Анна Архипова
Урок-практикум по русскому языку в 10 классе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема:
Комплексный анализ текста и повторение орфографических и пунктуационных правил
Цель урока :
ЗНАТЬ
-стили речи и типы речи;
-тема идея текста;
-орфографические и пунктуационные правила;
-лексика;
-словообразование;
-морфемика;
-морфология;
УМЕТЬ
-комплексно работать с текстом ;
-определять виды и типы орфограмм;
-находить в тексте заданные слова;
Публикация «Урок-практикум по русскому языку в 10 классе» размещена в разделах
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Русский язык, конспекты уроков
- Семинар, практикум
- Старшая школа 10 класс
- Старшая школа. 10-11 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Тексты подобраны в соответствии с требованиями программы по русскому языку и Федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Работа проводится самостоятельно в тетрадях.
ТЕКСТЫ ДЛЯ УРОКА – ПРАКТИКУМА В 10 КЛАССЕ
ТЕКСТ № 1
1. Наутро поднявшееся яркое солнце быстро съело тонкий ледок подёрнувшей воды, и весь тёплый воздух задрожал от наполнивших его испарений ожившей земли.
2. Зазеленела старая и вылезающая иглами молодая трава, надулись почки калины, смородины и липкой спиртовой березы, и на обсыпанной золотым цветом лозине загудела выставленная облетавшаяся пчела. 3. Залились невидимые жаворонки над бархатом зеленей и обледеневшим жнивьём, заплакали чибисы над налившимися бурою не убравшуюся водой низами и болотами, и высоко пролетали с гоготаньем журавли и гуси.
4. Пришла настоящая весна.
(По Л. Толстому)
Задания:
1. Выразительно прочитайте текст.
2. Определите стиль текста. Докажите своё мнение.
3. Какой тип речи в этом тексте?
4. Подберите к слову «тонкий» синонимы и антонимы. Составьте словосочетания с ними.
5. Выпишите из текста причастия, определите их функции в предложении.
6. Найдите в тексте причастия с НЕ-. Объясните их правописание.
7. Из предложения № 3 выпишите слово, соответствующее данной схеме
8. Объясните значение слова «зеленей».
9. Составьте схему первого предложения.
10. Какие орфографические и пунктуационные правила можно
проиллюстрировать примерами из текста (не забудьте привести примеры)
ТЕКСТ №2
1. Что за жизнь-раздолице на тихом Дону! 2. Что за волюшка-свободушка в казацких юртах, на станичных лугах, на донских степях! 3. Разливался – расплескался Дон Иванович со полуночной страны к полуденной,заливал он, затоплял он, Дон Иванович, круты красны берега и зелёные луга, поразмыл он, поразмывал он рудо-жёлтые пески. 4. День иночь идёт Дон Иванович- не умается, со станицами видается, со станицами прощается: что привет тебе, станица Казанская, что поклон тебе, станица Хоперская, от Хоперской поклон Усть-Медведицкой, от Медведицкой привет станице Качалинской.
(По Л. Д. Мордовцеву)
Задания:
1. Выразительно прочитайте текст.
2. Определите стиль речи. Докажите своё мнение.
3. Какой тип речи использовал автор в своём тексте?
4. Объясните роль восклицательных предложений.
5. Выпишите ключевые слова из текста.
6. Из предложения №3 выпишите слова, соответствующие модели
7. Какой смысл вложен писателем в сочетание слов «Дон Иванович»
8. Объясните правописание слова «рудо- жёлтые пески».
9. Дайте характеристику 4-му предложению.
10. Какие орфографические правила можно проиллюстрировать примерами из текста?
ТЕКСТ №3
1. Местность показалась мне теперь еще угрюмее, чем из окна.
2. Вверху туман рассеялся, и вершины гор рисовались отчетливо и сурово на просветлевшем небе. 3. На темном фоне гор проносились только отдельные горизонтальные клочья тумана, но внизу все еще стояли холодные сумерки. 4. Казалось, река ив в немом отчаянии кипит и рвется, стараясь пробиться на волю из мрачной щели. 5. Холодный предутренний ветер, прогонявший остатки ночного тумана, трепал нашу одежду и сердито мчался дальше…
(По В. Короленко)
Задания:
1. Выразительно прочитайте текст.
2. Определите стиль данного текста. Докажите своё мнение.
3. К какому типу речи принадлежит текст?
4. Сформулируйте идею данного текста.
5. Определите время глаголов и их роль в тексте.
6. Начертите схему 3-его предложения.
7. Подберите синонимы и антонимы к слову «холодные».
8. Объясните все случаи постановки запятой.
9. Какие выразительные средства языка использует автор?
10. Подберите примеры из текста, иллюстрирующие правила написания корней слов.
ТЕКСТ №4
1. Я ехал с охоты вечером один на беговых дорожках. 2. До дому еще было верст восемь, моя добрая рысистая кобыла бодро бежала по пыльной дороге, изредка похрапывая и шевеля ушами, усталая моя собака, словно привязанная,ни на шаг не отставала от задних колес. 3. Гроза надвигалась, я ударил вожжой по лошади, спустился в овраг, перебрался через сухой ручей, весь заросший лозняком, поднялся в гору и въехал в лес.
(По И. Тургеневу)
Задания:
1. Выразительно прочитайте текст.
2. Определите стиль текста. Докажите своё мнение.
3. Какой тип речи использует автор?
4. Выпишите ключевые слова из текста.
5. В каком значении употребляется в тексте словосочетание «добрая рысистая кобыла»?
6. Охарактеризуйте 3-е предложение
7. Из 2-го предложения выпишите слово соответствующей модели
8. Какие орфографические правила можно подтвердить примерами из текста?
9. Запишите синонимы и антонимы к слову «спустился»
10. Приведите из текста примеры имён существительных разных склонений.
ТЕКСТ № 5
1. Начался листопад. 2. Листья падали дни и ночи. 3. Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились на сырую траву. 4. Часто осенью я пристально следил за падающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю. 5. Я посмотрел на клен и увидел, как осторожно отделился от ветки красный лист, вздрогнул на одно мгновение, остановился в воздухе и косо начал падать к моим ногам, шелестя и колыхаясь …
(По К. Паустовскому)
Задание:
1. Выразительно прочитайте текст.
2. Определите стиль текста. Докажите своё мнение.
3. Какой тип речи использовал автор данного текста.
4. Определите тему и идею данного текста
5. Из 5-го предложения выпишите глаголы и определите их функциональную роль.
6. Объясните знаки препинания в 5-м предложении.
7. Подберите из текста примеры слов соответствующей модели
8. Определите основу 3-го предложения.
9. Подберите синонимы и антонимы к слову «остановился».
10. Какие орфографические правила можно подтвердить примерами из текста?