Светлана Василенко
Пальчиковая гимнастика для развития речи ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Опыт работы дошкольных образовательных учреждений по проблеме этнокультурного воспитания дошкольников
ДОУ работает по комплексной образовательной программе «Детство» В. И. Логиновой, которая предполагает этнокультурное воспитание детей в процессе художественно-эстетического развития и взаимодействия дошкольников с различными сферами культуры через рисование, музыку, детскую литературу, родной язык. В связи с этим большое внимание уделяется произведениям устного народного творчества, народной музыке и танцам, декоративно-прикладным искусствам народов России. Но этого недостаточно. Поэтому в работе используется парциальная программа «Мой родной дом» (под редакцией Т. И. Оверчук, направленная на социализацию личности дошкольника, формирование любви к Родине – России на основе приобщения к национальной культуре. Работа ведется по следующим направлениям:
Публикация «Пальчиковая гимнастика для развития речи ребенка» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2021
- приобщение детей к основам национальной культуры, быта и развитие межличностных отношений;
- развитие потребности в активном, творческом преобразовании окружающего мира в соответствии с национальными традициями.
Кроме этого, используется парциальная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (авторы О. Л. Князева, М. Д. Маханева, целью которой является формирование у детей дошкольного возраста «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.
Данные парциальные программы были утверждены для использования педагогическим советом ДОУ. Была приобретена вся необходимая литература. Имея в своём распоряжении различные программы и пособия по приобщению детей к народной культуре, базу основных методов и приёмов, были разработаны собственные варианты, выбраны нужные средства обучения и воспитания, скорректированы в соответствии с возможностями дошкольного образовательного учреждения.
Мониторинг эффективности работы ДОУ по направлениям этнокуль-турного образования проводится в процессе обследования воспитанников, их родителей. Для этого была разработана специальная таблица, в которой отражены направления мониторинга. Целью мониторинга детей является выявление теоретических знаний и практических умений воспитанников ДОУ, касающихся:
• уровня сформированности знаний о предметах народного быта, народных праздниках и традициях, разных видах народно-прикладного творчества, умения осуществлять ориентировку в разных видах деятельности, связанных с отражением представлений о народной культуре;
• потребности использовать данные знания и умения на практике;
• уровня сформированности умения самостоятельно моделировать свою деятельность, опираясь на теоретические знания и практические умения и навыки.
Таким образом, направленное изучение особенностей приобщения детей к народной культуре подтверждает, что без специальной работы соответствующие умения не формируются или отличаются поверхностью. Это доказывает необходимость разработки методики по формированию социально-культурной и художественной компетенции детей в области народной культуры и включая её в целостный процесс воспитания и обучения детей.
Мониторинг среди родителей проводится с помощью анкет в начале и конце учебного года. Родители заполняют анкету в присутствии воспитателя и могут получить от него необходимую консультацию. Результаты анкетирования показали, что многие родители считают важным приобщать детей к национальной культуре, но некоторые не знают, как это сделать, так как нет специализированной литературы, а другая часть родителей считает, что их дети «ещё» маленькие для получения таких знаний. Большинство родителей убеждены в том, что основную работу по приобщению детей к национальной культуре должен вести детский сад, а родители - только помогать в этом.
Однако было очевидно, что система работы в этом направлении развития детей требует организации особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. На педсовете было решено выделить в детском саду небольшое помещение и оборудовать его в виде комнаты в русской избе, где будут размещены предметы, наиболее часто упоминающиеся в русских сказках: коромысло, горшки, самовар, прихватки, чугун и т. д. Начались их поиски, в которых участвовали не только сотрудники детского сада, но и родители воспитанников. Чудом сохранившиеся старинные бытовые предметы отыскивали повсюду.
Почерпнув сведения из самых разных источников, сотрудники детского сада постарались воссоздать в небольшом помещении основные детали и обстановку русской избы (стол, лавки, печь, полати, рукомойник, люльку и др.). Однако основной задачей было не создание музейной атмосферы, а возможность введения детей в особый самобытный мир путём его действенного познания. Поэтому помимо настоящих вещей в «избу» были помещены и некоторые предметы, имитирующие реальные. Печь сделали из коробок, внешне имеющей натуральный облик. Из папье-маше были сделаны кринки, миски. На полках, кроватях, у рукомойника и красном уголке настоящие, вышитые и связанные крючком рушники и подзоры.
После того как убранство «избы» было завершено, встала не мене сложная проблема – методическая организация работы. Приглашали на занятия бабушек. Постепенно была осознана необходимость «одушевления избы» и было решено «назначить» Хозяйку избы. Перед Хозяйкой была поставлена задача более глубокого овладения особенностями народной речи, национальных обычаев и традиций, народного искусства. Так как одна из воспитательниц не первый год занималась этой проблемой и была основным организатором русской избы, ей и предложили роль Хозяйки.
Для более результативной работы по данной проблеме педагогам пришлось заняться самообразованием, т. е. углубленным изучением данного раздела программы. Кроме этого, они составили перспективный план работы с детьми всех возрастных групп и родителями на год. В работе появилась система, улучшились знания детей и родителей. Но нарушилась целостность образовательного процесса в ДОУ: последовательности и комплексности (одновременности и взаимосвязанности) изучения детьми разных разделов базовой программы воспитания и обучения, принятой в ДОУ. Кроме того, необходимо было снять проблему дублирования учебного материала в организованных формах обучения, возникающей при использовании разнообразных комплексных и парциальных программ социально-нравственного и патриотического воспитания дошкольников.
План был переработан и составлен наиболее приемлемый для ДОУ с учётом разновозрастного состава групп и сочетания с планом работы музыкального руководителя. В каждом разделе образовательной программы ДОУ при перспективном планировании учитывается введение тем, связанных с изучением национальной культуры. Например, проведение занятия по экологии с элементами фольклора.
В начале учебного года был проведен семинар для детей и родителей по конструированию позитивных детско-родительских отношений в семье: «Игровая кукла: делаем вместе». Современному ребёнку нужна народная кукла. Основным является то, что (под руководством родителей) её мастерит – кукла становится родной и дорогой. Она способствует конструированию позитивного Образа мира и себя в нём, прогнозированию положительного Образа будущего, развитию творческих способностей детей и взрослых.
22 февраля провели вечер-развлечение (досуг) для воспитанников старшего возраста на тему: «Русские богатыри». Часто занятия проходят в мини музее «Русская изба». Многие занятия проводим по русским народным сказкам. Один раз в месяц «хозяйка избы» и дети отмечают здесь именины детей, приходящиеся на этот месяц. Во время чаепития дети усваивают правила гостеприимства, которыми славен русский народ: «Не красна изба углами – красна пирогами» и пр. Чаепитие из самовара – это не просто обычная трапеза, а особый ритуал, объединяющий за неспешным разговором доброжелательных друг к другу людей. При этом дети распределяют роли между собой: «гости» наряжаются, «хозяева» готовят и приглашают к столу. Гостей встречаем, как и полагалось на Руси, хлебом-солью.
Используем не только современные, но и старинные выражения: «Извольте откушать», «Отведайте печенья». Такое чаепитие даёт возможность расширить знания о традициях русской кухни. Прощание с гостями всегда сопровождается благопожеланиями, благодарностью: «Спасибо за приятный вечер», «Спасибо за хлеб-соль». Дети любят «Русскую избу», с удовольствием занимаются в ней, готовят угощение для кукол, выращивают рассаду для огорода, отдыхают на посиделках и т. д. А в избе-то настоящий сундук с крестьянской одеждой, подвесная люлька, полка с кухонной утварью и пр. Сколько радости доставляет детям душевный разговор или чтение сказки у печки, в которой мерцает «огонёк»! С каким трепетом наблюдают они за тем, как с печи свесил ноги Ванюшка, а на приступке грустит Маланьюшка! А ещё за печкой живёт домовёнок Кузя… Каждому находится занятие по душе и в рукодельном уголке: ведь там есть настоящее донце с куделью и веретеном, корзинка с клубками ниток, подлинная прялка. А какая изба без красного уголка! Дополняет интерьер «Русской избы» шторы из ситца вышитые крестиком, лоскутное одеяло, вышитые гладью и крестом полотенца, салфетки, накидушки, домотканые половики и кружки вязанные крючком. Встречает и провожает гостей хозяйка или кукла, одетая в русский народный кос-тюм. Около дома двор с колодцем, берёзка с птичьим гнездом, поленница с дровами, собачья конура, настоящие сани… Не удивительно, что «Русская изба» стала комнатой психологической разгрузки не только для детей, но и для взрослых. Но самое главное – в ней проводятся развивающие занятия с детьми. В их содержании активно использую предметы русского национального быта, но и сохранять преемственность этических и эстетических ценностей русского народа. Я считаю, что предметная среда не должна быть самоцелью, не должна представлять собой «мёртвую комбинацию» различного оборудования и материалов. Предметный мир должен обеспечивать реализацию потребности ребёнка в активной и разноплановой деятельности.
Наблюдая за детьми, мы поняли, как важно обеспечить им «зону ближайшего развития». Поэтому наша деятельность по обогащению среды происходила на глазах детей и с их посильным участием. Этому сопутствовали наблюдения, беседы, обсуждения, рассматривание иллюстраций, чтение книг и др. В подобных совместных со взрослыми делах дети расширяют свой активный и пассивный словарь, усваивают новые знания, приобретают новые впечатления, развивают наблюдательность, любознательность. Об этом свидетельствуют вопросы, которые дети задают мне: «Почему?», «Для чего?», «Как надо?». Важно, чтобы предметная среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и, самое главное, развитию. Иначе говоря, среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся. Мы постоянно что-то обновляем и пополняем.
Этнокультурное образование дошкольников очень тесно переплетается с общими задачами воспитательно-образовательной работы. Для педагогов ДОУ был проведё н ряд семинаров и семинаров-практикумов по темам: «Формирование образа семьи в процессе приобщения детей к народной культуре», «Формирование преемственности между поколениями и национальной самоиндентификации детей», «Формирование образа Родины». С родителями группы провели такие мероприятия:
-вечера встреч, на которые приглашала мам, пап, бабушек и дедушек, где они рассказывали о своём детстве, о своих родителях, предках, о защите Родины в Великую Отечественную войну, о службе в Армии (Советской, Российской);
-занятия в кружках народного промысла, которые ведут сами родители (вышивка, макраме, вязание и пр.);
-досуговые вечера с родителями детей, включающие знакомство с обрядами и традициями своего народа.
Важным моментом в формировании традиций стало совместное проведение русских народных праздников, повторяющихся из года в год и формирующих определённый цикл. К ним относятся Масленица, Пасха, Рождество. На таких мероприятиях дети видят своих родителей с другой, непривычной для них стороны. Ведь нигде больше не смогут увидеть, например, маму в русском костюме или папу, поющего старинные песни. Дети рады таким праздником, т. к. в повседневной жизни дети зачастую испытывают недостаток родительского внимания.
После таких мероприятий проводятся открытые занятия с детьми, когда родители с удивлением обнаруживают для себя, как они значимы для своих детей и дороги им. Очень увлечё нно прошли такие открытые занятие для родителей на темы: «Мастера своего дела», «Чем богаты, тем и рады».
Одним из условий успешной работы является создание предметной развивающей среды игрового пространства. В решении данного вопроса помогает работа кружка «Рукодельница». Этот кружок создан на основе общих интересов воспитателей и родителей воспитанников. Здесь вместе осваивается техника народных ремёсел. Проводятся конкурсы на лучшую народную куклу, на лучшее семейное блюдо, на лучшую глиняную игрушку, работы помещаем в уголке «Очумелые ручки».
В год семьи был проведен совместный досуг «Семья – семь я!», где родители поделились своими семейными традициями, рассказали смешные случаи из своей жизни или своих близких, угощали своими фирменными блюдами, демонстрировали свои «родословные деревья».
Родители продолжают сбор краеведческого и познавательного мате-риала для пополнения экспозиции уголка краеведения. Продолжая просве-щение родителей проведены семинары-практикумы «Родной свой край люби и знай», «Знакомим детей с природой родного края». Подготовлены консультации на темы: «Роль родителей в воспитании у детей любви к родному краю», «Отечественные памятники культуры в нравственных основах воспитания», «Роль народного творчества в нравственном воспитании детей», «Устное народное творчество – кладезь народной мудрости», «О мудрости народной педагогики». Проводятся вечера вопросов и ответов «Как помочь ребёнку найти дело, в котором он нравиться самому себе». «Игры нашего детства» - где мамы, папы, бабушки и дедушки делятся своим опытом. Игра «Что? Где? Когда?» (кто лучше знает родной край) была проведена между детьми и родителями (с вручением призов и дипломов, изготовленных на занятиях по ручному труду). Подготовили с родителями подготовительной к школе группы фотовыставку «Мы из сибирского села»- фотографии детей в самых красивых местах села. Ежемесячно проводятся дни открытых дверей с 20 по 25 число, знакомя и детей, и родителей с народным календарём, где каждый день чем-то значим.
Цикл занятий познавательного характера не ограничивается знакомством с русской избой. Народные исторические идеалы и духовные устремления можно и нужно изучать через знакомство детей с памятниками народной архитектуры и культовым зодчеством, которые неслучайно называют деревянной или каменой «книгой», где «записана» народная философия истории. Одна из важнейших задач, которую исполняет такая «книга», - вечная память о предках, строивших и защищавших Отечество, создавших его духовное наследие, и напоминание о нравственном долге потомков любить и беречь Родину. Поэтому, например, после цикла занятий «Из истории России» родителям предложили рассмотреть вместе с ребёнком картины и иллюстрации к книгам с изображением Кремля, Успенского собора, Собор Василия Блаженного, памятник Минина и Пожарского, посмотреть видеофильмы про усадьбы Останкино, Кусково, Царицыно и др., прочитать детям произведения о Москве. После проведения такой работы был запланирован ряд комплексных занятий познавательного и художественного цикла. Например, комплексное занятие для детей 5-7 лет по развитию элементарных математических представлений и конструированию, по развитию речи и рисованию, по обучению грамоте и аппликации и др.
В «Программе приобщения детей к истокам русской народной культуры» в связи с необходимостью введения в занятия эстетического цикла предметов декоративно-прикладного искусства (Городец, Хохлома и др.) традиционное убранство русской избы было дополнено размещением на полках разнообразных произведений этих художественных промыслов. Именно в такой обстановке легче знакомить детей с народными промыслами всей России. Здесь же мы сделали подборку иллюстраций, книг, картин, представляющих предметы старинного быта, русский народный костюм, проводим занятия по знакомству с основами декоративно-прикладного творчества.
Целью занятий художественно-эстетического цикла является ознакомление детей с разными видами народного искусства в процессе использования средств изобразительной деятельности. Особенностью проведения таких занятий является то, что занятия познавательного цикла с помощью метода проектов связанных с изобразительной деятельностью детей, лепкой, ручным трудом. В ходе их проведения используются разработки Т. С. Комаровой «Народное искусство в воспитании детей», под ред. Е. Г. Ковальской «Художественное воспитание в детском саду», О. С. Скоролуповой «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством», серия альбомов «Декоративно-прикладного искусства – детям» и др. Содержание работы в течение года по художественно-эстетическому направлению отражается в перспективном плане.
В процессе обучения декоративному рисованию, лепке, аппликации используются разные приё мы: приём создания игровой ситуации в начале занятия, приём пошаговой ориентировки, приём сравнения, приём акцентрирования, приём моделирования, приём комментирования действий детей в речи.
При обучении детей декоративному рисованию ставится задача не подготавливать будущих мастеров росписи, а приобщать детей к народному искусству. При расписывании вылепленных лошадок, птиц, барышень и т. д. дети усваивают некоторые навыки, учатся составлять узор, почувствовав при этом радость творчества. После каждого цикла занятий по одному из видов искусства проводится итоговое занятие, на котором дети составляют узор в стиле данной росписи, но выбирают сами её элементы, цвет, композицию, форму бумаги, силуэты-заготовки из бумаги, из папье-маше и др.
Кроме занятий по знакомству с декоративно-прикладным творчеством и народными ремёслами, в процессе художественно-эстетического воспитания дошкольников предусмотрено формирование специальных условий для перевода представлений детей о культурном наследии и природе малой Родины, родном доме и семье на уровне практической деятельности детей: предметной и предметно-игровой, изобразительной, экспериментальной. Для этого мы «состыковали» темы занятий познавательного и художественного цикла и продумали преемственность содержания, а также используемых методов и методических приёмов. В качестве таких стержневых тем выступают «характер русского народа» и «образы родной природы в народном творчестве и творчестве русских художников», «государственная символика родной страны» и др.
Также в работе с детьми используются народные музыкальные инструменты (трещётки, погремушки, бубенцы, деревянные ложки и пр.). Характерные для русской народной музыкальной культуры звуки, тембры, мелодии насыщают слуховое восприятие малыша и постепенно формируют в его художественном сознании национальные музыкальные стереотипы, самобытное национальное музыкальное мышление. Доступность народных инструментов, привлекательность и лёгкость игры на них в ансамбле приносят детям радость, создают предпосылки для дальнейших занятий музыкой, формируют интерес к познанию мира музыки в разных его проявлениях. Поэтому на музыкальных занятиях вместе с музыкальным руководителем дети слушают русские народные песни в исполнении детских русских народных ансамблей. Воспитанники водят хороводы под эту музыку, выполняют танцевальные движения, играют на народных музыкальных инструментах. Вместе с музыкальным руководителем проведено интересное тематическое занятие на тему: «Колокольные звоны России». Дети были очень увлечены.
Система освоения материала стала более стройной, когда музыкальный руководитель соответственно ведущей теме месяца стал включать в содержание занятий работу с произведениями народной словесности и музыкального фольклора.
Одним из главных жанров устного народного творчества является песня. В песнях, как и в других видах народного творчества, воспевались трудовые и героические подвиги народа, красота природы, восхвалялись человеческие добродетели, высмеивались пороки.
Поэтому и ныне в детском саду и семье возможно самое разное использование песни – от её разучивания и исполнения до анализа содержания музыки и настроения. Эти песни теперь звучат не только в детском саду, но и в семье, особенно на традиционных семейных праздниках. Также используем народные танцы, хороводы, игры с песнями. Во второй половине дня часто организуем «посиделки», на которых разучиваем с детьми народные игры с песнями, учим детей изготавливать элементы народных костюмов: кокошники, бусы, праздничную атрибутику и др. Так, разучив зимние святочные песни и игры, дети, нарядившись в костюмы, шли по группам детского сада и поздравляли всех с Рождеством и Новым годом по старому стилю.
Почти каждый народный праздник превращается в театрализованное представление, в котором участвуют и дети, и приглашённые взрослые. Такое проведение праздника оставляет глубокий след в детской душе и укрепляет в ней добрые чувства.
Применение физкультурно-оздоровительных занятий и досугов с ис-пользованием фольклорных элементов и народных подвижных игр очень эффективно в работе с дошкольниками. Используются следующие типы физкультурных занятий с использованием разных видов народного творчества:
-двигательно-творческие, основанные на использовании потешек, загадок и сказок;
-сюжетные физкультурные занятия с «вкраплением» элементов фольклора. Эти занятия проводятся в форме «двигательного» рассказа или сказки. Очень интересно прошли такие занятия как «Путешествие с Лесовичком», «Праздник Весны», «Ярмарка», «Идём в сказку»;
-музыкально-ритмические занятия, основанные на русских народных плясках и танцах, играх и хороводах, с использованием русских песен и народных инструментальных мелодий. Это занятия на темы: «Русские узоры», «Осенины» и т. д. ;
-игровые физкультурные занятия на основе русских народных подвижных игр «Змейка», «Горелки», «Зайцы в лесу», «Богатырская наша сила», «Скоморошьи забавы» и т. д. ;
-познавательные занятия из серии «Забочусь о своём здоровье» с ис-пользованием элементов фольклора. На таких занятиях я формирую элементарные знания и представления детей о значении физической культуры, знакомлю их со строением тела человека, функциями различных органов, правилами гигиены, способствуют формированию потребности в здоровом образе жизни;
-интегрированные физкультурные занятия. Интегрирование физиче-ских упражнений с элементами фольклора позволяет осуществить более качественное и прочное усвоение знаний, умений и навыков в области физического воспитания.
Анализируя данный опыт работы, можно сделать вывод, что на современном этапе самой большой проблемой является разрыв связей поколений, воспитание вне культурно-исторических традиций. Забывая свои корни, мы разрываем связь времён и поколений, а человек без памяти о прошлом, поставленный перед необходимостью заново определить своё место в мире, человек, лишённый исторического опыта своего народа, оказывается вне исторической перспективы и способен жить только сегодняшним днём.