Светлана Жабуева
Открытый урок по русскому языку в 3 классе «Личные местоимения»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Личные местоимения.
Класс : 3- «а». Дата: 16.05.2015 год.
Тип урока : Урок открытия новых знаний.
Вид урока : Доминирует исследовательская деятельность учащихся.
Цель методическая - создание условий для формирования умений и навыков, необходимых для усвоения общего понятия о местоимении, развивать логическое мышление, воспитывать интерес к изучаемому предмету.
Цели образования:
Публикация «Открытый урок по русскому языку в 3 классе „Личные местоимения“» размещена в разделах
- Местоимения. Конспекты уроков
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Русский язык, 3 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Деятельностные - создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций школьников, развитие навыков самоконтроля, схематичного мышления, развитие навыков адекватной самооценки.
Содержательные - формирование навыка нахождения и распознавания личных местоимений в речи, умения правильно их употреблять, определять роль местоимений в тексте, развитие умения учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ и сравнения, делать необходимые выводы составлять алгоритм действия, развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать.
Задачи урока.
Предметные результаты:
1. Распознавать личные местоимения среди других слов в предложении.
2. Различать местоимения и имена существительные.
Метапредметные результаты:
Личностные результаты :
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Регулятивные результаты:
- самостоятельно определять учебную задачу;
- планировать свою деятельность по решению учебной задачи;
- адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия.
Познавательные результаты:
- ученики понимают, что такое местоимение, роль местоимения в речи;
- осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме;
- осознают ценности своего языка.
Коммуникативные результаты:
- применять правила делового сотрудничества;
- участвовать в продуктивном диалоге.
Ход урока.
I.Орг. момент. Настрой учащихся на результативную работу на уроке.
Приветствие.
Прозвенел звонок
Начинаем свой урок.
А у нас сегодня гости
Поприветствуем их
- Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Давайте порадуем гостей хорошей работой.
- Скажите, что пригодится нам для успешной и хорошей работы на уроке?
- Каждый урок русского языка – это постижение тайн одного из великих языков мира. Надеюсь, что и этот урок станет для вас неким открытием и нам удастся открыть ещё одну тайну русского языка. Мы рады приветствовать вас в классе нашем
Возможно, есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко!
- Наши знания, внимание, умение слушать учителя и товарищей
I.Психологический настрой.
Проверка готовности к уроку.
-А сейчас проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать.
Только лишь отметку “5”.
Проверяют готовность к уроку.
II.Мотивация к учебной деятельности.
Орфографическая минутка. - Говорят: «Как день начнёшь, так его и проведёшь».
Предлагаю начать наш урок с улыбки, повернитесь друг к другу и улыбнитесь
- Наш урок пройдет под девизом, который мы прочитаем вместе. Улыбаются друг другу
«Я, ты, он, она – вместе дружная семья».
III.Работа в тетради. Правила работы при письме.
Тетрадь с наклоном положу,
Ручку правильно возьму
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь. Правильная посадка при письме.
IV.Словарная работа.
Минутка чистописания. - Расшифруйте слово.
Пропишите заглавную букву –я- в соединении со строчной
- Какая орфограмма встретилась в слове яблоко? Яблоня.
Безударная непроверяемая гласная буква о в корне слова.
V.Этимология
В гостях у слова — Давайте подберем однокоренные слова.
- Вспомните, на каком уроке мы говорили о культурных растениях? Какую пользу они приносят?
Яблонька, яблоневый, яблоко, яблочко,
VI.Лексическое значение. - Давайте узнаем лексическое значение слова яблоня. Фруктовое дерево, приносящее яблоки. Род деревьев и кустарников семейства розоцветных. Существует 25-30 видов.
VII. Разбор предложения У доски работают ученики, делают разборы слов и предложения:
Синтаксический разбор предложения - (Катилось яблочко 3 по серебряному блюдечку.
4) 2 человека работают у доски.
VIII. Физминутка. Дети выполняют движения по образцу.
IX.Повторение.
Проверка теоретических знаний о местоимении. Над какой темой мы работали на прошлом уроке?
X.Подумай и ответь.
Создание проблемной ситуации, в результате которого обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез - Вчера мы с вами разгадали ещё одну тайну русского языка и узнали, что такое местоимение, и для чего оно нужно.
Вспомните: Что такое местоимение? Местоимение – это самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количества, но не называет их.
2. Какую роль играют местоимения в нашей речи?
Как вы думаете над чем мы будем работать сегодня?
Какие цели мы поставим пере собой?
- помогают избежать повторения слов в тексте;
- обеспечивают связь между предложениями в тексте.
Вывод: чтобы речь была правильной, красивой, лаконичной необходимо избегать повторов, а для этого нам нужны местоимения. Не случайно, по частоте употребления в речи местоимения занимают 3 место после существительных и глаголов.
