Дания Гафурова
Ознакомление с художественной литературой: «Что за прелесть эти сказки.»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:формирование представления детей о разнообразии русских народных сказок.
Задачи:продолжить знакомить детей с творчеством русского народа сказками; развивать: умение рассказывать сказки по кадрам диафильма; умение замечать и использовать выразительные средства языка сказок (песенки, повторы, образные выражения);осмысливать характеры и поступки персонажей,сопереживать с героями, давать оценку их поступкам; развивать интонацию, выразительность речи. Обогащать словарь детей эпитетами, сравнениями. Воспитывать эмоционально-образные восприятие содержания сказки.
Публикация «Ознакомление с художественной литературой: „Что за прелесть эти сказки,“» размещена в разделах
Предварительная работа:Чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций, просмотр диафильмов,дидактические игры "Узнай сказку" ,"Сложи сказку", настольный, пальчиковый театр.
Словарная работа:хитрая, ловкая,пушистая, красивая, кума, кумушка.
Методы и приёмы:игровой, словесно-логический, поисковые, самостоятельный; художественное слово,пояснения, поощрения.
Индивидуальная работа:помочь затрудняющимся детям при рассказывании сказки.
Материал:иллюстрации к русским народным сказкам,волшебные предметы-волчий хвост,рыбки; кувшин-тарелочка; воробья-мышонка; игрушки сказочных героев, стихотворение В. Шаинского "В мире много сказок ",диафильм к сказке:" Лисичка со скалочкой" ,картинка лисы с гусочкой.
Ход работы:
Звучит музыка (звуки леса)
Воспитатель: -Ребята, какие звуки вы услышали?
Дети: -Голоса птиц, животных, шуршание листьев,шум воды.
Воспитатель: -Посмотрите вокруг себя, где мы с вами очутились?
Дети: -В лесу!
Воспитатель: -Здравствуй лес, здравствуй лес, полный сказочных чудес!
Посмотрите дети,как красиво в нашем лесу: под каждым
кустиком,деревцем,знакомые вам сказочные герои из
разных русских народных сказок.
Воспитатель: -Герои из каких сказок пришли к нам в гости?
Дети: -"Репка" ,"Гуси лебеди" ,"Теремок" ,Колобок" ,"Курочка-
Ряба".
Воспитатель: - А какие вы ещё знаете русские народные сказки?
Дети: -Мне нравится сказка:" Сестрица Аленушка и братец
Иванушка", "Зимовье зверей", "Лиса и кувшин" ,"Лиса и
журавль", "Снегурочка и лиса. "
Воспитатель: -Молодцы,ребята!
-Разные народы живут на земле. У каждого народа есть
свои сказки. Но русские народные сказки легко можно
отличить от других,потому что в русских сказках есть
особенные, сказочные слова, песенки, повторы.
Вот сейчас мы с вами вспомним особенности русских
народных сказок.
Посмотрите на эту иллюстрацию.
Как называется эта сказка?
Дети: -"Заюшкина избушка".
Воспитатель: -Кто главные персонажи этой сказки?
Дети: -Лиса, Заяц,Волк, Медведь,Собаки, Петух.
Воспитатель: -Кто вспомнил,как начинается эта сказка?
Дети: -Жили-были лиса и заяц. У лисы была избушка ледяная, а
у зайчика лубяная. Пришла весна-красна и избушка у лисы
растаяла. Попросилась она к зайчику переночевать, да
его и выгнала.
Воспитатель: -Правильно! "Жили-были" .Так начинается эта
сказка. Вспомните,а как ещё начинаются другие народные
сказки?
Дети: -"В некотором царстве,в некотором государстве",
"Когда-то давным-давно",
"В давние, давние времена",
"Живало-бывало",
"Не высоко-не низко, не далеко-не близко".
Воспитатель: -Молодцы!А сейчас смотрим кадры из мультфильма.
Вспомните героев этой сказки?
Дети: -Сестрица Аленушка и братец Иванушка.
Воспитатель: -Какие сказочные слова повторяются в этой сказке?
Дети: -Шли они шли,
Солнце высоко, колодец далеко,
Жар донимает, пот выступает,
Стоит коровье копытце-полно водицы
Воспитатель: -Сколько раз повторяются эти слова?
Правильно 3 раза.
А когда побежал козленочек на речку
И жалобнехонько закричал.
Какие волшебные слова он говорил?
Дети: -Сестрица Аленушка
Выплынь,выплынь на бережок
Костры горят высокие
Котлы кипят чугунные
Ножи точат булатные
Хотят меня зарезать.
-Звучит сказочная музыка.
*
Воспитатель: -Посмотрите, здесь под кустиком, стоит сундучок.
Какой он красивый, наверно, волшебный.
Давайте откроем и узнаем, что в нём.
Достают волчий хвост, рыбки; кувшин-тарелочку ;воробья-
мышонка. А вы как думаете, почему в волшебном сундучке
лежат эти сказочные предметы?
Дети: -Эти предметы из разных русских народных сказок.
Воспитатель: -Кто правильно назовёт сказку,тот и подбирает к ней
волшебные предметы.
Дети: -"Лисичка-сестричка и серый волк",
"Крылатый,мохнатый да масляный",
"Лиса и журавль".
Воспитатель: -А теперь вспомним,как обычно заканчиваются русские
народные сказки?
Дети: -"Как аукнется, так и откликнется",
"И стали они жить-поживать да горя не знать",
"И стали они жить припеваючи",
"И жили они долго и счастливо",
"И стали они жить-поживать да добра наживать",
"И зажили они лучше прежнего",
"Так они живут, пряники жуют, мёдом запивают, нас в
гости поджидают",
"Вот и сказке конец, а кто слушал молодец".
Воспитатель: -А сейчас пришла пора отдохнуть.
Физминутка
Мы по сказке походили.
Все в ней круто изменили
Мы ногами топали,
Мы в ладоши хлопали.
Будут в сказке помнить нас
Наклонялись мы на "раз",
На "два" поднимались,
Всем поулыбались.
И опять потопали, и ручками похлопали.
Вот какие молодцы,
Вот какие удальцы.
Воспитатель: -Продолжим своё путешествие.
Дети, как вы думаете, кто же в лесу самый красивый?
О каком звере в сказках говорят"красивая шубка"?
Дети: -Лиса
Воспитатель: -Правильно.
А какая ещё лиса в сказках?Как её называют?
Дети: -Лисичка-сестричка,хитрая,ловкая,Лиса Патрикеевна,
Елизавета Ивановна, кума, кумушка, лиска, пушистая,
красивая головка.
Воспитатель: -Назовите сказки,где главная героиня лиса?
Дети: -"Крылатый,мохнатый да масляный",
"Лисичка-сестричка и серый волк",
"Колобок",
"Заюшкина избушка",
"Лиса и кувшин",
"Лиса и журавль",
"Теремок".
Воспитатель: -Показываю рисунок лисы с гусочкой. Из него выпали
части.
Восстановите картину. Узнали сказку?
Дети: -"Лисичка со скалочкой".
Воспитатель: -Сегодня мы будем рассказывать сказку по кадрам диафильма.
Вопросы к детям:
1. Расскажите, с чего всё началось?
2. Как каждый раз лисичка обманывала хозяев?
3. Попробуйте сказать так, как лиса просилась
переночевать?Что говорила лиса?Каким голосом?
4. А каким голосом лиса требовала пропажу?
5. Как была наказана за свой обман? Какая лиса в нашей
сказке?
Дети: -Обманщица, хитрая, коварная, злая.
Рассказывание сказки детьми.
Воспитатель: -Вот и подошло к концу наше путешествие.
Что же нового вы узнали?
Что больше всего понравилось?
Замечательно!
Сегодняшнее путешествие хотела бы закончить
стихотворением В. Шаинского "В мире много сказок".
В мире много сказок,грустных и смешных.
И прожить на свете нам нельзя без них.
Лампа Алладина,в сказку нас веди!
Башмачок хрустальный, помоги в пути!
Мальчик Чипполино, мишка Винни-Пух.
Каждый нам в дороге-настоящий друг.
Пусть герои сказок дарят нам тепло,
Пусть добро навеки побеждает зло!
И так нам хочется сказать: "Что за прелесть эти сказки"
Литература:"Хрестоматия для дошкольников"/Сост. Н. П. Ильчук.
1-е издание. М. ,АСТ,1996.-608с,ил. /
Знакомим дошкольников с литературой -М. :ТЦ"Сфера", 1999.-224с.
Ушакова О. С. ,Гавриш Н. В.