Татьяна Юдина
Открытый урок «Словосочетание и предложение» в 8 классе для обучающихся с недостатками слуха
▼ Скачать + Заказать документы
Урок составлен для обучающихся с недостатками слуха.
Тема урока. Словосочетание и предложение.
Предмет Русский язык
Класс 8
Автор урока (ФИО, должность)
Юдина Татьяна Леонидовна, учитель русского языка и литературы, специалист первой категории
Образовательное учреждение ГОУ «Донецкая специальная школа-интернат №19»
Методическая информация
Тип урока : повторительно-обобщающий, систематизация ЗУН
Публикация «Открытый урок „Словосочетание и предложение“ в 8 классе для обучающихся с недостатками слуха» размещена в разделах
Цель урока. Обобщить, систематизировать, закрепить знания о словосочетании и предложении.
Задачи урока :
• Образовательные:
1) повторение и обобщение знаний учащихся о видах словосочетаний и предложений;
2) отработка умения определять виды словосочетаний и предложений;
3) закрепление навыков правописания;
• Развивающие:
1) развитие мышления и общеучебных навыков и умений;
2) активизация познавательной деятельности;
3) развитие познавательной самостоятельности.
• Воспитательные:
1. Воспитание ответственности за качество своих знаний;
2. Воспитание любви к родному русскому языку
3. Формирование духовно богатой, нравственной, эстетически развитой личности через художественные произведения и произведения искусства.
• Коррекционные:
1) Коррекция произношения в словосочетаниях и предложениях
Формирование универсальных учебных действий (УУД) • ЛичностныеУУД: ориентирование в системе моральных норм и ценностей.
• Регулятивные УУД: целеполагание и планирование своей деятельности; принятие решения в проблемных ситуациях; правильно строят речевые высказывания в устной форме; контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.
• Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества; действуют с учетом позиции другого, умеют согласовывать свои действия.
• Познавательные УУД: проводят сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; определяют основную и второстепенную информацию; строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.
Планируемые результаты:
Предметные :
• Знать: виды словосочетаний и предложений; отношения между компонентами словосочетания; отличие словосочетаний от предложения.
• Уметь: вычленять словосочетание из предложений; выполнять разбор словосочетаний и предложений; определять способы связи слов в словосочетании; находить в тексте словосочетания; развитие орфографических навыков;
Личностные: воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе.
Метапредметные : развитие навыков монологической речи, развитие навыков парной и групповой работы, развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);
Используемые педагогические технологии, методы и приемы Педагогические технологии:
1. Информационно-коммуникационная технология;
2. Элементы игровой технологии;
3. Интерактивные технологии;
4. Технология здоровьесбережения;
5. Технология коллективного обучения;
6. Технология дифференцированного обучения.
Формы работы по развитию познавательной деятельности учащихся: индивидуальная работа, работа в паре, коллективная работа, самостоятельная работа, дифференцированное домашнее задание.
Методы и приемы, использованные на уроке : словесный, наглядный, практический.
Приемы работы по развитию познавательной деятельности учащихся: повторение пройденного, объяснение учителя, работа со схемой-кластером, выполнение практических заданий, решение проблемной ситуации, прием целеполагания, блиц- викторина, алгоритмизация, творческое домашнее задание, рефлексия.
Время реализации урока. 45 минут
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют / приобретут / закрепят и др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия) Предполагаемые знания и умения :
• знать понятия, уметь выделять словосочетания, определять тип связи, анализировать предложения;
• научиться думать, рассуждать;
• уметь обобщать и делать выводы;
• применять полученные знания в нестандартных ситуациях;
• уметь применять знания на практике.
Необходимое оборудование и материалы Мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, раздаточный материал,
Дидактическое обеспечение урока. «Словарик настроений-смайлики», раздаточный материал, листы оценивания, материалы-карточки для заполнения пропусков в схеме-кластере, сигнальные карты зеленого и желтого цвета, отпечатанный текст, компьютерная презентация, рабочая доска.
Ход и содержание урока
I. Этап самоопределения к деятельности
Организационный (этап мотивации)
Проверка готовности к уроку.
Проверка ЗУА
1. Речевая разминка.
- Какое сегодня число?
- Какой сейчас урок?
- Вы готовы к уроку?
2. Психологический настрой. (слайд 1)
- Ребята, у вас на партах лежат "Словарики настроений-смайлики".
- Поместите себя в рисунок. Запишите слова, отражающие чувства, мысли, переживания, связанные с присутствием вас в данном времени.
Найдите, пожалуйста, в списке прилагательное, которое характеризует ваше настроение, и объясните свой выбор. (Учащиеся находят в списке прилагательное (доброе, весёлое, грустное, ожидающее, тревожное, ликующее, спокойное, приподнятое, которое описывает их настроение, и объясняют свой выбор).
- И, скажите, когда у вас возникнет желание работать?
- Я очень рада видеть ваши весёлые глаза. Вижу, что вы готовы к работе. У меня сегодня таинственное и радостное настроение, потому что мы отправляемся с вами в очередное путешествие по Великой Стране РУССКОГО ЯЗЫКА. Удачи вам и новых открытий!
Готовятся к уроку
3. Проверяют ЗУА
Отвечают на вопросы.
Сегодня ….
Сейчас урок русского языка.
Да. Я готов к уроку
III. Этап мотивации учебной деятельности обучающихся I. Прием целеполагания. Сообщение темы, цели.
1. Словарный диктант.
- Сегодня мы будем работать не в тетрадях, а на белом листе бумаги. То, что вы напишете, сдадите для проверки. Сегодня вы пришли не на урок, а в мастерскую, где каждый из вас может создать свое небольшое «произведение» по теме.
Задание первое (3—5 минут). Обведите руку. (Учитель проходит по классу, наблюдая, все ли справились с этим «трудным» делом. Следует похвалить тех, кто подошел к выполнению задания нестандартно: ребята должны понять, что нестандартные решения будут поощряться.
- Но почему никто из вас не поставил ладонь ребром или не обвел кулак? Ученики, понимая, что их ждет что-то интересное, готовы внимательно слушать дальше.
Задание второе (3—4 минуты). Теперь напишите, какие я вам продиктую слова на ладони, на пальцах, вокруг них — где хотите.
Стихотворение, листок, осадки, волшебство, осыпает, снег, оживает, человек, единый, темнеть, аллея, новизна, идти, еловый.
Подчеркните первые буквы каждого слова цветным карандашом. Какое слово получилось? (Словосочетание).
Это первая часть нашей темы. Вторая часть: расшифровать слово : репжнеиендло.
Задание третье: напишите ассоциации с этими словами, поменяйтесь листами и пусть сосед напишет свои слова.
2. Целеполагание.
- Итак, чем мы будем заниматься на уроке? Что вы должны показать, ребята? (Ученики отвечают)
Выполнение заданий технологии «Тайм-лайн»
- Правильно. Сегодня на уроке мы продолжим разговор о словосочетании и предложении и их видах. Ребята, давайте запишем в тетрадь число, тему сегодняшнего урока
- А теперь предположите, каких целей должны достигнуть на уроке? Чему должны научиться?
Знать: три основных способа подчинительной связи.
Уметь: 1) Отличать словосочетания от предложений.
2) Находить главные и зависимые слова в словосочетании
3) Правильно указывать способ связи слов в словосочетаниях.
3. Работа в группах. Обводят руку, и записывают слова, формулируют тему урока, записывают ее.
IV. Этап обобщения и систематизации знаний обучающихся
1. Блиц- викторина.
-Сейчас проводится вопросительно – предметная блиц – викторина, цель которой за минимум времени получить максимальную информацию о том, что вы узнали о словосочетании и предложении (задания выводятся на экран).
Задания состоят из туров (в одном туре может быть несколько заданий, которые оцениваются баллами). Разбалловка – на доске.
Тур I. «Кто точнее?»
Составление опорной схемы из слов. Работают над предложенным заданием, затем отвечают по очереди). Проверка работы на слайде.
IV. Этап обобщения и систематизации знаний обучающихся
Тур II. «Кто правильнее?» (Слайды 4-5)
1. Выписать словосочетания, определить главное и зависимое слово
Лес ослепительно сверкал в лучах солнца.
2. Проверка.
Тур III. «Кто грамотнее?»
1) Распределить с/с по видам подчинительной связи
(Работа по карточкам) :
1. Песни соловья
2. Дочитать до конца
3. Идти тихо
4. Счастливое детство
6. Подарил на память
7. Встреча зимы
8. Очень внимательно
2) взаимопроверка.
Тур IV. «Кто внимательнее» (Слайд 12)
а) Для того чтобы проверить, как вы поняли тему урока, перед вами сейчас появятся три вида работ.
Первое задание высвечивается на экране, затем дается правильный ответ.
б) Определите, простое предложение или сложное : а) простое; б) сложное
Было около одиннадцати часов вечера, недавно шел первый снег. Сыпучий снег летит на плечи.
Звезды смотрят с высоты, и льется таинственный свет. Морозно. Земля, крыши, деревья, скамьи на бульварах — все было мягко, бело.
в) Задания по тексту
1. Прочитайте текст.
2. Подчеркните грамматические основы в сложных предложениях.
4. Найдите в тексте нераспространенные предложения.
5. Найдите сложные предложения.
6. (учащийся у доски).
IV. Тур «Кто быстрее?»
Сделайте синтаксический разбор 2- го предложения.
Обосновывают свои ответы.
Выполняют задания-тесты по карточкам.
По окончании обмениваются тетрадями и выполняют взаимопроверку. (1мин.)
Взаимопроверка.
Меняются работами с соседом по парте и проверяют выполненное задание. Отчитываются о правильности выполнения работы одноклассника.
Проверяют правильность
ответов по шаблону, предоставленному на слайде
Выполняют задания в тетрадях и один учащийся у доски.
Выполняют синтаксический разбор предложения. (предложения из текста подобраны для каждого учащегося индивидуально). Регулятивные:
соотношение результата своей деятельности с образцом; формирование способности к контролю, самоконтролю и коррекции;
V. Этап подведения итогов
1. Итог урока
- Наше путешествие подошло к концу. Вы прекрасно справились со всеми заданиями.
1) Выяснение достигнутых результатов.
- Ребята! Над чем же мы сегодня работали? Что повторили и закрепили? Помогут ли сегодняшние сведения Вам в будущем?
2) Выставление оценок за работу на уроке по листу самооценки.
Отвечают на вопросы, выставляют оценки за работу на уроке в листе самооценки.