Татьяна Бортновская
Занятие по ознакомлению детей с творчеством русского поэта Н. А. Некрасова и его произведением «Дедушка Мазай и зайцы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Ознакомление детей с творчеством Н. А. Некрасова и его произведением «Дедушка Мазай и зайцы». Закрепить умения детей описывать пейзажную картину.
Задачи:
1. Учить детей осознавать замысел картины, видеть особенности композиции и цветового колорита. Продолжать работу по развитию связности, последовательности, целостности высказываний, по обогащению природоведческого словаря. Расширять представления дошкольников о сезоном изменении в природе.
Публикация «Занятие по ознакомлению детей с творчеством русского поэта Н, А, Некрасова и его произведением „Дедушка Мазай и зайцы“» размещена в разделах
- Заяц, зайчики. Конспекты занятий
- Заяц, зайчонок. Все о зайцах для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Некрасов Н.А.
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- «Дед Мазай и зайцы», Некрасов Н.А.
- Темочки
Учить передавать эпизод из произведения «Дедушка Мазай и зайцы» в композиции, закрепить полученные знания в продуктивной деятельности.
2. Развивать у детей поэтический вкус и образное мышление, способности эмоционально откликаться на события, описанные автором в произведении; способствовать формированию эстетического вкуса; развивать эстетические чувства, эмоции и переживания.
учить детей чувствовать поэзию; Продолжать формировать навыки коллективной работы.
3. Воспитывать любовь к родному краю. Прививать бережное отношение к природе и животным.
Интеграция образовательных областей: Речевое развитие; Художественно – эстетическое развитие; Познавательное развитие.
Оборудование: Презентация к занятию : фоторепродукция картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода»;, портрет Н. А. Некрасова, стихотворение Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы», выставка детской литературы «Произведения Н. А. Некрасова», пластилин, стеки, доски, мелкие детали для коллективной композиции. запись А. Вивальди «Весна»,
Предварительная работа:
рассматривание с детьми пейзажных картин И. И. Левитана в ходе в рамках
занятий и проведенных бесед; прослушивание
произведений П. И. Чайковского из цикла «Времена года», А. Вивальди
«Времена года»; знакомство с пословицами, народными приметами.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Дети садятся на стульчики полукругом.
Вступление воспитателя :
Весна прекрасное время года, многие поэты писали о ней стихи, вот
как писала о весне детский поэт И. Токмакова
Воспитатель зачитывает стихотворения :
К нам весна шагает
К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают под её ногами.
Чёрные проталины
На полях видны.
Видно очень тёплые ноги у весны.
Воспитатель:
-Как вы думаете, какое настроение у вас вызывает это стихотворения?
Примерные ответы детей
Примерные ответы детей : Радостное, весёлое
-Да, весна прекрасное время года. Поэты пишут о
ней стихи, композиторы музыку, а художники картины.
1 слайд
Воспитатель: - Обратите внимание, на одну из картин, которую написал Исаак Ильич Левитан.
- Как бы вы её назвали?
на слайд выводится репродукция картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода».
(дети вспоминают названий картины)
-Почувствовать красоту этой картины нам поможет и произведение П. И. Чайковского «Апрель».(Под сопровождение пьесы П. И. Чайковского «Апрель» дети рассматривают картину)
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам вспомнить, что вы видели на картине. А поможет нам наш волшебный шар.
Играв кругу (Воспитатель задает вопросы по картине).
Вопрос воспитателя:
-Почему художник называл картину «Весна. Большая вода»?
Примерные ответы детей : потому что здесь изображено много воды.
Вопрос воспитателя:
-Какое природное явление здесь запечатлено?
Примерные ответы детей : половодье
Вопрос воспитателя:
-Когда бывает разлив воды или половодье?
Примерные ответы детей : Весной.
Вопрос воспитателя:
-Как можно словами описать воду, какая она?
Примерные ответы детей : Вода спокойная, холодная.
Вопрос воспитателя:
-Как художник изобразил деревья на картине?
Примерные ответы детей : Деревья затопила вода.
Вопрос воспитателя:
-А какими красками пользовался художник для изображения этого времени года?
Примерные ответы детей : Все оттенки голубого, коричневого,
жёлтого, белого.
Вопрос воспитателя:
- И какие чувства вызывает эта картина?
Примерные ответы детей : Радостное, веселое.
А давайте вспомните пословицы о весне (дети вспоминают пословицы
ранее услышанные в беседах)
Послушайте пословицы весне:
Вода с гор потекла – весну принесла.
Апрель с водой - май с травой.
Апрельские ручьи землю будят.
Мокрый апрель - хорошая пашня.
Синие облака в апреле - к теплу и дождю.
2 Основная часть
Дети возвращаются на стульчики.
2слайд: Воспитатель зачитывает отрывок из стихотворения «Дедушка Мазай и зайцы».
-Дети, я вам расскажу про Мазая.
Каждое лето домой приезжая,
Я по недели гощу у него.
Нравится мне деревенька его…
Воспитатель:
- Ребята, этот отрывок из стихотворения «Дедушка Мазай и зайцы» написал прекрасный поэт Николай Алексеевич Некрасов.
3 слайд. Я хотела бы вас познакомить с творчеством русского поэта Николая. Алексеевича. Некрасова. Стихи Н. А. Некрасова необычные, они отражают жизнь крестьян (это люди живущие в деревне). В своих стихах Н. А. Некрасов рассказал, как тяжко живётся людям в крепостной деревне. Он очень, много стихов написал о крестьянах и их детях. В таких, как «Крестьянские дети», «Мороз красный нос». Мы знаем его по стихотворению «Мужичок с ноготок». Когда читаешь эти стихотворения, кажется, будто сами крестьяне рассказывают о своём труде и своих печалях - так хорошо знал Некрасов их жизнь и так близко принимал её к сердцу.
Воспитатель: С самого раннего детства Некрасов был очень сильным, смелым, умел плавать, метко стрелял из ружья. А став взрослым, он любил ходить по лесам и полям, любил охотиться. «Охота была для него не одной забавой, но и средством знакомиться с народом». говорит его сестра. Во время отдыха записывал в, блокнот свои впечатления о природе. Особенно Некрасов любил заводить дружбу с простым народом, которые и сами любили охотиться. Много интересных историй рассказал поэту старый Мазай. Живший в деревне Малые Вежи, окруженный дремучими лесами и болотами. Каждое лето Николай Алексеевич приезжал в деревню, чтобы погостить у Мазая и сходить с ним на охоту. Мазай на привалах рассказывал много охотничьих рассказов. Одину из рассказов автор записал.
4 слайд. Эту историю Н. Л. Некрасов описывает в стихотворении «Дедушка Мазай и зайцы». Давайте посмотрим на эту картину и послушаем стихотворение Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».
Воспитатель зачитывает стихотворение Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».
Беседа по вопросам.
Вопрос воспитателя:
- О каком случае рассказал Дедушка Мазай?
Примерные ответы детей : Как он отправился за дровами в лес по воде.
Вопрос воспитателя:
- Когда этот интересный случай произошел с дедом Мазаям?
Примерные ответы детей : Весной.
Вопрос воспитателя:
- Понравился ли вам наш герой?
Примерные ответы детей : Да он очень добрый и веселый.
Вопрос воспитателя:
- Какой он? Опишите его внешний вид.
Примерные ответы детей : Старый, с бородой, плывет на лодки.
Вопрос воспитателя:
- А речь его вам понятна?
Примерные ответы детей : Нет многие слова нам не понятны.
Вопрос воспитателя:
- Как он говорит?
Примерные ответы детей : Гутаря, горемыка, кабы, баграми.
Вопрос воспитателя:
- Как старый Мазай относится к зайцам?
Примерные ответы детей : Он их любит и жалеет.
Вопрос воспитателя:
- А к природе и ко всему окружающему как относится?
Примерные ответы детей : Он очень бережет ее
Вопрос воспитателя:
- Какой это человек, добрый или злой?
Примерные ответы детей : Добрый.
Воспитатель: Да, это добрый человек, с прекрасной и красивой душой. Весной во время половодья (6 слайд) особенно трудно бывает лесным обитателям.
Многие из них даже погибают. Поэтому во время половодья животные нуждаются в помощи со стороны людей. (7-10 слайд)
Воспитатель: Как Мазай называет зайцев в течение своего рассказа?
Примерный ответ детей : Бедные, плуты косые, зайчики, команда косая, горемыка.
Воспитатель: Деду жаль зверьков он ним помогает.
Воспитатель: (11 -12 слайд)
Вопрос воспитателя:
- В конце рассказа все ли зайцы разбежались?
Примерные ответы детей : Нет, так как они очень устали и промокли
Вопрос воспитателя:
- А как поступил Мазай с теми, кто не смог убежать?
Примерные ответы детей : Отогрел, накормил и потом отпустил.
Физкультминутка
Голубые, синие (руки в стороны, верх)
Небо и ручьи
В синей лужи плещется (кружатся)
Стайка воробьёв.
На снегу прозрачные (Прыжки на месте)
Льдинки – кружева.
Первые проталинки, (Хлопки в ладоши)
Первая трава.
Творческое задание. (13 слайд)
Для провидения продуктивной деятельности (лепка) дети рассаживаются за столы
Воспитатель: Я вам предлагаю составить композицию к данному произведению где мы изобразим как дед Мазай плывет по реке со своей лесной братвой. Каждому я предлагаю вылепить зайца из рассказа и поместить его на общую работу, где уже дедушка Мазай в лодке плывет по реке.
Пока вы будете работать, мы с вами послушаем произведений
А. Вивальди «Времена года».
3 Итоговая заключительная часть занятия.
Воспитатель:
Вопрос воспитателя:
- С каким писателем мы сегодня познакомились?
Примерные ответы детей : Н. А. Некрасова
Вопрос воспитателя:
- Ребята, вам понравилось стихотворение Н. А. Некрасова «Дед Мазай и
зайцы»?
Примерные ответы детей : Стихотворение нам понравилось.
Вопрос воспитателя:
- Хотели бы вы ещё узнать что-то новое о поэтах и писателях?
Примерные ответы детей : Да нам очень интересно.