Теоретические и практические аспекты формирования музыкальной предметно-развивающей среды: П. И. Чайковский. «Детский альбом»

Марина Белорусова
Теоретические и практические аспекты формирования музыкальной предметно-развивающей среды: П. И. Чайковский. «Детский альбом»

Теоретические и практические аспекты формирования музыкальной предметно-развивающей среды для детей дошкольного возраста

Тема: П. И. Чайковский. «Детский альбом»

Цель: Познакомить детей с произведением П. И. Чайковского «Детский альбом»

Задачи: 1. Расширить теоретические знания детей о произведениях П. И. Чайковского

2. Познакомить с Иллюстрациями к «Детскому альбому»

3. Формировать музыкальный вкус.

Ход занятия:

1.- Дети, посмотрите на портрет. Кто на нем изображен?

(Да, вы правы. Это портрет великого композитора П. И. Чайковского)

- Давайте вспомним его музыкальные произведения, которые вы уже знаете.

1. «Спящая красавица»

2. «Щелкунчик»

3. «Лебединое озеро»

- Сегодня мы с вами познакомимся с еще одним его замечательным творением.

- Пожалуйста, Саша!

2. Звучит пьеса П. И. Чайковского «Утренняя молитва» в исполнении А. Галушка.

- Ребята, а как называется инструмент на котором Саша исполняла пьесу?

- Как вы думаете, легко ли Саше выучить пьесу? (Нелегко, пришлось приложить много труда.)

- Вот так же как Саша, давным-давно, племянник Петра Ильича Чайковского, Володя Давыдов, учился музыке. Это давалось ему с большим трудом. Тогда Чайковский, чтобы облегчить ему учебу, придумал маленькие пьесы, очень легкие в исполнении. И назвал свой сборник пьес «Детский альбом»

- Как вы думаете почему?

(В этом альбоме все произведения написаны специально для детей, чтобы им было проще научиться играть на фортепиано)

- Прошло много лет, мальчик вырос, композитора не стало, а музыка осталась.

К «Детскому альбому» обращаются и сейчас. Это не только дети, которые учатся музыке, но и взрослые музыканты, а также писатели и художники. Уже в наше время на эту музыку детский поэт Виктор Лунин написал стихи, а Наталья Ставцева – замечательную сказку «Приключения Маши». Они и помогут нам сегодня познакомиться с некоторыми замечательными пьесами из «Детского альбома» Петра Ильича Чайковского. Кстати, и Саша играла первую пьесу из «Детского альбома» - «Утренняя молитва»

1. Послушаем сказку «Приключения Маши?»

«Зимнее утро»

В одном городе жила девочка. Звали её Маша. Однажды утром Маша проснулась и увидела, что комната наполнена каким-то странным сияющим светом. Она посмотрела в окно и увидела на стеклах волшебные узоры. Маша тихо встала, оделась и подошла к окну. Ей казалось, что там, за окнами, находится таинственный лес. «Как красиво!» - думала Маша, мечтая оказаться в этом волшебном лесу. Потом она взяла свою любимую куклу и пошла в детскую комнату…

Пантомима

У Маши было прекрасное настроение! Она весело кружилась и пела песенку, которую только что придумала. Когда она остановилась и посмотрела на куклу, то удивилась, что кукла сидит грустная, головку опустила, глазки у неё закрываются, и Маша поняла, что её любимая кукла заболела… «Тише, тише, не шумите, игрушки», - попросила Маша.

Под музыку ребенок читает стихотворение.

Болезнь куклы

- Кукла Маша

Заболела.

-Врач сказал,

Что плохо дело.

- Маше больно,

Маше тяжко!

- Не поможешь

Ей, бедняжке.

Нас покинет

Маша вскоре.

Вот уж горе

Так уж горе,

Горе,

Горе, горе, горе, го…

Похороны куклы

Маша лечила куклу, носила её на руках, жалела, баюкала, но кукла не выздоравливала, а наоборот, она вдруг упала и закрыла свои хорошенькие глазки… Маше показалось, что куколка умерла. Она обняла куколку и горько заплакала.

Под музыку ребенок читает стихотворение.

Похороны куклы.

Снег на земле и на сердце снег.

Кукла, родная, прощай навек.

Больше, дружочек любимый мой,

Мне не играть с тобой.

Лучшею куклою ты была.

Как же тебя я не сберегла?

Как же такое

Случилось с тобою?

Куда и зачем от меня ты ушла?

Снег на земле и на сердце снег.

Маша, родная, прощай навек.

Больше, дружочек любимый мой,

Мне не играть с тобой.

Тебе стало жалко куклу? Наверное, да… Потому что у тебя доброе сердце и ты, конечно, любишь и жалеешь свои игрушки. Ведь нельзя же, в самом деле, смеяться и бегать, когда кому-то больно, когда кто-то плачет или болеет.

У Маши было очень доброе сердце! Она плакала, обняв куклу. Случайно одна слезка, как маленькая волшебная жемчужина, упала на куколку, и вдруг произошло чудо!Кукла приоткрыла свои глазки и тихонько прошептала: «Маша посмотри на меня!» Сердце у Маши радостно забилось, и закружилась она со своей новой, таким чудесным образом ожившей куклой.

Под музыку ребенок читает стихотворение.

Новая кукла

Ах, мама, мама, неужели

Куклу скоро привезут?

Ах, мама, мама, в самом деле

Кукла скоро будет тут?

Ах, где же куколка моя?

Её хочу увидеть я.

Ах, что? Тогда молю –

Ну дай мне куколку мою.

Ах, как она прекрасна, мама!

Как я рада, Боже мой!

Ах, кукла, кукла! Никогда мы

Не расстанемся с тобой,

Теперь с тобой,

Теперь с тобой,

С тобой,

с тобой

с тобой,

с тобой.

Физкультминутка

- В детской у Маши было очень много игрушек, они были не простые, а волшебные. Стоило только Маше войти как игрушки оживали! Попробуйте-ка, ребята, отгадать какие это были игрушки1

(Дети поднимаются со своих мест)

- Сейчас прозвучат пьесы Чайковского из «Детского альбома», а вам нужно отгадать, какие игрушки изобразил П. И. Чайковский.

(Исполняется музыка)

- Что удобно делать под эту музыку? (маршировать)

- Значит это звучал.? (марш)

- Какие игрушки могли маршировать в комнате у Маши? (солдатики)

- А из чего в то время делали солдатиков? (из дерева)

- Как же мог назвать эту пьесу Чайковский? (Марш деревянных солдатиков)

- Молодцы! Разгадали замысел композитора.

- Ну-ка, отгадайте, какая это игрушка?

- Молодцы! Это пьеса игра в лошадки.

(Дети занимают свои места)

«В детскую вошла Машина мама. Девочка бросилась к ней,потому что знала: мама, конечно, уже придумала какую-нибудь увлекательную игру!

-Сегодня мы отправимся в музыкальное путешествие. Сначала во Францию! – сказала мама, присаживаясь к фортепиано, и заиграла «Старинную французскую песенку»

(Исполняется отрывок на фортепиано)

- А теперь, - мама подмигнула Маше, - ты сама угадаешь, где мы. Я только подскажу тебе, что на карте очертания этой страны похожи на сапожок!

(Исполняется отрывок из «Итальянской песенки» на фортепиано)

- Может вы тоже догадались, в какой стране оказались Маша с мамой? (В Италии)

- В Италии! В Италии! Радостно воскликнула девочка. Ведь только вчера они с папой рассматривали пестрый глобус в его кабинете.

В следующей стране, - продолжала мама, - родился веселый танец, который любят во всем мире. Догадайся, где мы?

(Исполняется отрывок из «Польки» на фортепиано)

- А вы, ребята, знаете этот танец?

(Это полька. Она названа так потому, что появилась в Польше)

- Мама, а есть какой-нибудь танец, по которому можно узнать нашу страну? – спросила Маша.Мама рассмеялась: «Может быть этот?» -и заиграла веселую мелодию.

(Исполняется отрывок из «Камаринской» на фортепиано)

- В какой же стране сейчас мама с Машей? (в России)

- Вот мы и снова дома, в России, конец нашему пути, - сказала мама. Игрушки смотрели со своих полок счастливыми глазами – им очень понравилось путешествовать с Машей и её мамой.»

(Воспитатель закрывает книгу)

- А вам понравилась сказка про Машу?

- Что в ней было, на ваш взгляд, самое удивительное?

(1. Ожившие игрушки.

2. очень красивая музыка П. И. Чайковского

3. путешествие по странам

4.

5.

6.

- Посмотрите, ребята, здесь собраны чудесные иллюстрации.

- Что на них изображено? (иллюстрации к «Детскому альбому Чайковского»)

- Какие пьесы вы узнали?

Итог: Молодцы! Я думаю, что у нас сегодня получился интересный разговор о «Детском альбоме Чайковского» Вы все учитесь играть на музыкальных инструментах, и, я думаю, что вы еще не раз встретитесь с его произведениями, а может быть научитесь исполнять их так же как ваши педагоги. А эти иллюстрации я хочу подарить вам на память о нашем сегодняшнем занятии.

Публикации по теме:

Анкета для педагога Анкета для педагогов С целью организации эффективного взаимодействия педагога и ребёнка и оказания при необходимости методической помощи.

Коучинг-проект «Соответствие развивающей предметно-пространственной среды требованиям ФГОС до»Коучинг-проект «Соответствие развивающей предметно-пространственной среды требованиям ФГОС до» 27 октября 2014г. педагоги нашего детского сада в лице воспитателя Гаврилюк Светланы Николаевны и педагога- психолога Дятчиной Ольги Васильевны.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
Автор публикации:
Теоретические и практические аспекты формирования музыкальной предметно-развивающей среды: П. И. Чайковский. «Детский альбом»
Опубликовано: 4 февраля 2015 в 17:15
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 марта. Праздник бантиков на МААМ

Очередной тематический день посвящен милому украшению, без которого не обходится ни одна девочка. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы научить детей завязывать бантики и с их...

6 марта. Международный день зубного врача

Международный день зубного врача приурочен ко дню рождения стоматологической бормашины. Она была сделана с ножным приводом, сделанным из колеса прялки. Как хорошо, что в наше время стоматологами уже...

Конспект НОД в подготовительной группе «Сергий Радонежский-Великий Святой земли Русской»
Цель: Познакомить детей с жизнеописанием Преподобного Сергия Радонежского, «игумена земли Русской». Побуждать интерес детей к истории, познакомиться с...
Мастер-класс «Открытка к 8 марта» для детей младшего школьного возраста
Цель: изготовить открытку к 8 марта Задачи: - учить последовательному изготовлению открытки; - поощрять творчество и нестандартные решения при создании...
Коллективная работа по аппликации детей и воспитателей «Открытка на 8 Марта маме» с...
Здравствуйте, уважаемые коллеги и гости моей странички! Сегодня я покажу вам какую коллективную аппликацию на 8 МАРТА мамам я сделала с детьми старшего...