Приложение МААМ

Открытый урок в группе кратковременного пребывания «Перелетные и зимующие птицы» с самоанализом

Елена Фатеева
Открытый урок в группе кратковременного пребывания «Перелетные и зимующие птицы» с самоанализом
▼ Скачать + Заказать документы

Открытый урок в группе кратковременного пребывания с самоанализом

МОУ Верхнеуртуйская ООШ

Константиновского района Амурской области

Сценарий НОД

по развитию речи

в группе кратковременного пребывания

детей старшего дошкольного возраста

на тему: «Перелетные и зимующие птицы»

Разработал: Фатеева Елена Викторовна,

воспитатель группы кратковременного пребывания детей старшего

дошкольного возраста

МОУ Верхнеуртуйская ООШ

Публикация «Открытый урок в группе кратковременного пребывания „Перелетные и зимующие птицы“ с самоанализом» размещена в разделах

с. Верхний Уртуй

-2017-

Цели:

Образовательная: формирование представлений у детей о перелетных и зимующих птицах.

Развивающая: развивать речь детей, обогащать их словарь. Развивать мелкую и общую моторику.

Воспитательная: воспитание бережного отношения к природе.

Задачи:

1. Расширить представления у детей о разнообразии птиц.

2. Формировать умения делить птиц на перелетных и зимующих.

3. Расширить и активизировать словарь.

4. Развивать речевую активность, диалогическую речь, мышление, артикуляционную, мелкую и общую моторику.

5. Воспитывать бережное отношение к птицам, любовь к природе.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно исследовательская, восприятие художественной литературы.

Материалы и оборудование: иллюстрации и фотографии с изображением птиц, магнитная доска, проектор, компьютер, экран, презентация.

Дозировка времени:

1. Организационный момент (2 мин)

2. Беседа о перелетных птицах (5 мин)

3. Дидактическая игра «У кого кто или один-много» (3 мин)

4. Физкультминутка (4 мин)

5. Отгадывание загадок о птицах (5 мин)

6. Игра на зрительную память и внимание «Кто улетел?» (5 мин)

7. Пальчиковая гимнастика. «Десять птичек — стайка» (3 мин)

8. Рефлексия (3 мин)

1. Организационный момент.

Листья с веток опадают.

Лить дожди не устают.

Улетают птичьи стаи,

Направляются на юг.

Но остался сизый голубь

Зимовать на ветках голых.

(Е. Благинина.)

Воспитатель: Ребята, вот и наступила осень. Стало холодно, мы уже не видим на улице насекомых. С наступлением холодов осенью начинается перелет птиц. Как называются птицы, которые улетают в теплые края?

Дети: Перелетные.

2. Беседа о перелетных птицах.

На экране появляются иллюстрации с изображением птиц.

Воспитатель: Какие изменения происходят в жизни птиц осенью?

Дети: Холодно, не достаточно корма.

Воспитатель: Почему птиц называют перелетными?

Дети: Они улетают в теплые края.

Воспитатель: Каких перелетных птиц вы знаете?

Дети: Ласточка, скворец, грач, чиж.

Воспитатель: Какие птицы нашего края первыми улетают в теплые края?

Дети: Ласточка.

Воспитатель: Оказывается, еще в августе воздух около земли теплый, а чем выше, тем холоднее. Стрижи летают очень высоко, а там холодно и нет насекомых — они и улетают. Улетают самыми первыми. За ними ласточки, а позже улетают скворцы.

Воспитатель: Какие птицы улетают последними? Как вы думаете почему?

Дети: Утки и гуси, потому что водоемы замерзают постепенно.

3. Дидактическая игра «У кого кто или один-много».

Воспитатель: Сейчас мы разделимся на две команды. На экране будут появляться картинка с изображением птицы. Одна команда будет называть одного птенца, а вторая – много птенцов

Дети: У журавля — журавленок – журавлята

У скворца – скворчонок – скворчата

У лебедя – лебеденок - лебедята

У грача – грачонок – грачата

У утки — утенок – утята

У аиста — аистенок – аистята

У гуся – гусенок – гусята

. Воспитатель: О каких птицах мы сейчас говорили?

Дети: О перелетных!

Воспитатель: Правильно, ребята, это перелетные птицы! Высоко летят стаи птиц, с неба слышим мы их прощальные клики. Словно они кричат: «До свидания, до радостной встречи весной!» А долго ли длится их перелет? Легко ли им приходится в пути?

Дети: Долго. Нет, тяжело.

Воспитатель: Не все птицы могут осилить долгий и тяжелый перелет. Многие из них погибают, так и не долетев до цели.

Воспитатель: А сейчас мы немножко отдохнем.

4. Физкультминутка.

Вот на ветке, посмотри, руки в стороны поднять

В красных майках снегири- погладить руки и грудку

Распустили перышки, руки на пояс поставить

Греются на солнышке,

Головой вертят, повертеть головой

Улететь хотят. Взмахнуть руками

Кыш! Кыш! Улетели! Покружиться

За метелью! За метелью!

5. Отгадывание загадок о птицах.

Воспитатель подготавливает детей к отгадыванию загадок, делая акцент на том, какие птицы называются перелетными, а какие зимующими.

На экране появляются изображения птиц.

Воспитатель: Все ли птицы улетают в теплые края?

Дети: Нет.

Воспитатель: Какие птицы остаются в нашем селе?

Дети: Воробей, голубь, дятел.

Воспитатель: Каких птиц вы видели зимой?

Дети: Сорока, ворона, синица.

Воспитатель: Как мы называем птиц, которые остались зимовать?

Дети: Зимующие.

Воспитатель: Почему они остаются зимовать с нами?

Дети: Эти птицы могут пережить зиму.

Воспитатель: Зима – трудное время для птиц, особенно если она морозная и многоснежная. Не найти птицам под снегом корма. Голодная птица сильно страдает от холода. Зимний день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше, чем летом. Поэтому птицы зимуют поближе к жилищу человека. А человек должен не оставаться равнодушным к доверию птиц, а помогать им выжить в зимнее время - устанавливать всевозможные кормушки и подкармливать птиц.

А теперь отгадайте загадки о птицах и уточните, перелетная это птица или зимующая.

Дети отгадывают и называют зимующая или перелетная это птица.

1. Нос у него белый,

Сам он черный,

Очень проворный,

Друг садов и полей.

Поедает червей. (Грач, перелетная)

2. Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (Ласточка, перелетная)

3. Я по дереву стучу,

Червячка достать хочу,

Хоть и скрылся под корой,

Всё равно ты будешь мой. (Дятел, зимующая)

4. Спинкой зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синичка, зимующая)

5. Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь, зимующая)

Воспитатель: Ребята, я вижу, что вы уяснили, какие птицы называются перелетными, а какие зимующими.

6. Игра на зрительную память и внимание «Кто улетел?».

Правила игры: Воспитатель прикрепляет на магнитную доску 5-6 изображений перелетных птиц (постепенно количество картинок увеличивается) и предлагает детям назвать всех птиц.

Затем говорит, что одна из птиц улетит на юг и просит детей закрыть глаза. Убирает одно изображение птицы. Воспитатель добивается, чтобы дети отвечали полным предложением.

Например: на юг улетел журавль.

Воспитатель: Молодцы ребята, я увидела, что вы внимательны и умеете правильно составлять предложения.

7. Пальчиковая гимнастика «Десять птичек — стайка».

Пой-ка, подпевай-ка:

10 птичек – стайка.

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – Совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка,

Серенькое перышко.

Это зяблик, это - стриж,

Это развеселый чиж.

Ну, а это злой орлан.

Птички, птички по домам!

(И. Токмакова.)

8. Рефлексия.

Воспитатель: О каких птицах мы сегодня беседовали?

Дети: О перелетных и зимующих птицах.

Воспитатель: Что нового вы узнали о перелетных птицах?

Дети: Еще в августе они улетают на юг!

Воспитатель: В какие игры мы сегодня играли?

Дети: «Один и много», «Кто улетел на юг».

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какую пользу приносят птицы?

Дети: Поедают вредителей.

Итоговое слово воспитателя:

Вы правы. Достаточно привести пример – однажды китайцам показалось, что воробьи уничтожают их урожай риса, поэтому птица была объявлена главным врагом, их истребили, зная, что воробьи не могут находиться в воздухе более 15 минут. Китайцы просто не давали им садиться и птицы падали на землю уже мертвые. А вот вслед за этим и пришел настоящий враг - насекомые. Они расплодились до такой степени, что урожая риса не осталось совсем, и от голода погибло почти 30 миллионов человек.

Дятлы, скворцы и синицы истребляют огромное количество насекомых. Синица за сутки съедает столько же насекомых, сколько весит сама. Многие птицы - санитары. Вороны, сороки, и некоторые другие, питаясь на свалках и помойках, способствуют оздоровлению местности. Птицы, питаясь насекомыми, помогают природе поддерживать численность того или иного вида насекомых в определённой норме.

Птицы дарят нам чарующие звуки трелей, мечту полёта. Ощущение свободы и красоты. Но их жизнь бывает очень коротка. Например, воробей живет от 1 до 2 лет. Много молодых птиц гибнет ещё в первую зиму. Для птиц не так страшен холод, как голод. За одну зиму из 10 воробьев погибает 9, а из 10 синиц - 9-10 птиц. Поэтому нужно обязательно подкармливать птиц в зимний период - вешать кормушки с зерном, хлебными крошками, кусочками несоленого сала и т. д. Берегите птиц!

Литература:

1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. -352 с.

2. Николаева С. Н. «Юный эколог» — М. Мозаика-синтез, 2010.

3. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. -М. : Академия, 2009

Самоанализ занятия по развитию речи

в группе кратковременного пребывания детей старшего дошкольного возраста

на тему: «Перелетные и зимующие птицы»

Возрастная группа : подготовительная, 5,5-6,5 лет.

Тип: интегрированное занятие на изучение нового материала.

Форма организации НОД: фронтальная, игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательная.

Учебно-методический комплект: Программа «Предшкольная пора»/ под. ред. Н. Ф. Виноградова.

Цели:

Образовательная: формирование представлений у детей о перелетных и зимующих птицах.

Развивающая: развивать речь детей, обогащать их словарь. Развивать мелкую и общую моторику.

Воспитательная: воспитание бережного отношения к природе.

Задачи:

1. Расширить представления у детей о разнообразии птиц.

2. Формировать умения делить птиц на перелетных и зимующих.

3. Расширить и активизировать словарь.

4. Развивать речевую активность, диалогическую речь, мышление, артикуляционную, мелкую и общую моторику.

5. Воспитывать бережное отношение к птицам, любовь к природе.

Организационная деятельность, подготовка к занятию.

При выборе темы занятия и материалов к нему я учитывала возрастные особенности детей, а также уровень их развития. Непосредственно образовательная деятельность с детьми была организована во фронтальной форме, что позволило работать со всей группой детей по единому содержанию в соответствии с конспектом. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, помогающие решить их в интересной и занимательной форме. При проведении НОД были выделены 3 основные части:

Первая часть - подведение детей к самостоятельной формулировке темы занятия, определение целей.

Вторая часть - изучение нового материала и его первичное закрепление.

Третья часть - рефлексия.

Первый этап – организационный момент. На этом этапе важно вызвать положительный эмоциональный настрой детей, организовать внимание, подготовить к деятельности. Активизировала внимание сюрпризным моментом – чтение стихотворения об осени в музыкальном сопровождении (пение птиц).

На втором этапе были выявлены знания, полученные из личного опыта детей. Для активизации слов-определений проведена беседа о перелетных птицах, дидактическая игра «У кого кто или один-много»; отгадывание загадок и игра «Кто улетел» были проведены с целью развития внимания, мышления, зрительной памяти и активизации в речи детей слов-определений. С целью избежания переутомления детей, а также умения согласовывать речь с движениями была проведена физминутка. С целью развития мелкой моторики рук и развития речи была проведена пальчиковая гимнастика «Десять птичек - стайка».

Третий этап – рефлексия. Повторение и закрепление полученных знаний по теме «Перелетные и зимующие птицы» в виде беседы-анализа. Цель итогового слова воспитателя - показать, что предметные знания воспитанники могут использовать и в повседневной жизни, и при изучении других предметов (экологическое воспитание, обучение грамоте, познание - окружающий мир).

Оформление классной комнаты, наглядный материал стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности.

Все требования к проведению НОД были соблюдены

Гигиенические требования:

· непосредственно образовательная деятельность проводилась в чистом проветренном, хорошо освещенном помещении;

· время занятия соответствует гигиеническим нормам для детей данного возраста – 30 минут;

· не допускалось переутомления детей на занятии за счёт чередования видов деятельности.

Дидактическая деятельность воспитателя:

Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. В каждом моменте занятия использовались в работе с детьми вопросы поискового характера, создавались проблемные ситуации, вопросы на сообразительность и логическое мышление – все это способствовало эффективности занятия, повышению познавательной и мыслительной деятельности.

Приемы на занятии носили игровой характер, были основаны на игровых обучающих ситуациях, в которых воспитатель побуждал детей к самостоятельной, поисковой деятельности, применению накопленного опыта.

Во время занятия отрабатывались навыки поведения детей, умение выслушивать ответы других, внимательно слушать задания и т. д., поведение детей на занятии регулировала и направляла, поддерживала у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.

Оценка результативности деятельности.

Считаю, что разнообразие материалов, приёмов, использованных на занятии, позволили мне удержать внимание и познавательный интерес детей на протяжении всего занятия.

В ходе всего занятия старалась создавать ситуацию успеха для каждого ребенка. Наше общение проходило эмоционально, мы на протяжении всего занятия были партнерами.

Считаю, что мне удалось достичь целей занятия, через реализацию всех поставленных задач.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Птицы зимующие, перелетные, домашние» (презентация) Предложенная презентация подходит для ознакомления детей с перелетными, зимующими и домашними птицами, а так же в качестве проверки знаний.

Дидактическая игра «Зимующие и перелетные птицы»Дидактическая игра «Зимующие и перелетные птицы» Здравствуйте уважаемые коллеги! Всем доброго времени суток! Сегодня я хочу продолжить тему экологического воспитания дошкольников. Особую.

Конспект занятия по теме «Зимующие и перелетные птицы» Тема занятия «Зимующие и перелетные птицы». Цель: Формировать и закреплять знания о зимующих и перелетных птицах. Задачи: Образовательные:.

Конспект НОД «Перелетные и зимующие птицы» Организационный момент: Собрались все дети в круг, я твой друг и ты мой друг. Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся! Я улыбаюсь.

Конспект занятия во второй младшей группе «Перелетные и зимующие птицы» Конспект для детей второй младшей группы (3-4 лет) по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Перелетные и зимующие.

Открытое занятие в старшей группе «Зимующие и перелетные птицы» Материал: Картинки с птицами, буквенная мозайка 2 шт. Картинки с птицами разрезанные. Ход занятия: Воспитатель загадывает загадку: Если.

Конспект «Перелетные и зимующие птицы» Конспект «Перелетные и зимующие птицы» Интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие", " Речевое развитие", " Физическое.

Презентация на тему «Птицы. Зимующие и перелетные» Угрюмова Анна Александровна Цели: Расширить и уточнить знания детей птицах и их разновидностях, пополнение словарного запаса. Воспитанники.

Занятие по окружающему миру в старшей группе по теме «Зимующие и перелетные птицы» МБДОУ № 63 г. Таганрог Занятие по окружающему миру в старшей группе Тема: «Перелетные и зимующие птицы» Цели: - формировать основы экологической.

Занятие по экологии в старшей группе по теме «Перелетные и зимующие птицы» Цели: • Дать детям представление о птицах (внешний вид, среда обитания и т. д., их разнообразии; учить делить на перелётных и зимующих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Открытый урок в группе кратковременного пребывания «Перелетные и зимующие птицы» с самоанализом
Опубликовано: 20 февраля 2018 в 13:52
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Открытый урок в группе кратковременного пребывания «Перелетные и зимующие птицы» с самоанализом» (включая файлы) размещена пользователем Елена Фатеева (УИ 1463267) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД