Лидия Франк
Пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале
▼ Скачать + Заказать документы
Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики руки органов речи способствует монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. Известно и то, что в последние 5 – 10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них страшно заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле – аудио – видео). Они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д.).
Публикация «Пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале» размещена в разделах
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимание, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.
Пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале, максимально полезны для развития ребенка-дошкольника. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению. Художественный мир народных песенок и потешек построен по законам красоты. Суть фольклорных текстов – действие. Действия персонажей, движение событий. Детям нравятся эти народные, напевные, успокаивающие строчки. Они охотно повторяют и слова. Предлагаем вашему вниманию несколько фольклорных текстов, под которые вы легко можете придумать пальчиковые движения, доступные для выполнения детям:
Тексты народных потешек и песенок.
Петушок, петушок, Свинка Ненила
Золотой гребешок, Сыночка хвалила:
Масляна головушка, – То-то хорошенький,
Шелкова бородушка, То-то пригоженький;
Что ты рано встаешь, Ходит бочком,
Что ты звонко поешь, Уши торчком,
Деткам спать не даешь? Нос пяточком!
Водичка, водичка, А индюк чем гордится?
Умой мое личико! Ни с кем во дворе
Чтобы щечки алели, Не желает водиться,
Чтобы глазки блестели, Кричит-бренчит:
Чтоб смеялся роток, – У меня гребень набекрень,
Чтоб кусался зубок! У меня гребень набекрень!
Аленка-маленка Поет рожок, поет рожок!
Шустрая, быстрая: Мы гоним стадо на лужок.
Воды наносила, Пасем коров мы целый день,
Сарафан дошила, Лишь станет жарко, гоним в тень.
Носок довязала, К студеной речке водим пить,
Ягод насобирала. А к вечеру спешим доить.
Везде поспела – Поет рожок, поет рожок!
В охотку ей дело. Неси-ка кружку, мой дружок!
Солнышко-ведрышко! Курочка-тараторочка
Взойди поскорей, По двору ходит,
Освети, обогрей Цыплят водит,
Телят да ягнят, Хохолок раздувает,
Еще маленьких ребят. Малых деток потешает.
Там котик усатый Котя, котенька, коток,
По садику бродит, Котя – серенький лобок,
А козлик рогатый Приди, Котя, ночевать,
За котиком ходит. Мою детку покачать.
И лапочкой котик А как я тебе, коту,
Помадит свой ротик; За работу заплачу:
А козлик седою Дам кусок пирога
Трясет бородою. И кувшин молока.
Как на горке – снег, снег. Я на скрипочке играю – тили-тили-тили.
И под горкой – снег, снег. Скачут зайки на лужайке–тили-тили-тили.
А под снегом спит медведь. А потом на барабане – бум-бум. Бам!
Тише, тише – не шуметь! В страхе зайки разбежались по кустам.
Под березкой на пригорке Спит на льдинке целый день
Старый еж устроил норку. Толстый, маленький тюлень.
А под листьями лежат У ленивого растяпы
Двое маленьких ежат. Превратились в ласты лапы.
Большие ноги Травка-муравка
Шли по дороге. Со сна поднялась,
То-о-оп! То-о-оп! То-о-оп! Птица-синица
Маленькие ножки За зерно взялась,
Бежали по дорожке. Зайки – за капустку,
Топ-топ-топ! Мышки – за корку,
Топ-топ-топ! Детки – за молоко.
Ночь пришла, Из скворечника торчат
Темноту привела; Клювы маленьких скворчат.
Задремал петушок, Клювик раз, клювик два,
Запел сверчок. Лапки, лапки, голова.
Уже поздно, сынок,
Ложись на бочок,
Баю-бай,
Засыпай…
- Ножки, ножки, где вы были? Бежала лесочком
- За грибами ходили. Лиса с кузовочком.
- Что вы, ручки, работали? - А что в кузовочке?
- Мы грибочки собрали. - Лесные грибочки,
- А вы, глазки, помогали? Грибочки-груздочки
- Мы искали да смотрели – Для сына и дочки.
Все пенечки оглядели.
Вот и Ванюшка с грибком,
С подосиновичком!