Папки-передвижки

Пальчиковая игротека (20 фото)

Елена Климова
Пальчиковая игротека

К основным задачам логопункта в ДОУ относятся своевременное выявление и исправление речевых недостатков, а также совершенствование методов логопедической работы в соответствии с возможностями воспитанников. Трёхлетняя практика работы в логопункте показала, что тренировка у дошкольников с недостатками речи движений пальцев рук стимулирует речевое развитие, способствует улучшению артикуляционных движений, подготавливает руку к письму.

Публикация «Пальчиковая игротека» размещена в разделах

Постепенно обобщая и систематизируя опыт логопедов И. С. Лопухиной, С. В. Коноваленко, В. В. Коноваленко, О. И. Крупенчук, педагогов – практиков С. Е. Гавриной, Н. Л. Кутявиной, И. Т. Топорковой, в логопункте нашего ДОУ организована работа, направленная на развитие и совершенствование уровня мелкой ручной моторики детей. Для реализации данной задачи в логопункте создана и постепенно пополняется Пальчиковая игротека. Данная игротека включает в себя пособия, игры и упражнения по разделам:

Игры на развитие элементарных навыков самообслуживания:

«Почини машинку» – навык застегивания и расстёгивания пуговиц;

Пальчиковая игротека

«Завяжи узелок» – навык завязывания и развязывания шнурков;

Фото №1 Публикация Пальчиковая игротека размещена в разделах Мелкая моторика Пальчиковые игры гимнастика Темочки Постепенно обобщая и систематизируя опыт логопедов И Фото №2 Крупенчук педагогов практиков С

«Осенний урожай» – навык шнурования;

Фото №3 Топорковой в логопункте нашего ДОУ организована работа направленная на развитие и совершенствование уровня мелкой ручной моторики детей

«Помоги ёжику» – навык пользования прищепками.

Фото №4 Для реализации данной задачи в логопункте создана и постепенно пополняется

Ребёнку предлагается прицепить прищепки одну за другой, взяв каждую тремя пальцами. Подобные упражнения – игры помогают развить мелкую моторику трёх основных пальцев руки (большого, указательного и среднего) и подготовить руку к письму. Прежде, чем ребёнок начинает писать, его мелкая моторика должна быть развита настолько, чтобы пальцы легко и твёрдо удерживали карандаш и ручку. Многократное повторение движения силового сжимания и разжимания бельевой прищепки даёт отличную тренировку кончикам пальцев правой или левой руки;

«Волшебные баночки» – играя в эту игру, у ребёнка формируется навык раскручивания и закручивания крышек, одновременно выполняется упражнение на развитие речевого дыхания.

Фото №5 Пальчиковые игры гимнастика Пальчиковая игротека Фото №6 Данная игротека включает в себя пособия игры и упражнения по разделам Игры на развитие элементарных навыков самообслуживания Почини машинку навык застегивания и расстёгивания пуговиц

«Заплети косичку» - для девочек;

«Сделай крепкий канат» - для мальчиков – навык плетения. Это пальчиковое упражнение воспитывает аккуратность, терпение – качества, необходимые ребёнку для обучения в школе.

Фото №7 Завяжи узелок навык завязывания и развязывания шнурков

Упражнения с бусами:

Фото №8 Осенний урожай навык шнурования Фото №9 Помоги ёжику навык пользования прищепками

Для этих упражнений подобраны бусины различной текстуры (деревянные, пластмассовые, металлические) и разнообразные по форме и размеру, а также шнуры разной толщины. На первых занятиях в логопункте ребенок учится нанизывать бусины на шнурок. На последующих занятиях ребёнку предлагается сделать бусы, в которых присутствует какое-либо чередование, например по цвету, или по цвету и размеру. Совершенствуя мелкую моторику, ребёнок учится соблюдать определённую последовательность нанизывания бусин.

«Перекладывание бус пинцетом»

Фото №10 Ребёнку предлагается прицепить прищепки одну за другой взяв каждую тремя пальцами

Для выполнения этого упражнения логопед предлагает ребёнку пинцет, баночку с бусинами, пустые разноцветные блюдца и даёт задание – аккуратно захватывать пинцетом бусины и переносить их в блюдца соответствующего цвета. Кроме тренировки координации пальцев руки, это упражнение требует концентрации внимания, большой точности в движениях и тренирует внутренний контроль.

Игры для самомассажа:

Наборы еловых и сосновых шишек, лёгких пластмассовых мячиков позволяют перекладывать и катать их в руках.

Фото №11 Подобные упражнения игры помогают развить мелкую моторику трёх основных пальцев руки большого указательного и среднего и подготовить руку к письму Фото №12 Прежде чем ребёнок начинает писать его

В результате такого самомассажа бывает задействовано множество точек,находящихся на ладони, что оказывает благоприятное воздействие на организм в целом.

«Упражнения с клавишами»

Фото №13 Мелкая моторика мелкая моторика должна быть развита настолько чтобы пальцы легко и твёрдо удерживали карандаш и ручку

на клавишах пианино мы разместили цветовые обозначения – квадратики, чтобы совмещать развитие мелкой моторики с совершенствованием цветового восприятия и внимания;

• Фигуры из палочек.

Фото №14 Заплети косичку для девочек Сделай крепкий канат для мальчиков навык плетения

Можно использовать счётные палочки или спички. Прекрасное упражнение, которое развивает не только мелкую моторику, но и внимание. Ребёнок должен точно по образцу выложить картинку из счётных палочек или спичек. Составление фигурок можно разнообразить следующими заданиями:

- сосчитать палочки, из которых выполнена фигура;

- если ребёнок использовал разноцветные палочки, то посчитать палочки каждого цвета;

- назвать и сосчитать геометрические фигуры, из которых состоит картинка (ромб, квадрат и т. д.);

- сосчитать углы (острые и тупые, входящие в фигуру;

- самостоятельно сложить и придумать фигурку.

• Игры для развития тактильных ощущений.

Тактильные ощущения очень важны для развития ребёнка. Накопив некоторую информацию об окружающем мире через руки, у ребёнка на первое место выходит сочетание «вижу – трогаю - чувствую». Потом ребёнок изменяет это сочетание на «трогаю – чувствую - осознаю». Именно это сочетание необходимо развивать и стимулировать у ребёнка дошкольного возраста. При выполнении различных действий руками, кроме зрения мы ориентируемся на тактильные ощущения: ощущаем тепло или холод, фактуру поверхности, а также боль. И получаемая информация играет важную роль для управления руками. От ощущаемого зависят наши действия. Развивать тактильные ощущения у ребёнка важно ещё и потому, что это способствует развитию его речи, мышления, памяти, а также хорошо влияет на нервную систему – успокаивает ребёнка, помогает научиться концентрировать внимание.

«Пальчиковый бассейн»

Фото №15 Это пальчиковое упражнение воспитывает аккуратность терпение качества необходимые ребёнку для обучения в школе

В глубокую миску помещены пластмассовые составляющие киндер сюрпризов. Ребёнку предлагается несколько небольших игрушек, которые затем прячутся логопедом в бассейн, а ребёнок должен отыскать их.

«Чудесный мешочек»

Фото №16 Упражнения с бусами

В небольшой по размеру мешочек помещаются 8 – 10 знакомых ребёнку предметов. Завязываем ребёнку глаза или просим закрыть их. Ребёнок нащупывает в мешочке предмет и пытается определить его. Можно параллельно с развитием мелкой моторики выполнять упражнение на выполнение звукового анализа. (например, для определения места звука (л) в словах можно положить в мешочек ложку, крокодила, ластик, глобус, брелок).

Пальчиковые игры.

Как правило, пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Эти игры очень эмоциональны и увлекательны для детей. Они способствуют развитию речи и творческой деятельности. Фигурки, которые получаются при определённом сложении пальцев, как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы.

Фото №17 Для этих упражнений подобраны бусины различной текстуры деревянные пластмассовые металлические и разнообразные по форме и размеру а также шнуры разной толщины

В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

«Пальчиковый театр», обычно используем не только для развития мелкой моторики, но и для совершенствования звукопроизношения, связной речи и творческой речевой активности.

Фото №18 На первых занятиях в логопункте ребенок учится нанизывать бусины на шнурок Фото №19 На последующих занятиях ребёнку предлагается сделать бусы в которых присутствует какое либо чередование например по цвету или по цвету и размеру

Очень рекомендую использовать подобные пальчиковые упражнения в повседневных играх с детьми, что благотворно отразиться на их общем и речевом развитии.

Публикации по теме:

Календарное планирование «Папок–передвижек» по развитию речи дошкольников Сентябрь Темы: Выявление потребностей родителей по вопросам обучения детей дошкольного возраста основам грамоты - все возрастные группы.

План работы учителя-логопеда на логопедическом пункте содержание 1. Обследование и определение структуры и степени выраженности речевых нарушений различного генеза детей 6-7 лет. Комплектование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Пальчиковая игротека
Опубликовано: 16 августа 2012 в 15:49
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 20.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД