Автоманова Надежда Викторовна
Открытое занятие в подготовительной группе «В мире камней»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое занятие в подготовительной группе «В мире камней»
Составитель воспитатель Автоманова Н. В
Цель:
-Продолжать знакомство с камнями.
-Экспериментировать (классифицировать камни по разным признакам, выявлять их свойства и особенности;
-Воспитывать эмоционально-положительное отношение к природе;
-Развивать исследовательские навыки:
Публикация «Открытое занятие в подготовительной группе „В мире камней“» размещена в разделах
- Камни. Знакомство с камнями
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
-Поощрять речевую активность детей, обогащать словарный запас детей различными терминами, умение строить доказательную речь.
Расширять и уточнять представления детей о труде людей разных профессий.
Упражнять детей в умении определять название профессии по названиям действий.
Ход занятия
В сережках у мамы огнем он горит,
В пыли на дороге ненужным лежит,
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Он может быть мелкий – в ладошке лежать
Тяжелый, большой – одному не поднять.
Кто, дети, загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал?
Воспитатель. Сегодня мы соверши путешествие в удивительный мир камней.
Воспитатель: Мы с вами очень много говорили о нашей прекрасной планете Земля, о том, что на поверхности Земли растут леса, текут реки, распахнуты равнины и овраги, на Земле много морей и озер, а также возвышаются великолепные горы. Горы образовывались в течение многих – многих миллионов лет из окаменевших остатков растений и животных. Из-за их гигантских размеров люди думали, что горы вечны и неизменны. Но геологи, ученые, которые изучают горы доказали, что горы изменяются и что они не вечны.
Вопрос: что, может разрушить горы? (ответы детей).
Воспитатель: да, склоны гор разрушаются замерзающей водой, сильными ветрами, скалы вымываются дождем и потоками воды. Со временем даже высочайшие вершины превращаются в холмы и равнины.
- Ребята, кто из вас был в горах? Какими они бывают? (ответы детей).
Воспитатель: да, склоны гор бывают пологими, скалистыми, они состоят из слоев горных пород. Мы с вами много рассматривали иллюстраций, фотографий, где было видно, как горы изменялись под воздействием различных условий. Многие камни из нашей коллекции – это как бы кусочки гор.
- Подумайте и скажите, сложно ли найти камни?
- Скажите пожалуйста, где вы можете увидеть камни? (Ответы детей).
Воспитатель: (Показывает на ноутбуке разные виды камней и в натуральном виде.) В природе камней много, есть природные: кварц, графит, пемза, каменный уголь, гранит, гравий, мрамор, щебень, мел, гипс и многие другие, а есть искусственные: керамзит, кусочки кирпича, бетона, пенобетона и газобетона. Все камни отличаются друг от друга по цвету, по весу, по прочности, а также по происхождению. Нередко встречаются камни удивительной формы, напоминающие фигуры животных или человека. Камень красив от природы, его достаточно помыть и очистить.
Вопрос: Кто из вас может сказать, для чего нужны камни, где они могут использоваться? Высказывания детей.
Воспитатель: правильно, ребята, камень используется в строительстве домов, мостов, из щебня строят дороги, разноцветные камни используются в ландшафтном дизайне для украшения клумб, газонов, создания альпийских горок. (Просмотр презентации). В нашем поселке добывают такой камень нефелин. Что же можно сказать о нефелине?
Нефелин является одним из основных породообразующих минералов щелочных горных пород, относящийся к подклассу каркасных алюмосиликатов. В 1801 году французский минералог Р. Ж. Гаюи сделал описание минерала. Греческое слово «нефеле» означает облако. Под воздействием азотной кислоты минерал разлагается, при этом образуется масса в виде облака. Отсюда и произошло название минерала. Нефелин имеет и другое название – элеолит.
Цвет серый, грязно-зелёный, мясо-красный, бурый, реже минерал бесцветный. Блеск жирный. Иногда полупрозрачен.
Россия единственная в мире страна, которая использует нефелины в качестве сырья для производства алюминия.
Этот минерал очень важен в промышленности для нашей страны, так как используется в процессе производства алюминия, соды, а так же сырья для изготовления цемента высококачественных сортов. А так же этот материал может использоваться в стекольной и кожаной промышленности. Нефелиновые руды, добываемые в п. Белогорск КШНР попадают в г. Ачинск, где в дальнейшем их перерабатывают в глинозем. для производства алюминия, соды, цемента, поташа. Из г. Ачинска собственное сырье идет на Красноярский алюминиевый завод.
Давайте мы свами познакомимся люди каких профессий трудятся на нашем руднике.
Профессия маркшейдер:
маркшейдеры проводят разведку месторождений минералов, работают на горных предприятиях.
В КШНР при запуске добычи ресурсов, контроль над техническим соответствием ложиться на плечи инженера-маркшейдера.
Профессия «Бурильщик».
Бурильщик: это специалист по бурению, тот, кто занимается бурением скважин, их укреплением, вскрытием месторождений полезных ископаемых, обслуживанием техники. Бурильщик может работать на предприятии по добыванию газа, нефти, горных пород, а так же при строительстве метро, добычи минеральных вод, строительстве подводных резервуаров. В КШНР бурильщик проводит работу по подготовке скважин для взрыва горных масс (буровзрывные работы).
Профессия «Мастер-взрывник».
В КШНР взрывники выполняют работу по взрыву горных пород. И в данном ремесле ценятся высококвалифицированные специалисты с большим опытом работы. Потому что грамотно провести взрывные работы даже средней сложности- это долгий и кропотливый процесс, который включает в себя подготовительную работу, знакомство с местом проведения взрыва, разработку схемы размещения зарядов и многое другое.
Профессия «Автослесарь»
Автослесарь- специализируется на ремонте и техническом обслуживании автомобилей.
Автослесарь выполняет следующую работу: должен принять транспорт, с помощью точных приборов провести диагностику транспортного средства, найти поломку, и выполнить ремонт автомобиля. В КШНР автослесарь занимается ремонтом самосвалов (катов) и других автомобилей. Автослесарь должен быть грамотным и ответственным так как жизнь водителя и пассажиров находится в его руках. Любая ошибка может привести к аварии.
Профессия «Диспетчер»
Диспетчер специальный сотрудник, ответственный за получение и передачу сообщений, слежение за движением транспорта и оборудования; запись всей получаемой информации о транспорте. Диспетчер управляет транспортными перевозками, ведет журналы, составляет расписание, регулирует ход производства, заполняет путевки, указывает расстояние, считает груз, рассчитывает расход топлива транспорта.
Профессия «Машинист бульдозера»
Для земляных строительных и горных работ используются всевозможные машины: бульдозеры, скреперы, автогрейдеры и другие. Бульдозер представляет собой базовую машину (чаще всего трактор, на гусеничном, колесом ходу, оборудованную спереди ковшом или специальным ножом (отвалом). Бульдозер применяют при постройке дорог, зданий, мостов; в горных работах при выравнивании поверхности земли, очистке дорог от камня, срезании грунта. Машинист бульдозера в КШНР готовит место для работы экскаватора и для водителей самосвалов (катов).
Профессия «Экскаваторщик»
Экскаватор землеройная машина, оснащенная ковшом. Предназначена для разработки грунтов и погрузки сыпучих материалов, горных пород на грузовой транспорт. Основными производственными операциями экскаватора является: наполнение ковша грунтом, горными породами, поднимание (опускание) ковша, поворот стрелы к месту выгрузки, разгрузка ковша, обратный поворот стрелы. Перемещение экскаватора.
Профессия экскаваторщик- сложная и ответственная. В КШНР экскаваторщик грузит и высыпает горную породу в кузов самосвала (ката).
Водитель самосвала (КАТ) : это шофер который водит большую грузовую машину весом больше 100 тонн. В КШНР на таких машинах перевозят руду.
Ребята мы с вами познакомились с профессиями, которые есть на руднике. И у вас у всех мамы и папы трудятся там.
Физкультминутка:
Ветер по морю гуляет,
Волны в море поднимает.
Волны к берегу плывут,
Камни разные несут.
Белый, красный, голубой
Выбирай себе любой.
А сейчас я хочу пригласить вас в нашу мини лабораторию и рассмотреть камни которые в ней находятся.
Большое распространение имеет камень искусственный, который научился делать человек. Кирпич, бетонные блоки, панели, газовые блоки и пенаблоки. – из них строят дома, здания.
«Определение цвета, формы и размера»
В: предлагаю сначала рассмотреть камни. Как вы думаете, на какие группы их можно разделить? (варианты детей) Так значит, какие бывают камни? (большие, маленькие, разных цветов, формы). Вы открыли один секрет камней – камни по цвету, форме и размеру бывают разные.
«Определение характера поверхности»
В. : сейчас нужны будут ваши чувствительные пальчики. Закройте глаза, погладьте ваши камешки. Все ли камни одинаковы на ощупь? (Дети делятся открытиями.) Воспитатель просит детей показать самый гладкий камень и самый шершавый.
В. : Ребята, какой секрет вы открыли? (камни бывают гладкими и шероховатыми).
«Рассматривание камней через лупу»
В. : как называется этот предмет? (Лупа) Для чего он нужен? (Для увеличения предметов) Чтобы лучше увидеть поверхность камней, мы воспользуемся лупами. Что интересного вы увидели? (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и др.). Есть ли у вас абсолютно одинаковые камушки? (Нет) Какой вывод можно сделать? (Все камни разные)
«Определение веса»
В. : Ребята, а как вы думаете, что тяжелее камень или вата? (камень) А если взять очень много ваты и всего один камень? Давайте проверим? Что нам нужно для того, чтобы это проверить? (вата, камень, весы) Пройдите в лабораторию, возьмите нужные предметы. Что положим на одну чашу весов? (вату) Что положим на другую чашу? (камень) Что тяжелее? Что можем сделать еще? (добавить ваты) Что тяжелее? (камень) Посмотрите, вата у нас уже закончилась. Что же у вас получилось? (камень все равно тяжелее)
Задание: что будет, если мы положим камешек в воду? Он утонет или будет плавать? Давайте попробуем. Высказывания детей.
- Молодцы, ребята, вы очень много знаете о наших камнях, а сейчас пришло время немного поиграть, выходите на середину группы и повторяйте за мной слова и движения.
Быстро встаньте.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.
Вопрос: Ребята, а вы знаете, что некоторые виды камней используют для украшения ювелирных украшений, создания картин?
Воспитатель:
- Сейчас, ребята, я расскажу вам о других видах камней. (Обращает внимание на презентацию). Это драгоценные камни. В древние времена различные драгоценные камни различались лишь по их цветам. Название «рубин» было дано всем камням красного цвета. Все зеленые камни называли изумрудами, а все голубые – сапфирами и топазами. Установилось, что ценность драгоценного камня зависит не только от его цвета, блеска и редкости, но также и от его твердости. В основном все драгоценные камни используют для украшения ювелирных изделий, таких как кольца, серьги, различные подвески, колье и браслеты. Еще в природе существует необыкновенный камень, который называется янтарь. В древние времена считалось, что янтарь обладает магической силой, люди верили, что этот камень может защитить их от болезни и поэтому носили его. Янтарь – это хрупкое прозрачное вещество желтого цвета. Давным-давно из сосен, которые росли на земле выделялось некое вязкое вещество. На поверхности земли постепенно накопились его огромные количества, и когда земная поверхность изменилась, это вещество было погребено под землей или под водой. В течении миллионов лет оно окаменело или затвердело, превратившись в янтарь, который мы сейчас встречаем в основном в ювелирных украшениях. Также янтарь используют для изготовления различных картин.
Ребята, сегодня мы с вами говорили о камнях, о чем слышали раньше. Много узнали нового. Узнали какие существуют камни, где встречаются и познакомились со свойствами камней.
Недавно у нас прошел самый любимый всеми праздник новый год. У меня есть вот такие красивые камешки, но это камни не простые, а волшебные. Их прислал нам Дед мороз, он хочет, чтобы вы на камушках нарисовали снежинки, это будет вам напоминание о новогодних чудесах, которые происходили в новогоднюю ночь.