Екатерина Катина
Ознакомление дошкольников с русскими народными музыкальными инструментами
▼ Скачать + Заказать документы
Музыка на протяжении всей истории всегда оказывала особое воздействие на человека. Окружая ребенка с раннего возраста, музыка благоприятно воздействует на внутренний мир, расширяет и углубляет его. Полученные в период детства музыкальные впечатления, знания и представления остаются в памяти надолго. Знакомство с народной музыкой и музыкальными инструментами открывает возможности для развития личности и ее самовыражения.
Публикация «Ознакомление дошкольников с русскими народными музыкальными инструментами» размещена в разделах
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные инструменты
- Народная культура, фольклор
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Инструментальный фольклор, как особая область музыкального творчества, является важной частью духовной культуры всего русского народа. Он тесно связан с его историей, бытом, особенностями экономики, художественными представлениями. Игра на музыкальных инструментах всегда занимала особое место в жизни народа: помогала в труде, сопровождала праздники. Уже в глубокой древности музыкальные инструменты играли немаловажную роль в воспитании подрастающего поколения. Первыми музыкальными инструментами в жизни ребёнка были звуковые игрушки-трещотки, погремушки, бубенцы, дудочки и т. д. Они развивали у детей сначала на уровне первичной рефлекторной реакции, координацию движений, чувство ритма, а в дальнейшем тембровый слух, музыкальную память, динамическое восприятие, интерес к музыкальной деятельности.
Основной формой музыкальной деятельности в детском саду являются музыкальные занятия. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игры и занятия, направленные на знакомство с музыкальными инструментами.
Прежде чем выявить особенности формирования знаний и представлений о русских народных музыкальных инструментах, мы должны дать их характеристику. Народные музыкальные инструменты делятся на несколько разновидностей. Например, барабан, бубен, деревянные ложки, трещотки относятся к ударным музыкальным инструментам. Появление барабана свидетельствовало о том, что люди открыли свойство резонирования пустых предметов. Они начали использовать высушенную кожу, натягивая ее на пустой сосуд. Существует группа духовых музыкальных инструментов. Такие инструменты использовали извлечение звуков путем вдувания воздуха. Первые духовые музыкальные инструменты изготавливались из костей животных – в них выдалбливались отверстия для вдувания воздуха. Позднее изготовлялись из полого дерева, трубчатой кости и даже из толстых птичьих перьев. К ним относятся: рожок, жалейка, свирели и свистульки. Третья большая группа — струнные музыкальные инструменты. Это всем известные гусли и балалайка, а также гудок и домбра. Струнная группа инструментов возникла позже. Прообразом струнных музыкальных инструментов стал охотничий лук. Мелодичное звучание натянутой струны человек воспринял как музыкальный звук. И последняя группа музыкальных инструментов называется клавишно-духовые язычковые, к которой относятся гармонь, баян и аккордеон.
Предлагаем вам несколько вопросов, способствующих беседе о русских народных музыкальных инструментах с детьми. Все беседы должны сопровождаться наглядным материалом или видеопрезентацией для лучшего усвоения знаний.
1. Какие русские народные музыкальные инструменты ты знаешь? Скажи их названия.
2. Какие народные музыкальные инструменты, которые ты назвал (а) относятся к ударным? Струнным? Духовым?
3. Как извлекается звук из балалайки? Гармошки? Трещотки? Бубна?
4. Из какого материала сделаны свистулька? Гусли?
5. Покажи только русские народные инструменты. Если можешь, назови их (показываются карточки с изображением инструментов).
6. Как ты думаешь, первыми появились народные инструменты или симфонические? Как и зачем появились первые музыкальные инструменты в России?
7. Почему какие-то инструменты называют «струнными», а какие-то «духовыми»?
8. Почему эти инструменты называют русскими народными?
Желаем успехов в вашей работе!