XI.Открытие новых знаний. Постановка проблемы.
- Прочитайте реплики диалога.
- Начиная разговор, как называет себя Алина?
- Это первое лицо, которое участвует в диалоге. (табличка 1-е лицо)
- А как бы ты назвала себя и Костю, одним словом?
- Местоимение «мы» означает как бы «Я и ещё кто-то, какой-то собеседник».
- Как Алина обращается ко второму участнику диалога к Косте?
- На Костю указывает местоимение «ты». Это 2-е лицо (табличка 2-е лицо).
-Алина, а как бы ты обратилась одним словом к Маше, Саше, о которых ты спрашивала?
- Вы – это местоимение 2-го лица.
- А как бы вы обратились к старшим людям? Например, ко мне?
- Так обращаются вежливо к взрослому человеку. Значит, местоимение «ВЫ» может указывать и на одно лицо.
- Алина и Костя говорят о ком-то ещё, кто не участвует в диалоге, то есть речь идё т о третьих лицах: Маша– она, Саша – он (табличка – 3-е лицо).
-А можно ли сказать «Она» не о человеке, а о предмете, например о сумке, о ленте, о тетради?
-А можно ли сказать «он» не о человеке, а о предмете, например о портфеле, о банте, об уроке?
- Ребята, а как бы вы назвали Алину и Костю одним словом-местоимением?
- Это местоимение 3-го лица.
- А каким, словом-местоимением вы бы назвали окно?
- Это местоимение 3-го лица.
- Местоимения он, она, оно, они указывают ещё и на неодушевлённые предметы.
- Местоимения я, мы, ты, вы, он, она, оно, они называют личными.
я, мы, ты, вы, он, она, оно, они - это местоимения-существительные.
- На что указывают личные местоимения?
- По какому признаку можно разделить эти местоимения на две группы? •
Значит, местоимение не называет предметы, а указывают на них.
На лицо.
Ед. ч. и мн. ч.
XII. Запомните:
Тот, кто говорит – я, мы.
Тот, кто слушает – ты, вы.
Тот, о ком или о чём говорят – он, она, оно, они.
- Личные местоимения указывают на определённое лицо, о котором идёт речь. Местоимения 1-го и 2-го лица обозначают участников речи (я, ты, мы, вы).
Местоимения 3-го лица указывают на лицо или лица, не принимающие участия в речи (он, она, оно, они).
XIII. - В предложениях личные местоимения изменяются. При этом появляются новые формы от других основ. Например: я – меня, обо мне и т. д.
- Сравните свой вывод с учебником: стр. 164 Читают теоретические сведения в учебнике.
XIV. Первичное усвоение новых знаний.
Работу по учебнику. - Страница 164, упражнение 1. Выполняем устно.
(работа с заданием учебника в парах)
XV.Итог.
Анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности.
Чтение хором:
Я и мы, ты и вы,
Он, она, оно, они –
Все слова отличные,
Важные и личные.
Это, без сомнения,
Все местоимения.
- Какие функции местоимений выполняют личные местоимения в тексте? Указывают на предмет, отвечаю на вопросы кто? что, изменяются по падежам, в тексте заменяют имя существительное и в предложении являются подлежащим и дополнением.
XVI.Итог урока.
Хочу спросить.
Формирование умения задавать вопросы.
- Вы убедились, что язык полон тайн?
- Благодаря вашей пытливости мы открыли еще одну тайну.
Подведём итог урока :
1. С какой частью речи мы работали?
2. Почему эта часть речи получила такое название?
3. Что такое местоимение?
4. Какие бывают местоимения?
5. Как называются местоимения которые указывают на лица?
6. С помощью какого местоимения человек указывает на себя?
7. Какие два местоимения мешают транспорту на дорогах?
8. Какие местоимения самые чистые?
- Как вы считаете, что сегодня на уроке нам удалось, а над чем ещё надо поработать?
Личные местоимения указывают на собеседников; на лиц, не участвующих в беседе; на предметы, о которых идёт речь.
Личное - значит принадлежащее лично кому-то
XVII. Самооценка.
Осознание обучающимися своей учебной деятельности;
самооценка результатов своей деятельности и всего класса. Оцените свою работу на уроке
За что вы можете себя похвалить
- Вспомните девиз нашего урока. О чём кроме местоимения заставил вас задуматься этот урок?
- Мне бы очень хотелось, чтобы в нашем классе чаще звучало местоимение МЫ. (Все дети получают сердечки с надписью «Я+Я= МЫ».) Дети оценивают себя.
О взаимоотношениях в классе, о дружбе, товариществе.
XVIII.Домашняя работа. Стр. 165 упр 2; 4