Папки-передвижки

Пальчиковые игры как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

Ирина Грязнова
Пальчиковые игры как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

Система работы по использованию пальчиковых игр для развития речи детей младшего дошкольного возраста

(опыт работы)

«Истоки способностей и дарования детей –

на кончиках их пальцев. От пальцев образно

говоря, идут тончайшие ручейки, которые

питаю источник творческой личности»

В. А. Сухомлинский

Публикация «Пальчиковые игры как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Речь является основным средством человеческого общения. Без неё человек не мог бы получать и передавать большое количество информации. Без письменной речи человек был бы лишен возможности узнать, как жили и что делали люди предыдущих поколений. У него не было бы возможности передать другим свои мысли и чувства. Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащает их, способствует их развитию. По своему жизненному значению речь является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации, средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека. Усвоение речи ребёнком начинается с выделения речевых сигналов из всей совокупности звуковых раздражителей. Затем в его восприятии эти сигналы объединяются в слова, предложения и фразы. На их базе формируется связная осмысленная внешняя речь, обслуживающая общение и мышление. Процесс перевода мысли в слово идет в обратном порядке.

В течение дошкольного детства ребенок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них: плохо развитая мелкая моторика рук.

Если развитие движения пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие в пределах нормы, если развитие движений пальцев отстает – задерживается и развитие речи. Ученые отмечают большое стимулирующее значение функций руки. Практика показывает: чем раньше начинается работа по развитию мелкой моторики, тем больший положительный эффект оказывает она на формирование детской речи, профилактику и коррекцию речевых нарушений. Поэтому я и выбрала тему моей работы «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего возраста».

Я поставила перед собой цель: формировать и развивать речь младших дошкольников с включением в непрерывную образовательную и игровую деятельность игрового метода обучения - пальчиковые игры. Потому что чем больше внимания я буду уделять кистям: поглаживание и разминание пальчиков, загибание и разгибание их, тем активнее у них развиваются мозг и речь. Если речь ребенка развивается нормально, все равно нужно заботиться о развитии у него тонких движений пальцев рук. Создать условия для развития речи дошкольников через пальчиковые игры.

Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей младшего возраста; недостаточный словарный запас; бедная диалогическая речь. Не систематически включала в работу игры и задания для развития общей и специальной моторики с учетом индивидуальных способностей каждого ребенка. Не всегда следила за правильной постановкой кисти руки ребенка и точностью переключения с одного движения на другое. Поняла, что окружение ребенка (семья, родственники, в своем большинстве мало общаются с ребенком, не знают возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Не достаточно проводилась работа с родителями по данной проблеме.

В первую очередь, я начала свою работу с изучения педагогических условий проведения пальчиковых игр как средства развития речи детей младшего возраста и методической литературы: Анищенкова Е. С. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», Анищенкова Е. С. «Логопедическая ритмика», Говорова Р., Дьяченко О, Цеханская Л. «Игры и упражнения для развития умственных способностей у детей» (журнал «дошкольное воспитание», отобрала нужную информацию для дальнейшей систематической работы с детьми. Регулярно изучаю новую методическую литературу, использую в работе компьютерные технологии.

Поняла, что работа по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно, только тогда можно достичь наибольший эффект. Стала создавать адекватную возрастным особенностям предметно – развивающую среду, используя разнообразный материал:

- различные коробочки для собирания в них пуговиц, камешков, косточек от фруктов, орехов, семечек овощей и фруктов и т. д;

- мозайка (мелкая и крупная);

- бусы и пуговицы разной величины;

- свободные катушки для наматывания на них ниток и веревок;

- дощечки с множеством отверстий или от мозайки для «вышивания» шнуром;

- различные виды застежек: молнии, пуговицы, кнопки, крючки, шнуровка;

- наборы веревочек разной длины и ширины для завязывания и развязывания узлов, плетения косичек;

- наборы пластмассовых и деревянных палочек;

- разнообразные мелкие игрушки;

- массажные мячи;

- резиновые игрушки разной плотности;

- бумажные и вязаные колпачки для пальцев (герои разнообразных сказок).

В своей работе использую разнообразные формы работы с детьми. Наиболее продуктивными в решении поставленной задачи являются пальчиковые игры, которые дают наиболее значимый эффект. Психомоторные процессы развития речи напрямую зависят от развития мелкой моторики (то есть умения манипулировать пальчиками). Пальчиковые игры дают пальцам полноценный отдых. Кроме того, они развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять моральное напряжение. На пальцах и на ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Поэтому пальчиковые игры очень важны для ребенка. Составила перспективный план. (Приложение 1)

Регулярное проведение пальчиковых игр и упражнений стали способствовать поддержанию хорошего тонуса у детей. Во время проведения пальчиковых игр моё расположение относительно ребенка, зависит это от сложности игры и возраста ребенка. Если в игре задействована только одна ручка, то сажусь сбоку от ребенка. Если это более сложная игра, в которой задействованы обе ручки, то сажаю ребенка к себе на колени или располагаюсь на коврике и сажаю ребенка между ног, как в гнездышке (дети это очень любят).

Перед игрой мы с детьми обсуждаем ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволяет подготовить малышей к правильному выполнению упражнений, но и создает необходимый эмоциональный настрой.

Перед началом упражнений дети разогревают ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла. Все упражнения выполняю вместе с детьми в медленном темпе, от трех до пяти раз сначала одной, затем другой рукой, а в завершение – двумя руками вместе. Все упражнения выполняю вместе с детьми и демонстрирую собственную увлеченность игрой. При выполнении упражнений вовлекаю, по возможности, все пальцы руки. Слежу за правильной постановкой кисти руки ребенка и точностью переключения с одного движения на другое. Добиваюсь, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость.

Использование пальчиковых игр и упражнений помогают детям:

- овладеть навыком мелкой моторики;

- сделать рывок в развитии речи – улучшить произношение и обогатить лексику;

- развить внимание, терпение, «внутренний тормоз» – умение сдерживаться именно тогда, когда это необходимо;

- повышает работоспособность коры головного мозга;

- улучшить психические процессы (внимание, мышление, память);

- снять тревожность;

- проявлять творческие способности.

Игры с пальчиками – уникальное средство для развития речи, поэтому в течение дня несколько раз организую игры. Такие игры представляют собой инсценировку стихов и потешек, рифмованных историй. Стихи привлекают детей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малышей является чем – то магическим, утешающим и успокаивающим. Игры очень увлекательны и способствуют взаимопониманию между детьми и взрослыми. Забавные персонажи пальчиковых игр просты и понятны малышам – коза и зайчик, дождик и солнышко, паучок и муха с восторгом воспринимаются детьми. Они с большим воодушевлением копируют все движения взрослых и повторяют за ними стишки.

В трех летнем возрасте дети прекрасно осваивают пальчиковые игры с участием обеих рук, причем одна рука может быть домиком, а другая мышкой, вбегающей в него. В четыре года дети играют такие игры с поочередной сменой сюжетов в них.

Благодаря таким играм с пальчиками дети развивают мелкую моторику, что, в свою очередь, стимулирует развитие речевых центров. Ребенок получает новые тактильные впечатления, учится концентрировать внимание и сосредоточиваться.

А вот пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале, максимально полезны для развития ребенка – дошкольника. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению. Художественный мир народных песенок и потешек построен по законам красоты. Он очень сложен, хотя сложность эта не всегда бросается в глаза. За этими словами признание права художника на творение своего мира и одновременно призыв к его познанию, суждению о нем. Суть фольклорных текстов – действие. Действия персонажей, движение событий, рождение конфликтов и их разрешение создают единственную в своем роде, удивительную, движущуюся стихию жизни. Использую в работе картинки – схемы, показывающие детям положение или движение кисти руки при чтении потешек, например: «Петушок», «Сорока - белобока», «Мы капусту рубим, рубим…», «Ладушки» и др. (Приложение 2)

Серьезное внимание стала уделять театрализованным играм (пальчиковый театр, театр перчаток и рукавичек). Они выступают эффективным средством речевого развития детей. Использую театральные приемы на занятиях по развитию речи.

