МААМ-картинки

Открытый урок по русскому языку в 3 классе «Личные местоимения»

Светлана Жабуева
Открытый урок по русскому языку в 3 классе «Личные местоимения»

Тема: Личные местоимения.

Класс : 3- «а». Дата: 16.05.2015 год.

Тип урока : Урок открытия новых знаний.

Вид урока : Доминирует исследовательская деятельность учащихся.

Цель методическая - создание условий для формирования умений и навыков, необходимых для усвоения общего понятия о местоимении, развивать логическое мышление, воспитывать интерес к изучаемому предмету.

Цели образования:

Публикация «Открытый урок по русскому языку в 3 классе „Личные местоимения“» размещена в разделах

Деятельностные - создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций школьников, развитие навыков самоконтроля, схематичного мышления, развитие навыков адекватной самооценки.

Содержательные - формирование навыка нахождения и распознавания личных местоимений в речи, умения правильно их употреблять, определять роль местоимений в тексте, развитие умения учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ и сравнения, делать необходимые выводы составлять алгоритм действия, развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать.

Задачи урока.

Предметные результаты:

1. Распознавать личные местоимения среди других слов в предложении.

2. Различать местоимения и имена существительные.

Метапредметные результаты:

Личностные результаты :

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Регулятивные результаты:

- самостоятельно определять учебную задачу;

- планировать свою деятельность по решению учебной задачи;

- адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия.

Познавательные результаты:

- ученики понимают, что такое местоимение, роль местоимения в речи;

- осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме;

- осознают ценности своего языка.

Коммуникативные результаты:

- применять правила делового сотрудничества;

- участвовать в продуктивном диалоге.

Ход урока.

I.Орг. момент. Настрой учащихся на результативную работу на уроке.

Приветствие.

Прозвенел звонок

Начинаем свой урок.

А у нас сегодня гости

Поприветствуем их

- Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Давайте порадуем гостей хорошей работой.

- Скажите, что пригодится нам для успешной и хорошей работы на уроке?

- Каждый урок русского языка – это постижение тайн одного из великих языков мира. Надеюсь, что и этот урок станет для вас неким открытием и нам удастся открыть ещё одну тайну русского языка. Мы рады приветствовать вас в классе нашем

Возможно, есть классы и лучше и краше.

Но пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко!

- Наши знания, внимание, умение слушать учителя и товарищей

I.Психологический настрой.

Проверка готовности к уроку.

-А сейчас проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать.

Только лишь отметку “5”.

Проверяют готовность к уроку.

II.Мотивация к учебной деятельности.

Орфографическая минутка. - Говорят: «Как день начнёшь, так его и проведёшь».

Предлагаю начать наш урок с улыбки, повернитесь друг к другу и улыбнитесь

- Наш урок пройдет под девизом, который мы прочитаем вместе. Улыбаются друг другу

«Я, ты, он, она – вместе дружная семья».

III.Работа в тетради. Правила работы при письме.

Тетрадь с наклоном положу,

Ручку правильно возьму

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь. Правильная посадка при письме.

IV.Словарная работа.

Минутка чистописания. - Расшифруйте слово.

Пропишите заглавную букву –я- в соединении со строчной

- Какая орфограмма встретилась в слове яблоко? Яблоня.

Безударная непроверяемая гласная буква о в корне слова.

V.Этимология

В гостях у слова — Давайте подберем однокоренные слова.

- Вспомните, на каком уроке мы говорили о культурных растениях? Какую пользу они приносят?

Яблонька, яблоневый, яблоко, яблочко,

VI.Лексическое значение. - Давайте узнаем лексическое значение слова яблоня. Фруктовое дерево, приносящее яблоки. Род деревьев и кустарников семейства розоцветных. Существует 25-30 видов.

VII. Разбор предложения У доски работают ученики, делают разборы слов и предложения:

Синтаксический разбор предложения - (Катилось яблочко 3 по серебряному блюдечку.

4) 2 человека работают у доски.

VIII. Физминутка. Дети выполняют движения по образцу.

IX.Повторение.

Проверка теоретических знаний о местоимении. Над какой темой мы работали на прошлом уроке?

X.Подумай и ответь.

Создание проблемной ситуации, в результате которого обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез - Вчера мы с вами разгадали ещё одну тайну русского языка и узнали, что такое местоимение, и для чего оно нужно.

Вспомните: Что такое местоимение? Местоимение – это самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количества, но не называет их.

2. Какую роль играют местоимения в нашей речи?

Как вы думаете над чем мы будем работать сегодня?

Какие цели мы поставим пере собой?

- помогают избежать повторения слов в тексте;

- обеспечивают связь между предложениями в тексте.

Вывод: чтобы речь была правильной, красивой, лаконичной необходимо избегать повторов, а для этого нам нужны местоимения. Не случайно, по частоте употребления в речи местоимения занимают 3 место после существительных и глаголов.

XI.Открытие новых знаний. Постановка проблемы.

- Прочитайте реплики диалога.

- Начиная разговор, как называет себя Алина?

- Это первое лицо, которое участвует в диалоге. (табличка 1-е лицо)

- А как бы ты назвала себя и Костю, одним словом?

- Местоимение «мы» означает как бы «Я и ещё кто-то, какой-то собеседник».

- Как Алина обращается ко второму участнику диалога к Косте?

- На Костю указывает местоимение «ты». Это 2-е лицо (табличка 2-е лицо).

-Алина, а как бы ты обратилась одним словом к Маше, Саше, о которых ты спрашивала?

- Вы – это местоимение 2-го лица.

- А как бы вы обратились к старшим людям? Например, ко мне?

- Так обращаются вежливо к взрослому человеку. Значит, местоимение «ВЫ» может указывать и на одно лицо.

- Алина и Костя говорят о ком-то ещё, кто не участвует в диалоге, то есть речь идё т о третьих лицах: Маша– она, Саша – он (табличка – 3-е лицо).

-А можно ли сказать «Она» не о человеке, а о предмете, например о сумке, о ленте, о тетради?

-А можно ли сказать «он» не о человеке, а о предмете, например о портфеле, о банте, об уроке?

- Ребята, а как бы вы назвали Алину и Костю одним словом-местоимением?

- Это местоимение 3-го лица.

- А каким, словом-местоимением вы бы назвали окно?

- Это местоимение 3-го лица.

- Местоимения он, она, оно, они указывают ещё и на неодушевлённые предметы.

- Местоимения я, мы, ты, вы, он, она, оно, они называют личными.

я, мы, ты, вы, он, она, оно, они - это местоимения-существительные.

- На что указывают личные местоимения?

- По какому признаку можно разделить эти местоимения на две группы? •

Значит, местоимение не называет предметы, а указывают на них.

На лицо.

Ед. ч. и мн. ч.

XII. Запомните:

Тот, кто говорит – я, мы.

Тот, кто слушает – ты, вы.

Тот, о ком или о чём говорят – он, она, оно, они.

- Личные местоимения указывают на определённое лицо, о котором идёт речь. Местоимения 1-го и 2-го лица обозначают участников речи (я, ты, мы, вы).

Местоимения 3-го лица указывают на лицо или лица, не принимающие участия в речи (он, она, оно, они).

XIII. - В предложениях личные местоимения изменяются. При этом появляются новые формы от других основ. Например: я – меня, обо мне и т. д.

- Сравните свой вывод с учебником: стр. 164 Читают теоретические сведения в учебнике.

XIV. Первичное усвоение новых знаний.

Работу по учебнику. - Страница 164, упражнение 1. Выполняем устно.

(работа с заданием учебника в парах)

XV.Итог.

Анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности.

Чтение хором:

Я и мы, ты и вы,

Он, она, оно, они –

Все слова отличные,

Важные и личные.

Это, без сомнения,

Все местоимения.

- Какие функции местоимений выполняют личные местоимения в тексте? Указывают на предмет, отвечаю на вопросы кто? что, изменяются по падежам, в тексте заменяют имя существительное и в предложении являются подлежащим и дополнением.

XVI.Итог урока.

Хочу спросить.

Формирование умения задавать вопросы.

- Вы убедились, что язык полон тайн?

- Благодаря вашей пытливости мы открыли еще одну тайну.

Подведём итог урока :

1. С какой частью речи мы работали?

2. Почему эта часть речи получила такое название?

3. Что такое местоимение?

4. Какие бывают местоимения?

5. Как называются местоимения которые указывают на лица?

6. С помощью какого местоимения человек указывает на себя?

7. Какие два местоимения мешают транспорту на дорогах?

8. Какие местоимения самые чистые?

- Как вы считаете, что сегодня на уроке нам удалось, а над чем ещё надо поработать?

Личные местоимения указывают на собеседников; на лиц, не участвующих в беседе; на предметы, о которых идёт речь.

Личное - значит принадлежащее лично кому-то

XVII. Самооценка.

Осознание обучающимися своей учебной деятельности;

самооценка результатов своей деятельности и всего класса. Оцените свою работу на уроке

За что вы можете себя похвалить

- Вспомните девиз нашего урока. О чём кроме местоимения заставил вас задуматься этот урок?

- Мне бы очень хотелось, чтобы в нашем классе чаще звучало местоимение МЫ. (Все дети получают сердечки с надписью «Я+Я= МЫ».) Дети оценивают себя.

О взаимоотношениях в классе, о дружбе, товариществе.

XVIII.Домашняя работа. Стр. 165 упр 2; 4

Публикации по теме:

Программа по русскому языку в четвёртом классе 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Данная программа обеспечивает достижение учениками четвёртого класса следующих личностных,.

Конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе по теме: «Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но» Конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе[/b] Тема: Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но[/b] - Развитие умений.

Конспект урока по русскому языку в 3 классе Тема: Части речи. Конспект урока по русскому языку в 3 классе Тема: Части речи. Цель: вспомнить и углубить известное учащимся про самостоятельные части.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе. Тема «Антонимы» Авторы: Игнашова Елена Михайловна, Муравлёва Татьяна Васильевна, учителя начальных классов, МАОУ «Лицей № 62», Октябрьского района г. Саратова.

Открытый урок по русскому языку в 6 классе «Буквы н и нн в суффиксах прилагательных» Открытый урок в 6 классе. Тема: Буквы н и нн в суффиксах прилагательных. Цель урока: Организовать деятельность учащихся по изучению правописания.

Открытый урок по русскому языку в 5 классе в коррекционной школе Тема урока: «Жуан жне жіішке дауыссыздар» «Твердые и мягкие согласные»(Слайд1) Сквозная тема: «Что такое дружба?».

Русский язык «Личные местоимения» (4 класс) Тема: Личные местоимения. Цель: обеспечить усвоение учащимися личных местоимений 1-го, 2-го, 3-го лица единственного и множественного числа.

Технологическая карта урока во втором классе по русскому языку по программе «Школа России» Технологическая карта урока во 2 классе по русскому языку по программе: «Школа России». Учитель: Богачева Елена Павловна. Тема урока: Развитие.

Урок по русскому языку в 3 классе по теме «Слова, определяющие признаки предметов» Тема: слова, обозначающие признаки предметов. Цель: формировать умение определять и правильно использовать в речи слова, обозначающие признаки.

Урок-практикум по русскому языку в 10 классе Тема: Комплексный анализ текста и повторение орфографических и пунктуационных правил Цель урока : ЗНАТЬ -стили речи и типы речи; -тема.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Открытый урок по русскому языку в 3 классе «Личные местоимения»
Опубликовано: 4 апреля 2017 в 05:11
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД