Анна Болдовская
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с пейзажной живописью
▼ Скачать + Заказать документы
Пейзажная живопись является одним из самых эмоциональных жанров изобразительного искусства. Дети любят и чувствуют природу. Сила эстетического воздействия так велика, что и произведения пейзажной живописи вызывают у них радостные ассоциации. Знакомство с этим жанром изобразительного искусства должно превратиться в увлекательное «путешествие» по природе родного края, где дети будут учиться видеть, понимать и любить и природу, и искусство. Пейзажная живопись способна не только доставлять радость, но и вдохновлять на творчество.
Публикация «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с пейзажной живописью» размещена в разделах
Знакомить детей с пейзажем нужно в течение всего года, подбирая произведения по временам года. Педагогическая работа может быть распределена по кварталам, начиная с сентября. Особую роль необходимо отводить методам эмоционального настроя: художественно-развивающим играм, праздникам, чтению литературных произведений, участию в занятиях сказочных персонажей, воображаемым экскурсиям и путешествиям. При анализе результатов изобразительной деятельности обязательна положительная оценка каждой детской работы.
Рассматривая с детьми репродукции картин, необходимо подводить их к пониманию того, что художники не просто изображают то или иное состояние природы, но и передают свое отношение к изображаемому, свои чувства, которые могут быть радостными и светлыми, грустными и тревожными. При изображении одного и того же времени года каждый живописец передает состояние природы по-разному, используя разные средства выразительности: цвет, линии, композицию.
Душа живописи - цвет обладает удивительными свойствами. Цветовые сочетания воздействуют на нас определенным образом: навевают грусть, пробуждают беспокойство, вселяют радость, вызывают улыбку и т. п. Линия – основной инструмент графики, но в живописи она тоже играет очень важную роль. Линия может быть плавной, гибкой, резкой, напористой. Она, так же как и цвет, способна выстраивать изображение в определенном эмоциональном направлении. Важное место при восприятии картины принадлежит композиции, под которой понимается определенный порядок в произведении, выделении главного на фоне второстепенного.
Знакомство детей со средства выразительности.
Линия (форма)
2-4 года. Рисовать штрихи, точки, запятые, линии в разных направлениях. Замыкать линии в круг, прямоугольник, треугольник. Строить форму из одной – трех частей.
4-5 лет. Дифференцировать размер, формы, соединять разные начертания кривых, прямых линий для передачи сложных предметов.
5 -6 лет. Создавать формы предметов из комбинаций линий, частей сложной конфигурации. Передавать формы геометрическим, комбинированным, контурным способом.
Цвет.
2-4 года. Отличать основные цвета и оттенки. Использовать цвет как средство самовыражения, отношения к миру.
4 -5 лет. Использовать цвет как средство, характеризующее реальный признак предмета. Различать теплые, холодные цвета.
5-6 лет. Составлять из трех красок разнообразные цвета. Смешивать, размывать, получать новые оттенки красок. Пользоваться разными видами красок – гуашь, акварель, а так же мелками, углём, фломастерами, комбинирование материалов.
Композиция.
2 -4 года. Рисовать одночастные формы с многократным повторением на всем листе. Создавать фигуры из 2-3 частей.
4 -5 лет. Располагать части в соответствии с предметом, передавать их соотношение по величине. Рисовать группы предметов на одной линии, на всем листе, соблюдать ритм расположения, цвета, форм (по углам, сторонам, середине). Ориентироваться на плоскости листа, правильно называть его части.
5 -6 лет. Вводить вычленение главного предмета путем определения его размеров и расположения на плоскости листа (ближе – дальше). Перекомбинирование форм частей предмета при передаче движения, позы. Определение размера, расположения, формы листа, фона.
ГБДОУ №35 Московского района города Санкт-Петербурга.
Воспитатель – Болдовская Анна Львовна.