Папки-передвижки

Отношение семей воспитанников к виртуальному взаимодействию с ДОУ

Эвелина Гафарова (Мелгазиева)
Отношение семей воспитанников к виртуальному взаимодействию с ДОУ

С тех пор как существует семья, главной заботой является воспитание детей. Повышение ответственности родителей за воспитание детей, углубленное взаимодействие между семьей и ДОУ тесно связаны с решением задач просвещения родителей [2].

Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Изменившаяся современная семья заставляет искать новые формы взаимодействия. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Но папам и мамам необходимо помнить, что детский сад только помощник в воспитании ребенка и поэтому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательного процесса [4].

Публикация «Отношение семей воспитанников к виртуальному взаимодействию с ДОУ» размещена в разделах

Главный момент в контексте "семья - дошкольное учреждение" - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития [1].

Педагоги дошкольных образовательных учреждений, учитывая особенности сегодняшних семей, стараются искать и использовать новые эффективные формы работы с родителями, одной из таких форм является организация виртуального взаимодействия с родителями.

Прежде чем рассмотреть модель виртуального взаимодействия с семьями воспитанников, раскроем значения слов «виртуальная коммуникация», «сетевое взаимодействие», «единое информационно-образовательное пространство», «сайт», «социальная сеть».

Виртуальная коммуникация – это общение с удаленным партнером или группой, опосредствованное компьютером и телекоммуникационными системами.

Единое информационно-образовательное пространство (ЕИОП) – это управляемая и динамично развивающаяся с учетом современных тенденций модернизации образования система эффективного и комфортного предоставления информационных и коммуникационных услуг объектам процесса обучения.

Сайт (от англ. website : web — «паутина, сеть» и site — «место», буквально «место, сегмент, часть в сети») – система электронных документов (файлов данных и кода) частного лица или организации в компьютерной сети под общим адресом (доменным именем или IP-адресом) [5].

Социальная сеть (социология) — социальная структура, состоящая из группы узлов, которыми являются социальные объекты (общность, социальная группа, человек, личность, индивид).

Социальная сеть (Интернет) — платформа, онлайн сервис или веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений. Википедия — свободная энциклопедия

Формирующаяся Сетью терминология только начинает находить отражение в словарях, опираясь на которые можно уйти от двузначности. К таким терминам относится и понятие сетевого взаимодействия. Опираясь на проблему и существующую терминологию, дадим определение понятию сетевое взаимодействие на основе Толкового словаря русского языка под ред. Д. Н. Ушакова и социологического словаря. Итак. Сетевое взаимодействие – система взаимообусловленных действий педагогов, позволяющих им реализовывать совместную деятельность, направленную на профессиональное развитие. Где поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных [3].

В условиях современного мира, где повсеместно распространены средства массовой коммуникации, возможно создание виртуального пространства для взаимодействия между родителями воспитанников детского сада и педагогами ДОУ. Достоинством виртуальной среды является экономия времени как родителей воспитанников, так и педагогов. Именно отсутствие свободного времени для многих родителей является препятствием для сотрудничества с детским садом. Рассмотрим некоторые возможности виртуальной среды для осуществления работы по инновационной форме воздействия ДОУ с семьей.

• сайт ДОУ. Практически все современные учебные заведения имеют свои сайты, где представлены программы, по которым ведется работа в группах, сообщаются сведения о педагогах, размещены некоторые материалы по дошкольной педагогике. Гораздо реже на сайте ДОУ есть форумы для общения между администрацией и педагогами детского сада и родителями (как правило существует гостевая книга, однако данная форма не позволяет систематизировать обсуждения по теме, возрасту, группам, практически не представлены блоги воспитателей и крайне редко присутствует форма для консультации.

• группа в социальных сетях. Большинство современных родителей имеют аккаунты в социальных сетях, например ВКонтате или в Живом Журнале. Создание группы или сообщества, посвященного определенной группе детского сада, может существенно повысить эффективность взаимодействия между родителями и педагогами. Поскольку новости в социальных сетях просматриваются регулярно, в этом случае родителям воспитанников не придется открывать отдельно сайт детского сада и искать там соответствующую вкладку – они получат новости оперативно, в рамках своей обычной деятельности.

• проведение вебинаров и голосовых конференций при помощи программы Скайп. Большинство пользователей интернета имеют возможности для инсталляции и использования программы Cкайп, предназначенной для голосового общения. Программа позволяет проводить коллективные обсуждения актуальных проблем и просто общаться между собой.

Достоинствами виртуального взаимодействия воспитателя и родителей детей, посещающих детский сад, являются следующие ключевые для современного человека факторы:

• экономия времени участников беседы;

• нерегламентированность, т. е. отсутствие психологического барьера между педагогом и родителями воспитанников дошкольного образовательного учреждения;

• оперативность контакта;

• возможность возвращения к высказанным идеям посредством изучения истории сообщений или записи диалога.

Вышеперечисленные формы взаимодействия семьи и детского сада не требуют от родителей воспитанников коллективной организации: просмотреть новости в социальной сети родители могут в удобное время, например в обеденный перерыв на работе или со своего мобильного телефона в транспорте. Реакция на новость или участие в обсуждении может быть начато и прекращено в любой момент. При этом группа социальной сети или сообщество предпочтительнее личного блога преподавателя или форума на сайте ДОУ, поскольку предполагает равноправное участие зарегистрированных пользователей[7].

Прежде чем начать взаимодействовать с родителями моей группы в виртуальной среде, для меня было важным выяснить, насколько родители готовы и заинтересованы в виртуальном взаимодействии с ними.

Анкетирование родителей было проведено для выявления степени их готовности и заинтересованности в использовании виртуального взаимодействия. Мною была предложена анкета, состоявшая из 5 вопросов. Вопросы сформулированы так, чтобы каждый родитель смог без затруднения ответить на них. Было опрошено 20 родителей.

Анализ полученных результатов показал следующее:

На вопрос, "Давно ли вы пользуетесь Интернетом?" 60% родителей ответили 6-10 лет, 35% родителей – чуть менее 3-5 лет, 5 % родителей что 1-2 года, родителей которые пользуются Интернетом менее года и не пользуются им вообще в моей группе не оказалось. Данные показатели свидетельствуют о достаточно высоком уровне родителей как активных пользователей Интернет сети.

Также этот факт подтверждают и результаты второго вопроса "Как часто вы пользуетесь интернетом?"

65% опрошенных – постоянно пользуются услугами интернета; 5% хотя бы один раз в день; 20% – периодически; по 5% пару раз в неделю, изредка и не нашлось таких, которые пользуются интернетом несколько раз в месяц.

Ответы на вопрос, "С какой целью вы используете Интернет?" показали, что 29% родителей используют его для общения; 26% – для работы; 29% читают новости; 12% просто бродят по различным сайтам; и 4% играют в сетевые игры.

Из ответов на вопрос, "Где вы пользуетесь интернетом?" четко видно, что в основном родители пользуются им дома – 71%, а также некоторые пользуются им на работе – 25 %; 4 % опрошенных пользуются интернетом в другом месте.

Подсчитав результаты ответов на вопрос " Какими компьютерными программами Вы пользуетесь?" мы выделили самые популярные: это Microsoft Office – используют33%; Paint – 8% опрошенных; прибегающих к помощи Movie Maker – нет; программа ICQ установлена у 2% опрошенных; Skype – 29%; 28% родителей пользуются различными специализированными программами.

Таким образом, проведенное констатирующее показало, что родители достаточно активные и уверенные пользователи интернета; свободно владеют основными компьютерными технологиями; имеют доступ в интернет как дома, так и на работе, что дает педагогу возможность не устанавливать временные рамки в общении с ними. Родители заинтересованы в применении педагогом компьютерных технологий для взаимодействия.

Важно отметить, что такой интерактивный режим взаимодействия воспитателя ДОУ с семьями воспитанников не противопоставляет и не исключает традиционные формы работы с семьей через непосредственное «живое общение», а скорее обогащает и дополняет их, учитывая современные реалии жизни.

Создание компонента взаимодействия с родителями на основе ИКТ-технологий - инновационный ресурс, который позволяет оперативно устанавливать обратную связь с семьей, расширяет возможность оказания различным категориям семьи своевременной многопрофильной помощи, психолого-педагогической поддержки и сопровождения [6].

В последние годы отечественная наука говорит о приоритете семьи в воспитании ребенка. Закон РФ "Об образовании" впервые за многие десятилетия признал, что "родители являются первыми педагогами своих детей. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте".

В настоящее время идет перестройка системы дошкольного воспитания, и в центре этой перестройки стоят гуманизация и деидеологизация педагогического процесса. Его целью признается не воспитание члена общества, а свободное развитие личности. Большое внимание начинает уделяться взаимодействию детского сада и семьи. Практические работники ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями, основанные на принципе единства воспитательных воздействий [8].

Литература:

1. Абрамова О. С. Педагоги и родители — творческий тандем. https://doshkolnik.ru

2. Ефимова О. С. Особенности сотрудничества педагогов ДОУ с родителями. https://www.moi-detsad.ru

3. Лидневская Т. А. Социальные сети как инструмент модернизации образовательного пространства детского сада https://sdo-journal.ru

4. Попова Е. В. Организация работы с родителями в современном ДОУ через информационно-педагогические уголки. https://festival.1september.ru

5. Севастьянова Н. Ю., Сычева Е. Е., Лигай Арина. Модель виртуального взаимодействия с семьями воспитанников https://gdou93.ru

6. Тютюнник Е. Г. Возможности использования икт-технологий во взаимодействии доу с семьями воспитанников. https://virtualtaganrog.ru

7. Чабан О. Е. Планирование работы по инновационной форме взаимодействия ДОУ с семьей. https://pedsovet.su

8. Важнина В. А. Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей https://www.moi-detsad.ru

Публикации по теме:

Правильное отношение к своему здоровью-профессиональный долг воспитателя Консультация для воспитателей Тема: «Правильное отношение к своему здоровью – профессиональный долг воспитателя».

Вовлечение семей воспитанников старшей группы непосредственно в образовательный процесс Родители, как подчеркивается в современных законодательных и концептуальных документах, являются первыми педагогами ребенка. «Они обязаны.

Конспект экологического занятия «Гуманное отношение к природе» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 91 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Отчет о работе по взаимодействию с семьями воспитанников Для высокой результативности воспитательно-педагогического процесса в ДОУ большое значение имеет взаимодействие с семьями воспитанников.

План-программа по взаимодействию с семьями воспитанников 2-й младшей группы Пояснительная записка. Родители – главные воспитатели своих детей. Дошкольное учреждение может только помочь, поддержать, направить их воспитательную.

Конспект занятия «Плохое и хорошее отношение» Плохое и хорошее отношение (старшая группа) Цель: продолжать учить доброжелательным отношениям друг к другу, воспитывать чуткость, отзывчивость.

Проблемы неполных семей Современная семья выступает сферой формирования и ареной практического проявления политических идеалов, взглядов, интересов человека. В.

Проектная деятельность по эффективному взаимодействию с родителями воспитанников «В гости к книжке» Проблема: Отсутствие у детей интереса к чтению, низкая читательская грамотность у родителей, законных представителей воспитанников. Актуальность:.

Вечер талантливых семей (фотоотчёт)Вечер талантливых семей (фотоотчёт) Вечер талантливых семей. В группе «Дельфиненок» прошел вечер талантливых семей. Семьи продемонстрировали свои способности в физкультуре,.

Выступление «Отношение к профессии» Возможно, у ребенка есть проблемы с речью, Тогда могу вам дать практический совет: Решение вопроса обеспечит Лишь только профессиональный.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Отношение семей воспитанников к виртуальному взаимодействию с ДОУ
Опубликовано: 13 февраля 2016 в 20:47
+28Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД