Романова Галина
Пальчиковые игры и упражнения для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Романова Галина Викторовна
воспитатель
Высшей квалификационной категории
МБДОУ Детского сада № 11 «Светлячок»
г. Гуково, Ростовская область
Пальчиковые игры и упражнения для дошкольников
Ещё во втором веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии действий рук на развитие головного мозга человека. Древние ученые утверждали, что упражнения с участием пальцев рук гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. Но не только восточные мудрецы, но и отечественные исследователи, такие как А. М. Фонарёв, А. Р. Лурия, Л. С. Выгодский, Э. Г. Пилюгина, Н. М. Аксарина, Л. А. Венгер, Н. М. Щелованов и многие другие доказали развитие мелкой моторики способствует успешному физическому и умственному развитию ребёнка.
Публикация «Пальчиковые игры и упражнения для дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция февраль 2023
К детям, поступающим в первый класс, современная школа предъявляет определённые требования. Уровень подготовки, к сожалению, не всегда соответствует этим требованиям. С каждым годом среди учащихся, поступающих в первый класс, увеличивается число детей с различными отклонениями в речевом развитии, что препятствует формированию их полноценной учебной деятельности в контексте развивающего обучения.
Чаще дети испытывают затруднения с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв. Часто встречается «зеркальное письмо», ребё нок не различает понятия: лево, право, лист, страница, строка – не укладывается в общий темп работы. А неподготовленность к письму, неразвитость двигательной координации, зрительного восприятия, слабость волевых устремлений приводит к развитию негативно-напряжённого тревожного состояния ребёнка в школе. Эти затруднения с письмом обусловлены слабостью мелкой моторики пальцев рук.
Поэтому в настоящее время в дошкольных учреждениях при подготовке детей к школе стали акцентировать внимание на проблеме подготовки руки к письму.
Развитие мелкой моторики пальцев рук полезно не только само по себе, в настоящее время много говорят о зависимости между движением пальце рук и формирование речи ребёнка. Работа пальцев малыша помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит «непослушную» руку к письму. Без сомнения, можно сказать о важности пальчиковых игр и упражнений. Движения детей с общим недоразвитием речи отличаются плохой координированностью и слабым развитием мелкой моторики. А от развития пальчиковой моторики зависит уровень их овладения письмом.
В. М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшить произношение многих звуков, развить речь ребёнка.
Необходимость развития моторики рук, обусловлена тесным взаимодействием ручной и речевой моторики. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого – развитию речевой функции.
Рекомендуются различные виды упражнений, направленные на развитие ловкости, точности, координации движений пальцев рук.
Одним из показателей и условий хорошего физического и психологического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений, как принято называть мелкой моторикой руки. Интеллект ребёнка напрямую связан с детскими пальчиками.
Основные пути развития мелкой моторики рук.
Работа по развитию и совершенствованию мелкой моторики рук ведё тся по следующим направлениям:
1. Ежедневная пальчиковая гимнастика.
2. Теневой, пальчиковый театр.
3. Упражнения в обводке контуров, предметов; рисование по трафаретам, по клеткам (зрительные и слуховые диктанты); закрашивание контурных предметов ровными линиями, точками; штриховка вертикальная, горизонтальная, наклонная; рисование «петелькой» и «штрихом» (упражнения выполняются только карандашом).
4. Работа с ножницами: резание листа на части по образцу, по инструкции, вырезывание знакомых геометрических фигур и несложных предметов (мячик, дом, солнышко, ёлочка) по контуру и без него.
5. Рисование несложных геометрических фигур, предметов, букв в воздухе и на столе ведущей рукой, затем другой рукой и обеими руками вместе; поочерёдное рисование каждым пальцем одной, затем другой руки.
6. Печатание букв в тетради.
7. Конструирование и работа с мозаикой.
8. Выкладывание фигур из спичек (палочек).
9. Массаж и самомассаж пальцев рук.
Коррекционно – развивающие занятия.
Упражнения для развития мелкой моторики рук.
Массаж.
Массаж кистей рук является средством повышения иммунитета, укрепляет мышцы, суставы и связки, равномерно распределяет нагрузку на мозг.
Практика показала, что игровой самомассаж является эффективным средством совершенствования и таких психических функций, как внимание, память, зрительно-моторная координация, а также развития речевой и творческой сфер.
Ещё одним направлением в обучении детей дошкольного возраста приёмам самомассажа является использование различных специальных и подручных приспособлений и природного материала (массажных мячиков, шариков су-джок, массажных ковриков, щёток, а также орехов, прицепок, карандашей и т. д.). Их использование позволяет разнообразить кинестетические ощущения ребёнка, усилить массажное воздействие и, конечно, заинтересовать ребёнка игровым действием или сюжетом.
1) Поглаживания тыльной ладонной поверхности кистей рук, подушечками выпрямлённых пальцев.
Лучи солнца
Солнышко лучами гладит нас, ласкает.
Солнце – как и мама лишь одна бывает.
2) Круговые поглаживания ладони подушечками двух или трёх пальцев.
Сорока, сорока, где была?
Далёко. Дрова рубила, печку топила,
Воду носила, кашу варила, деток кормила.
3) Спиральное поглаживание (тыльной и ладонной) стороны руки подушечками двух-пяти пальцев (от кончиков пальцев).
4) Зигзагообразное поглаживание (предплечье – ствол, растопыренные пальцы – крона)
Дунул ветер на берёзку,
Разлохматил ей прическу,
Ветер очень торопился,
Улетел, не извинился.
5) Растирание ладоней.
Чьи руки зимою всех рук горячей?
Они не у тех, кто сидел у печей (потирая ладони)
А только у тех, а только у тех,
Кто крепко сжимал обжигающий снег,
И крепости строил на снежной горе,
И снежную бабу лепил во дворе
(сжимая и разжимая кулаки).
6) Гребнеобразное потирание (ладонной впадины).
Мурка лапкой носик мыла, сидя утром у окошка.
Мурка моется без мыла, потому что Мурка кошка.
(Левин)
7) Пиление ладони пальцами противоположной руки.
Принялась она за дело,
Завизжала и запела
Ела, ела дуб, дуб
Поломала зуб, зуб.
(С. Маршак)
8) Намыливание.
Не секрет для нас с тобой,
Каждый знает это – руки мой перед едой.
И после туалета.
9) Разминание (круговые разминания ладони подушечкой большого пальца противоположной руки).
Толстушка - ползушка,
Дом – завитушка,
Ползи по дорожке,
Ползи не спеши,
Рога покажи.
10) Щиплеобразное разминание ладоней.
Гуси – гуси. Га – га – га….
(Русский фольклор)
11) Поколачивание «щепоткой».
Уложили дятла спать
В деревянную кровать.
Он в кровати всем назло
Продолбил себе дупло.
(В. Линьков)
12) Пальчиковая гимнастика, используемая на занятиях в подготовительной к школе группе.
На работу
Большой пальчик встал один.
Указательный за ним.
Средний будит безымянный
Тот поднял мизинчик малый
Встали братцы все – «Ура!»
На работу им пора.
(Сжать пальцы в кулачок. Поочерёдно разгибать их, начиная с большого.
А со слов «Встали братцы все…» - широко расставить пальцы в стороны.)
Дружба
Дружат в нашей группе девочки и мальчики,
Мы с вами подружимся маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы закончили считать.
Солим капусту
Мы капусту рубим, рубим
Мы морковку трём, трём
Мы капуту солим, солим
Мы капусту жмём, жмём
На поляне дом стоит
На поляне дом стоит
Ну а к дому путь закрыт
Мы ворота открываем
В дом гостей приглашаем.
Замок
На двери весит замок
Кто открыть его бы смог?
Потянули, потянули
Постучали, постучали
Покрутили, покрутили
И открыли.
Дом
Стол стоит на толстой ножке.
Рядом стульчик у окошка
Два бочонка под столом
Вот какой я видел дом.
Дует ветер
Дует ветер нам в лицо
Закачалось деревцо
Деревцо всё выше, выше
Ветерок всё тише, тише.
Для развития у детей ручной умелости организовываются игры с мелким конструктором, мозаикой.
Эти игры являются хорошим средством развития мелких мышц пальцев руки, предплечья и глазомер, т. е. они готовят руку ребёнка к овладению техникой письма («Кто запомнит?», «Выложи узор в строку»). С удовольствием дети плетут коврики из бумажных разноцветных полосок – эти упражнения требуют достаточной точности и согласованности движений кистей рук. Освоив принцип плетения, самостоятельно начинают придумывать узоры, сочетать цвета.
Особую роль в развитии ручной умелости играет умение умеренно пользоваться ножницами, симметричное вырезание, вырезание по контуру.
Упражнения со счётными палочками развивают не только ручную умелость, ловкость, координацию, но и внимание, мышление, сообразительность.
Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи, но и подготавливает их к письму и рисованию. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.
Всё это создаёт благоприятную базу для развития речи и более успешного обучения в школе.
Список использованных источников:
1. Т. А. Ткаченко «Развиваем мелкую моторику», серия – Академия дошкольного развития, издательство Эскимо, 2007 г.
2. Т. В. Филичева, Г. В. Чиркина Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специализированного детского сада – М., 2007 – 100 с.
3. Мардахаев Л. В. Социально – педагогическая реабилитация детей с ДЦП. Гриф МОРФ-М., Изд-во МГСУ, 2001 – 195 с.
4. Дьякова Е. А. Логопедический массаж – М. «Академия» 2005
5. Воробьёва Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические упражнения. СПб «Литера» 2009 г.
6. Анищенко Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М. – 2006 г.
7. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. Пальчиковая гимнастика. М. – 2004 г.