответствующего слова простым карандашом.
5. Пальчиковая гимнастика:
Вот помощники мои, их как хочешь поверни.
И вот эдак, и вот так, не обидятся никак.
Раз, два, три, четыре, пять
Не сидится им опять.
Постучали, повертели и опять работать захотели.
6. Открыть вторую тетрадь по закладке и выполнить задание.
7. Итог занятия :
1. С каким звуком мы сегодня познакомились, а какой буквой обозначается этот звук? (показ)
2. Что интересного было на занятии?