Папки-передвижки

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Ознакомление дошкольников с историческим культурным прошлым России»

Елена Викторовна Сафонова
Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Ознакомление дошкольников с историческим культурным прошлым России»

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение детский сад «Колосок»

п. Лев Толстой, Липецкой области.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по социально – коммуникативному развитию в средней группе.

Тема: «Ознакомление дошкольников с историческим культурным прошлым России».

Подготовила: воспитатель

первой квалификационной категории

Сафонова Е. В.

Публикация «Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию „Ознакомление дошкольников с историческим культурным прошлым России“» размещена в разделах

Цель: Формировать у детей представление об образе Родины. Познакомить с неофициальным символом России-березой. Во все времена люди умели защищать свою Родину. Способствовать единению семьи, приобщать к творческой культуре.

Задачи.

Развивающие :

1. Развивать гуманное эмоционально-доброжелательное и бережное отношение к своей Родине;

2. Развивать внимание, речь, воображение, умение анализировать;

3. Развивать умение вслушиваться в слова, понимать их значение;

4. Привлечь к истории куклы, развивать фантазию, вкус, творческое воображение и способности.

Обучающие:

1. Дать понять, что наша Родина-Россия страна многонациональная и многоязычная. Все они имеют равные с другими права. Нужно уважать и ценить их культуру и обычаи.

2. Развивать творческие способности. Учить делать березку из бумаги.

3. Привлечь внимание к истории куклы. Знакомить с элементарными приемами рукоделия.

Воспитательные:

1. Воспитывать любовь к Родине, семье.

2. Воспитывать чувство восхищения красотой русской природы, чувство гордость за свою природу.

3. Прививать уважения к традициям и обычаям своей Родины.

4. Воспитывать эмоциональную отзывчивость и восприятие объектов окружения.

Интегрированные образовательные области:социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое, художественно – эстетическое.

Словарная работа: Родина, Россия, малая Родина, большая Родина, родная страна многонациональная, многоязычная; береза белая, кудрявая, красивая.

Форма проведения: непосредственная образовательная деятельность.

Материал к НОД.

Демонстрационный: географическая карта, репродукции картин природы, рисунок берёзы, фотографии избы, быта русского народа, русских богатырей, трудовой деятельности людей в сельском хозяйстве и животноводстве; деревянная посуда с хохломской росписью, глина с гжелью; лоскуты для изготовления куклы-пеленашки, традиционные куклы ручной работы, изготовленные в Лев Толстовском районе.

Раздаточный: полукруг белой бумаги,полоски зелёной бумаги, ножницы, клей, салфетки, подставки, кисточки, клеёнки, фломастеры.

Предшествующая работа: беседы с детьми на темы: «Я живу в России. Знакомство с народными праздниками», «Путешествие в прошлое посуды», «Путешествие в прошлое одежды», «Места проживания наших предков, строительство жилища».

Ознакомление с хохломской росписью и гжелью.

Разучивание хороводов, народных игр, стихов.

НОД: «Быт и основные занятия русских людей», «Знакомство с дымковской игрушкой».

Ход НОД

- Ребята, посмотрите, это карта.

- На карте я покажу вам нашу страну (показ). Скажите, как называется наша страна? Наша страна Россия очень большая и богатая. Она богата полями, лесами, морями, горами.

- Люди, которые живут на территории России, как называются?

- Россия-это не только русские, но и татары, башкиры, чуваши, якуты, чукчи, буряты, калмыки, дагестанцы (21 республика входит в состав России).

-Скажите, на каком языке говорят буряты, башкиры, татары?

- Россия - многонациональная, многоязычная страна, и все они независимо от национальности являются россиянами. Так исторически сложилось, что общим и государственным языком для всех её жителей стал русский язык. И все народы в нашей стране это большая семья.

- Давайте прочитаем стихотворение Владимира Степанова «Российская семья».

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним тайга по нраву,

Другим-степной простор.

У каждого народа,

Язык свой и наряд.

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

Один-рыбак с рожденья

Другой оленевод.

Один-кумыс готовит,

Другой готовит мёд.

Одним милее осень,

Другим мелей весна.

А Родина Россия

У нас у всех одна.

- Ребята, посмотрите, какие разные у всех национальные костюмы (показ).

- Ребята, вы видели какая большая наша страна. Во все времена люди беззаветно любили свою Родину и самоотверженно защищали её. Испокон веков границы своей Родины защищали русские воины. Среди них были и русские богатыри. Каких русских богатырей вы знаете? (показ)

- Посмотрите, какие у них были доспехи.

- О нашей Родине слагаются пословицы и поговорки, а какие пословицы вы знаете?

(«Жить-Родине служить»;

«Человек без Родины, что человек без песни»;

«Родина любимая, что мать родная»).

Игра: «Подбери словечко»

(Нужно придумать к словам «родная», «родной» подходящие слова).

-Вспомните, кого или что можно назвать родным?

- Правильно, ребята, Россия это большая родина, но посёлок где мы живём это малая Родина, там где ты родился и живёшь. Как называется наша малая Родина?

- Люди испокон веков в нашей стране занимались земледелием и скотоводством.

«Что в поле не родится - всё в доме пригодится».

Основной культурой была рожь, а ржаной хлеб был продуктом питания. Землю пахали сохой или плугом. Сеяли зерно из лукошка, хлеб жали серпом или косили косой. (Показ) Засевали рожь, ячмень, просо, овёс, пшеницу, гречиху, а также лён.

- Животноводство давала крестианину продукты питания.

«Корова на дворе – харч на столе»

- Лошадь была помощником и главным средством передвижения.

- После завершения всех работ люди собирались на отдых – водили хороводы вокруг берёзки.

Хоровод: «Ай да берёзка». Музыка и слова Глушковой.

- Ребята, Россию часто называют страной белых берёз. Гости приезжающие к нам из других государств, спрашивают у россиян о берёзах, фотографируют белоствольных красавиц, увозят на память фотографии, чтобы показать родным и близким русское чудо – дерево. Ведь, нигде больше в мире нет такого дерева.

- Ребята, хотите сделать берёзку своими руками?

- Тогда, проходите, садитесь.

- Берём полукруг, отрезаем часть его по начерченной линии, намазываем края клеем и соединяем, чтобы получился конус. Затем, берём зелёные полоски гофрированной бумаги и приклеиваем к верхушке конуса. (Дети выполняют работу, звучит русская народная песня «Завивайся берёза»).

- Ребята, посмотрите, у нас получилась целая берёзовая роща. Скажите, берёзка какая?

- Ребята, дерево в старину было очень ценным материалом. Как вы думаете почему?

- Действительно, из дерева строили избы, делали посуду, игрушки.

- А сейчас подойдём с вами и рассмотрим, какая это посуда? (Рассматривают.) Скажите, какой росписью расписана она? (Хохлома)

- Обратите внимание, что посуда не только сделана из дерева, но из чего ещё?

- Правильно, из глины. Значит она какая?

- Скажите, что это за роспись? (гжель)

- Ой, ребята, посмотрите, а здесь ещё и клубочек есть, он не простой, хотите в гости попасть? Мы пойдём туда, куда он покатится.

- А покатился он к бабушке Арине и её внучке Алёнке. (бабушка Арина встречает гостей)

- Здравствуйте, бабушка Арина, а что это вы делаете?

Б. А. - А я своей внучке Алёнке мастерю куклу – пеленашку. Хотите и вас научу?

Воспит. – Конечно, хотим.

Б. А. – Ну тогда, смотрите – эти куклы, при изготовлении которых использовались старинные техники и технологии. По назначению они делятся на несколько групп: куклы игровые, обрядовые и куклы – обереги. Ребята, посмотрите, у меня есть макеты традиционных кукол, которые сделаны умельцами Лев Толстовского района. Посмотрите, какую одежду носили в давние времена в сёлах Загрядчино и Головинщино. Давайте рассмотрим (рассматривают). Это кукла одета в зимнюю одежду:плюшовку, домотканную юбку, а на голове – полушалок. А это кукла из Загрядчино в весенне – осенней одежде. На ней юбка – панёвка, а верхняя часть – таннник из домоткана и тоже покрыта полушанком. У тряпичных кукол лицо не изображалось. Это связано с древними представлениями о кукле как о магическом предмете. Отсутствие лица служило то, что кукла – вещь неодушевленная, а значит недоступная вселению в неё злых сил.

- Я вам покажу, как делать куклу – пеленашку (т. е. малышку).

1. Берем белую ткань и сворачиваем её как полено, и связываем;

2. Сверху покрываем платочек;

3. Затем, в ткань её пеленаем и снова завязываем, чтобы не распеленалась.

- Вот и получилась у нас кукла.

- А теперь вы, ребята, расскажите, что у вас было нового и интересного. (рассказ детей)

- Вот видите как хорошо, сколько вы нового и интересного узнали и рассказали. А я вас за это угощу пирожками (угощает).

Дети благодарят и прощаются с бабушкой Ариной и её внучкой.

Публикации по теме:

Кукла — помощник воспитателяКукла — помощник воспитателя Кукла – помощник воспитателя в области «Чудное творение» - текстильная кукла. Кукла УДАЧИНКА (кукла на удачу) Данная кукла может быть.

«Волшебница-ёлочка» (аппликация)«Волшебница-ёлочка» (аппликация) Волшебница - ёлочка Выполнила: Рольгейзер Анастасия 5 лет Техника: Аппликации из кусочков рваной бумаги + рисование цветными карандашами.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Ознакомление дошкольников с историческим культурным прошлым России»
Опубликовано: 5 февраля 2015 в 20:43
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД