Пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду

Михайлова Наталья
Пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду

Пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду

Всем известно, что учеными подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики.

Хорошо развитые руки сами по себе приносят много пользы человеку: хорошо владея своими руками, можно сделать много полезных и нужных вещей, а развитая моторика рук способствует развитию речи, то есть «как работают руки, так работает голова».

У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами и шестигранными карандашами. А на Руси с малолетства учили играть в «Ладушки», «Сороку-ворону», «Козу рогатую».

Смысл пальчиковых игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется.

Для чего нужна пальчиковая гимнастика?

• Повышает работоспособность коры головного мозга.

• Стимулирует развитие речи, способствует улучшению артикуляционных движений.

• Ребенок учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

• Развивает память, воображение и фантазию ребенка.

• Кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, исчезает скованность движений.

• Помогает подготовить руку к письму.

• Снимает тревожность.

Группы пальчиковой гимнастики

I группа. Упражнения для кистей рук

1) Развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений.

2) Развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время.

3) Учат переключаться с одного движения на другое.

Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.

Домик

Дом стоит с трубой и крышей,

На балкон гулять я вышел.

II группа. Упражнения для пальцев условно статические.

Совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

Улитка

Тычет рожками улитка -

Заперта её калитка.

Отвори скорей калитку.

Пропусти домой улитку.

III группа. Упражнения для пальцев динамические.

1) Развивают точную координацию движений.

2) Учат сгибать и разгибать пальцы рук, противопоставлять большой палец остальным.

Пальцы - дружная семья, (Соединяем пальцы поочерёдно).

Друг без друга жить нельзя.

Мы рога козы покажем (Пальцы поднимаем к голове).

И рога оленя даже. (Пальцы широко расставлены).

И про зайку не забудем

Ушками водить мы будем (Два пальца загибаем и двигаем «ушками»).

Чтобы чётко говорить-

Надо с пальцами дружить. (Поочерёдно соединяем большой и указательный пальцы).

Пальчиковую гимнастику можно использовать в различных образовательных областях:

«Физическое развитие»

«Речевое развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

«Познавательное развитие»

Занятия по математика (ФЭМП)

Дружба.

Дружат в нашей группе Пальцы обеих рук ритмично

Девочки и мальчики. Соединить в замок.

Маленькие пальчики, Пошевелить пальчиками.

1, 2, 3, 4, 5. Пальцы обеих рук касаются друг друга.

1, 2, 3, 4, 5. Поочередное касание пальцев.

Мы закончили считать. Руки вниз, встряхнуть руками.

Развитие речи. Тема: «Овощи» - «Мы капусту солим…»

Изобразительная деятельность. Тема: «Фрукты».

Пальчиковая гимнастика – это один из элементов здоровьесберегающих технологий.

К ним относятся пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»)

С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребёнка внимания, сосредоточенности.

«Колечко»

«Кулак – ребро – ладонь»

«Ухо – нос»

«Симметричные рисунки»

«Горизонтальная восьмёрка»

Но это ещё не вся польза, какую приносит пальчиковая гимнастика. Дело в том, что на пальцах и на ладонях есть "активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга.

Оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему. При проведении массажа улучшаются функции рецепторов, проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. В рецепторах возникают импульсы, которые достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на ЦНС, в результате чего повышается ее роль в отношении всех систем и органов.

«Помоем руки под горячей струёй воды» - движение, как при мытье рук.

«Надеваем перчатки» - большим и указательным пальцами правой и левой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь.

«Засолка капусты» - движения ребром ладони правой руки о ладонь левой руки: постукивание, пиление. Движения обеих кистей: имитация посыпания солью, сжимание пальцев в кулак.

«Согреем руки» - движения, как при растирании рук.

«Шестигранный карандаш»

Требования к проведению пальчиковых упражнений:

Перед началом упражнений дети разогревают ладони лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.

1) При выполнении различных упражнений необходимо задействовать все пальцы руки, пальцы левой и правой рук следует нагружать равномерно.

2) После каждого упражнения нужно расслаблять пальцы (например, потрясти кистями рук).

3) Упражнения должны сочетать сжатие, растяжение, расслабление кисти.

4) Подбор упражнений с учётом возрастных и индивидуальных возможностей детей.

5) Наличие познавательной направленности текстов в упражнениях.

6) Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость.

7) Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.

8) Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.

9) Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст).

При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

10) Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически.

Подготовила: учитель-логопед Михайлова Н. В.

МКУОО «СШИ» г. Тарко-Сале

Публикации по теме:

«Осеннее лукошко». Работа с природным материалом на занятиях в детском саду Некрасова Е. А, Денисова С. Н. воспитатель, МАДОУ детский сад №11 «Звёздочка» ,г. Старый Оскол,Россия Осень – время дождей, серого неба, грусти.

Роль воспитателя на занятиях по физической культуре в детском саду Дошкольное воспитание играет значительную роль в создании условий для дальнейшего развития человека, а гармоничное развитие невозможно без.

Адаптация младших дошкольников на музыкальных занятиях в детском садуАдаптация младших дошкольников на музыкальных занятиях в детском саду Адаптация младших дошкольников на музыкальных занятиях в детском саду. Ребёнок идет в детский сад. Кардинально меняется обстановка и.

Дыхательная гимнастика в детском саду Дыхательная гимнастика в детском саду. Цели и задачи : • Восстанавливает нарушенное носовое дыхание; • Улучшает дренажную функцию легких;.

Игры для детей в детском саду на физкультурных занятиях Правила игры Сороконожки Выбирается один ведущий, он будет давать команды сороконожкам и оценивать лучшую, если команд несколько. Игроки.

Использование тестопластики на занятиях по лепке в детском саду Поделки из теста являются древней традицией. С давних пор из теста выпекали не только хлеб, но и делали разные декоративные изделия. Тесто.

Пальчиковая гимнастикаПальчиковая гимнастика Пальчиковые игры - весёлое и полезное занятие!Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: " Ум ребёнка находится на.

Пальчиковая гимнастика Чтобы лучше говорить, надо с пальцами дружить, чаще делать пальчиковую гимнастику. Для чего нужна пальчиковая гимнастика. В устной речи.

Работа над песней на музыкальных занятиях в детском саду Жизнь ребёнка с самого раннего возраста сопровождается песней: это потешки и колыбельные, которые поёт ему мама или бабушка. Подрастая, дети.

Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях в детском саду Занятия музыкой способствуют общему развитию личности ребенка. Взаимосвязь между всеми сторонами воспитания сплачивается в процессе разнообразных.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду
Опубликовано: 23 января 2018 в 19:23
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 октября. День хохломы на МААМ

Хохлома – исконно русский народный промысел. Он появился и оформился как особенная традиция росписи деревянной посуды в нижегородских деревнях, среди керженских лесов. Хохлома радует уникальными, только...

21 октября. День каштана

Плоды каштана – главное богатство этого красивого дерева. Древние римляне специально выращивали каштановые деревья ради плодов, которые они, перемалывая в муку, употребляли для выпечки хлеба. По...

Фоторепортаж «Путешествие в Абхазию»
Фоторепортаж «Путешествие в Абхазию» Уважаемые коллеги! Недавно листала семейный альбом путешествий и вспоминала нашу поездку в Абхазию в начале октября...
Развлечение первой младшей группы «Давайте поиграем». Внесение новой игры «Блоки...
В этом году я работаю в первой младшей группе. В возрасте 2-3 года дети накапливают множество знаний о форме предметов, о размере, цветах. Прекрасным...
Конспект интегрированной НОД по продуктивной деятельности «Осеннее дерево»
Автор: Чаптыкова Ирина Васильевна Тема: «Осеннее дерево» Цель: создание социальной ситуации развития в процессе занятий объемной аппликацией «Осеннее...