Ольга Брюхович
Пальчиковый театр как средство коммуникативного развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Театрализованная деятельность имеет большие воспитательные и образовательные возможности. Участвуя в театрализованной деятельности, «дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Публикация «Пальчиковый театр как средство коммуникативного развития дошкольников» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Пальчиковый театр
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
В театрализованной деятельности используются различные формы организации: совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, театрализованное занятие, самостоятельная театрально-художественная деятельность, театрализованные игры и спектакли на праздниках, развлечениях, посещение детьми театров.
В общем же, театрализованную деятельность можно разделить на две большие группы, игру-драматизацию и «режиссерскую» игру. В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. В режиссерской игре «артистами» являются игрушки, а ребенок, организует деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами», но в то же время и сам является «артистом», озвучивает героев и комментирует сюжет. Если игры-драматизации позволяют в большей степени раскрыть артистические способности ребенка, его личностные качества, то режиссерские игры в самостоятельной деятельности дают прекрасную возможность для общения и развития коммуникативных навыков. В нашей группе для самостоятельных режиссерских театрализованных игр мы предлагаем в первую очередь пальчиковый театр.
Пальчиковый театр дает возможность для развития у ребят фантазии, мышления, речи. При надевании кукол на пальчики, при манипуляциях естественно и не напряженно происходит развитие мелкой моторики, что, как уже доказано исследователями, является необходимым условием развития речи. В процессе разыгрывания сказочных сюжетов, или небольших игровых сценок, дети учатся управлять своими движениями, тренируют ловкость, концентрацию внимания, точность и координацию движений, и главное – учатся строить диалог.
Таким образом, пальчиковый театр как элемент предметно-пространственной развивающей среды является продуктивным и занимает важное место в организации самостоятельной деятельности дошкольников. Он выполняет коммуникативную, познавательную, воспитательную и развивающую функции. Дает возможность педагогу подробнее узнать характер, настроение, желания ребенка.
В эпоху глобальной технизации и компьютеризации, при масштабном ассортименте детских игрушек разных вариантов, вязаный пальчиковый театр продолжает оставаться востребованным детьми, выполнять важную коммуникативную функцию при становлении и развитии личности ребенка, помогает учиться взаимодействию, совместной деятельности, а также открывает возможность прислушаться к себе, понять себя, свои движения и показать собственные открытия другим.