Родители – активные помощники в организации образовательного процесса. Нельзя добиться хороших результатов в решении задач развития речи, если они не решаются совместно с семьей, для которого характерно содействие друг другу. Я постаралась максимально привлечь родителей к активному участию, добилась полного осознания проблемы и активного стремления. Провела анкетирование родителей: «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста» (Приложение 3, консультации: «Значение пальчиковых игр в развитии речи детей дошкольного возраста», «Пальцы помогают говорить, «Развитие мелкой моторики рук у детей 3-4 лет» (Приложение 4).

Информирую родителей о состоянии речи их детей. Широко использую информацию в родительских уголках, в папках - передвижках: «Речь ребенка в три года: нормы и отклонения», «Пальчиковые игры в развитии речи и мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста», «Показатели речевого развития детей третьего года жизни», книжку – раздвижку «Пальчиковые игры», которые обновляются по мере изучения игр. Разработала рекомендации и памятки, в которых прописывала о необходимости давать детям больше самостоятельности при одевании (застегивать, расстегивать молнии, пуговицы, так как эти действия являются базовым, они формируют ручную умелость. Например: «Ум ребенка на кончиках его пальцев. Пальчиковые игры», «Развитие речи ребёнка посредством пальчиковых игр» и др. (Приложение 5)

Вывод:

Пальчиковые игры, театрализованные игры, игры с пальчиками, игры со шнуровками, мозайками, самомассаж - все это способствовало развитию мелкой моторики рук и повышению умственной деятельности ребенка, психических процессов (внимание, память, развили речевые способности детей, коммуникабельность.

Для себя сделала вывод, что разнообразие пособий вызвали у детей интерес к пальчиковым играм, а так же активизировались творческие способности.

Для многих родителей уже не представляет секрета тот факт, что умственное развитие ребенка и постановка его речи очень сильно зависит от развитости мелкой моторики.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

Месяц Неделя Тема занятий Пособия для игр

ОКТЯБРЬ (всего 4 занятия) 1

Тема: «Вводная беседа»

Знакомство с группой, правила

поведения на занятиях. Массажный, колючий мяч – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу

С предметами:

-шнуровка – учимся засовывать шнурок в дырочку, делать крестик.

-коробочка с крупой – перебираем фасоль, горох и семечки Мячи, шнуровки, коробочки с крупой

2 Тема: «Дружные ребята»

1. Пальчиковая игра «Дружба»

2. Игра с горохом или бобами (выложить игрушку).

3. Дидактическая игра для пальчиков «Чудесный мешочек» Коробочки с горохом и бобами,

Атрибуты для игры «чудесный мешочек»

3

Тема: «Играем ладушки»

1. Пальчиковая игра «Пальчик - мальчик»

2. Игры с пуговицами.

3. Ладошковая живопись «Разноцветное дерево».

Пуговицы,

Краски

Ватман

Влажные салфетки

4

Тема: «Дикие животные»

1. Пальчиковая игра «На лужок»

2. Игра с грецкими орехами «Не урони».

3. Инсценировка «Колобок»

Грецкий орех

Иллюстрации к сказке «Колобок»

НОЯБРЬ (всего 4 занятия) 1

Тема: «Человечки»

1. Пальчиковая игра «Это я»

2. Дидактическая игра «Золушка» (с крупами)

3. Игра «Кто быстрее?» (накручивание веревочки)

Коробочки с крупами

палочки с верёвочкой

2

Тема: «Помощники»

1. Пальчиковая игра «Профессии»

2. Игра «Выложи помидор» (с горохом) 3. Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Горох

Чудесный мешо-чек, игрушки

3

Тема: «Рыбки»

1. Пальчиковая игра «Рыбки»

2. Игры с прищепками.

3. Игра «Рыбалка»

Прищепки

Маска щуки

4

Тема: «Транспорт»

1. Пальчиковая игра «Транспорт»

2. Работа с конструктором (гараж).

3. Дидактическая игра «Четвертый лишний». Конструктор

Дидактический материал для игры «четвертый лишний»

ДЕКАБРЬ (всего 5 занятия) 1

Тема: «Зима»

1. Пальчиковая игра «Зимняя прогулка»

2. Дидактическая игра «Найди два одинаковых».

3. Игра «Собери снежки» (собрать на скорость «снежки») Дидактическая матери ал для игры «Найди два одинаковых».

Поролоновые снежки

2

Тема: «Чудеса в лесу»

1. Пальчиковая игра «Времена года»

2. Работа с ватой (снежные сугробы)

3. Инсценировка «Рукавичка» Вата

Кукольный театр для инсценировки сказки «Рукавичка»

3

Тема: «Птичья столовая»

1. Пальчиковая игра «Птички»

2. Игра с фасолью (выложить птицу).

3. Дидактическая игра «Найди пару». Коробочка с фасолью

Картинки

4

Тема: «Маленькой елочке холодно зимой»

1. Пальчиковая игра «Ёлочка»

2. Обрывание салфетки (игрушки для ёлочки)

3. Игра «Украшаем елку»

Салфетки

Картинка елки новогодней

5

Тема: «Зимние забавы»

Пальчиковая игра «Зимние забавы»

1. Дидактическая игра: «Разноцветные льдинки».

2. Работа с мукой (кончиком пальцев на муке нарисовать снежинки)

Формочки для льдинок

Мука

ЯНВАРЬ (всего 3занятия) 1

Тема: «В гостях у сказки»

1. Пальчиковая игра «Сказки»

2. Инсценировка сказки «Теремок»

3. Игра «Мозаика».

Пальчиковый театр «Теремок»

Мозаика

2

Тема: «Жили у бабуси два весёлых гуся»

1. Пальчиковая игра «Домашние птицы»

2. Работа с манкой (кончиком пальцев на манке нарисовать травку)

3. Игра «Найди такую же птицу»

Крупа манка

Карточки с птицами

1

Тема: «Семья»

1. Пальчиковая игра «Моя семья»

2. Дидактическая игра «Эмоции».

3. Работа с бросовым материалом (украсить одежду, обувь). Дидактическая игра «Эмоции»

Бросовый материал

ФЕВРАЛЬ (всего 3 занятия) 1

Тема: «Пилим и строгаем — папе помогаем»

1. Пальчиковая игра «Ну-ка, братцы, за работу!»

2. Фигурки из цветных шнурков (Солнышко).

3. Инсценировка «Как мы помогаем папе»

Цветные шнурки

2

Тема: «Бойцы-молодцы»

1. Пальчиковая игра «Бойцы-молодцы»

2. Игра с горохом или фасолью

3. Соревнования

Коробочки с горохом и фасолью

2

Тема: «Мамины помощники»

1. Пальчиковая игра «Мамы всякие нужны»

2. Игра «Красивые бусы для мамы»

3. Инсценировка «Как мы маме помогаем»

Бусинки

Шнурки

МАРТ (всего 5 занятия) 1

Тема: «Цветок для мамы»

1. Пальчиковая игра «Алые цветочки»

2. Дидактическая игра «Съедобное - не съедобное»

3. Рисование цветным песком «Цветы для мамы»

Мяч

Цветной песок

2

Тема: «Солнышко»

1. Пальчиковая игра «Солнышко»

2. Работа с пуговицами, крючками, молнией, липучками.

3. Работа с манкой (кончиком пальцев на манке нарисовать солнце)

Дидактическая черепаха

Манка

3

Тема: «Пришла весна»

1. Пальчиковая игра «Пришла весна»

2. Фигурки из палочек.

3. «Собери шарики в корзинку»

Палочки

Корзинка с шариками

4

Тема: «Травка зеленеет»

1. Пальчиковая игра «Радуются взрослые и дети»

2. Игра «Лабиринт». (Пальчиком провести дорожку к домику).

3. Пересыпание крупы ложкой из одной мисочки в другую. Крупа, ложки, 2 емкости

5 Тема: «Мои любимые животные»

1. Пальчиковая игра «Мышка и кошка»

2.«Кто это? – разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурным изображением домашних животных

3. Помоги бабушке смотать клубок скомканные в шарики листы бумаги с контурным изображением домашних животных

Клубки ниток

АПРЕЛЬ (всего 4 занятия) 1

Тема: «Домик»

1. Пальчиковая игра «Я хочу построить дом»

2. Игра «Большой и маленькой»

3. «Сложи картинку» из 3-х, 4-х частей. Дидактический материал для игры «Большой и маленький»

Картинки

2

Тема: «Отправляемся в полет»

1. Пальчиковая игра «Космонавт»

2. Игра «Кто быстрее долетит до планеты»

3. Игра «Помоги космонавту найти дорожку к ракете». (Пальчиком провести дорожку к ракете).

Веревки с ракета-ми на палочках

Заготовки для игры

3

Тема: «Маленькие исследователи»

1. Массаж пальчиков карандашами «Дровишки» - катание карандаша между ладошками по всей длине пальчиков.

2. Пальчиковая игра «Здравствуй!»

3. Игра «Следы от капели» (на манке ставить пальчиками точки).

Карандаши

Мука

4

Тема: «Цветочек радуется солнышку»

1. Пальчиковая игра «Цветок»

2. Игра «Солнце светит ярко-ярко» (выложить из зубочисток солнечные лучи вокруг желтого кружка).

3. Игра «Кто больше соберет фасоли?» (собирать фасоль будем в бутылочку с широким и узким горлышком и закручивая пробку на бутылочке)

Желтые круги

Зубочистки

Фасоль

Бутылка с пробкой

МАЙ (всего 4 занятия) 1

Тема: «Дружба»

1. Пальчиковая игра «Дружба»

2. Игра «Какая игрушка спряталась» и «Определите на ощупь» (Чудесный мешочек).

3. Игра «Посыпаем дорожку».

Чудесный мешочек

Песок

2

Тема: «Мы идем на парад»

1. Пальчиковая игра «Капитан»

2. Игра «Напольная мозаика»

3. Выкладывание цветков из овалов (по контуру). Напольная мозаика

Овалы

3

Тема: «Мои вещи»

1. Пальчиковая игра «Мои вещи»

2. Игра «Ежики и ежата». (Втыкание зубочисток в большой и маленький пластилиновый комочек).

3. Игра «Чудо - прищепки»

Зубочистки

Пластилин

Прищепки

4

Тема: «Вот и лето наступило»

1. Пальчиковая игра «Лето»

2. Коллективная работа «Весенний луг» - небольшие цветные листочки бумаги смять, крепко сжать в кулаке, скатать между ладошками и приклеить на общий зеленый фон. Листы бумаги желтого цвета, клей, зеленый лист бумаги

Публикации по теме:

Пальчиковые игры как средство развития речи детей дошкольного возраста «ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев».

Консультация для родителей. Пальчиковые игры — одно из средств развития речи детей младшего дошкольного возраста “Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают.

Пальчиковые игры и их использование в работе по развитию речи детей младшего дошкольного возраста Пальчиковые игры и их использование в работе по развитию речи детей младшего дошкольного возраста Дошкольный возраст – важный период в.

Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста В сентябре 2018 года мы взяли младшую группу. Деткам исполнилось только по три года. Выбрали для себя вместе с Натальей Алексеевной тему.

Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях.

Проект «Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего возраста» . Цель проекта: Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр. Задачи для педагога: подготовить.

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста Шаралапова Марина Вячеславовна Воспитатель второй младшей группы. Родительское собрание на тему: «Пальчиковые игры как средство развития.

Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего возраста СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ: «Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего возраста» В прошлом учебном году 2018-2019 мы приняли.

Театрализованные игры, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста Театрализованные игры как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста В современном мире, всё чаще живое общение детям.

Занимательные словесные и пальчиковые игры для развития речи детей дошкольного возраста Цель: укрепление связи семьи и детского сада в целях обеспечения единства в речевом развитии дошкольников, с использованием пальчиковой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Пальчиковые игры как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 3 ноября 2019 в 11:46
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД