Пальцы помогают говорить

Галина Ишмухаметова
Пальцы помогают говорить

У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, у них нет нарушений слуха или поражения центральной нервной системы. В чём причина задержки речи? Считалось, что главным от чего зависит развитие речи, - это степень речевого общения детей с окружающими взрослыми людьми: родители обычно получают совет - больше разговаривать с ребенком. Они стараются говорить с малышом при каждой возможности, но ребенок продолжает объясняться отдельными звуками и жестами. Конечно это важное условие, чтобы ребёнок заговорил, но нужно учесть и другое.

Проведенное исследование и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев совпадает со степенью развитию развития речи у детей. Если дети не говорят, то пальцы у них напряжены, сгибаются и разгибаются только все вместе или напротив, вялые, ватные и не делают отдельных движений. Таким образом, пока движения пальцев не станут свободными, добиться развития речи у детей не удаётся.

При исследовании двигательной функции руки учёные установили, что детям / после трех лет / доступны позы пальцев: гусь, коза, ножницы, кольцо. Дети / после пяти лет / могут изображать: ладонь- кулак-ребро. Если ребенок затрудняется, то наблюдаются нарушения.

В чем же заключается связь движений пальцев и речи? Движения пальцев рук в ходе развития человеческого общества оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения были жесты, постепенно они стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развивалась словесная речь, но она еще долгое время была связана с жестикуляторной речью. Движения пальцев рук постепенно совершенствовались. Из поколения в поколения люди выполняли все более тонкую, сложную работу. В связи с этим происходило увеличение двигательной проекции кисти руки в мозге человека. Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются движения пальцев рук, когда же они достигают точности, начинается развитие речи. Развитие движений пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.

Работу по тренировке пальцев можно начинать с детьми 6-7 месяцев. В этот период полезно делать массаж- поглаживание кистей рук в направлении от кончиков пальцев к запястью и упражнения: брать каждый пальчик ребенка по отдельности в свои пальцы, сгибать и разгибать его. Делать это надо 2-3 мин. ежедневно.

С десятимесячного возраста следует давать ребенку перебирать сначала крупные предметы, затем более мелкие. Для этой цели хороши деревянные раскрашенные бусы, нанизанные на резинку.

Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики можно предложить:

- мозаику/ мелкую и крупную/, всевозможные пирамидки, наборы коробочек для собирания в них мелких камешков и т. д.

- наборы пористых губок/ для тренировки мускулатуры кисти руки/;

- цветные клубочки ниток для перематывания;

- пособия по застегиванию пуговиц различной величины, кнопок, крючков;

- наборы веревочек различной толщины для завязывания и развязывания узелков;

- наборы мелких игрушек для развития тактильного восприятия / узнавания предметов на ощупь/;

- дощечки с накатанным слоем пластилина для выкладывания узоров из мелких камешков;

- пластмассовые или деревянные палочки для выкладывания узоров по образцу.

Хорошим средством для развития движений пальцев является игра в «театр пальчиков» для детей 1,5-3 лет. Пальчиковые игры не должны быть продолжительными, пять минут в день достаточно для того, чтобы стимулировать речевую функцию ребенка.

Учеными было замечено, что систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, у детей улучшаются внимание, память, слух,зрение!

Упражнения с детьми могут и должны проводить не только воспитатели, но и родители.

Взаимосвязь тонкой (пальцевой) моторики и речевого развития известна уже давно. Еще наши прапрабабушки использовали в воспитании детей игры типа «Ладушки» и «Сорока кашу варила».

Помните, что, развивая тонкую моторику, Вы не только продвинете развитие своего ребенка вперед, но и сможете быстрее преодолеть отклонения, возникшие в речевом развитии ребенка.

Какие игры и упражнения можно порекомендовать для домашних занятий?

• Предложите своей маленькой дочурке превратиться в Золушку и разло-жить в две разные кружечки фасоль и горох, которые Вы перемешали в большой чашке.

• С сынишкой можно провести игру-соревнование на скорость. Кто скорее, папа или сын разложит большие и маленькие болтики или гайки в два разных контейнера?

• Покажите малышу, как можно складывать забавные фигурки из спичек или счетных палочек. Пусть сложит лесенку, елочку, домик, кроватку для куклы.

• Выкладывайте с ребенком узоры из гороха, фасоли, желудей. Используйте для Лепите со своим крохой из пластилина, играйте в мозаику и пазлы.

• Учите ребенка застегивать и расстегивать пуговицы, шнуровать ботинки, плести косички из разноцветных шнурков.

• Как можно раньше купите малышу краски для рисования пальчиками. Сколько восторга и пользы от такого рисования! Двухлетний малыш справится с рисованием мягкой кисточкой. А трехлетнего нужно научить правильно держать карандаш, и тогда вскоре Вы получите первые шедевры маленького художника. В деле обучения ребенка рисованию Вам помогут книжки-раскраски.

• И наконец, игры с пальчиками или пальчиковая гимнастика. Проводите подобные упражнения регулярно и Вы увидите, что ребенок стал быстрее запоминать рифмованные тексты, а его речь стала более четкой и выра-зительной. Выразительно произносите текст и показывайте ребенку сопровождающие его движения. Пусть попробует делать гимнастику вместе с Вами, сначала хотя бы договаривая текст.

Зайка

Зайка по лесу скакал, (пальчики "скачут" по столу)

Зайка корм себе искал. (пальчиками обеих рук поочерёдно перебираем по столу)

Вдруг у зайки на макушке

Поднялись, как стрелки, ушки. (изображаем ушки ручками)

Шорох тихий раздается:

Кто-то по лесу крадется. (пальчики медленно идут по столу)

Заяц путает следы,

Убегает от беды. (пальчики быстро-быстро бегают по кругу на столе)

Апельсин

Мы делили апельсин! (руки сцеплены в замок, покачиваем)

Много нас, (пальцы растопыриваем)

А он один. (показываем только один палец)

Эта долька для ежа, (пальцы сложены в кулачок, отгибаем по одному пальчику)

Эта долька для стрижа, (отгибаем следующий пальчик)

Это долька для утят, (отгибаем следующий пальчик)

Это долька для котят, (отгибаем следующий пальчик)

Эта долька для бобра, (отгибаем следующий пальчик)

А для волка кожура! (ладони вниз, пальчики растопырены)

Он сердит на нас, беда! (погрозить пальцем)

Разбегайтесь, кто куда! (сымитировать бег пальцами по столу)

Улитка

Тычет рожками улитка — (большой палец правой руки придерживает средний и безымянный; указательный и мизинец — прямые)

Заперта в саду калитка. (тычет "рожками" в ладонь левой руки)

Отвори скорей калитку, (левая рука "открывает" калитку,

Пропусти домой улитку (правая рука "проползает").

ФОНАРИКИ

Фонарики зажглись!

(сжатые в кулак пальцы резко и одновременно на двух руках разжимаются)

Фонарики погасли!

(пальцы сжимаются в кулак)

Усложненый вариант — поочередно сжимать и разжимать пальцы рук (например — левая рука в кулаке, в этот момент правая — с разжатыми пальцами) под следующий стишок:

Мы фонарики зажжем,

А потом гулять пойдем!

Вот фонарики сияют,

Нам дорогу освещают!

КОШЕЧКА

Две руки одновременно сжать в кулаки и поставить на стол (коленки, затем одновременно пальчики выпрямить и прижать к столу ладони. Повторить 3-5 раз.

Кулачок -ладошка.

Я иду, как кошка.

Усложненный вариант — левая в кулачке, правая — ладошкой. И меняем.

МЕСИМ ТЕСТО

Тесто мнем, мнем, мнем!

Тесто жмем, жмем, жмем!

(очень энергично сжимаем руки в кулаки и разжимаем — одновременно на двух руках или поочередно)

Пироги мы испечем

(делаем движения, как будто лепим снежки)

ПЕЧЕМ БЛИНЫ

Касаемся поверхности стола попеременно ладонью и тыльной стороной руки. Если нет стола — подойдут и коленки. Можно делать двумя руками одновременно, а можно поочередно — например, если левая касается тыльной стороной, то правая — ладошкой.

Мама нам печет блины,

Очень вкусные они.

Встали мы сегодня рано

(потягиваемся)

И едим их со сметаной.

(подносим сложенные «щепотью» пальцы ко рту, имитируя еду)

ЗАГОТАВЛИВАЕМ КАПУСТУ

Мы капусту рубим, рубим!

(прямыми напряженными ладонями имитируем движение топора — вверх и вниз)

Мы капусту режем, режем!

(энергичные движения прямыми ладонями вперед-назад)

Мы капусту солим, солим!

(пальцы собрали «щепотью» и «солим»)

Мы капусту жмем, жмем!

(энергично сжимаем пальцы в кулаки — одновременно на двух руках или поочередно)

Мы морковку трем, трем!

(рука в кулаке — «морковка» ритмично движется вверх и вниз по ладони другой руки. Потом меняем руки)

МОЕМ РУКИ

Ах, вода, вода, вода!

Будем чистыми всегда!

(энергично потираем ладошку о ладошку)

Брызги — вправо, брызги — влево!

Мокрым стало наше тело!

(сжали в кулак пальцы, а затем с силой выпрямляем пальчики, как бы стряхивая воду)

Полотенчиком пушистым

Вытрем ручки очень быстро.

(энергичными движениями «вытираем» поочередно руки)

ЕЖИК

Переплести пальцы двух рук и шевелить прямыми пальцами под стишок:

Маленький колючий еж.

До чего же он хорош!

ШАРИК

Пальцы двух рук собраны щепотью и соприкасаются кончиками. «Надуваем шарик» — придаем рукам такое положение, как будто держим шар или мяч. «Шарик лопнул» — вернулись в первоначальное положение.

Я надул упругий шарик,

Укусил его комарик.

Лопнул шарик — не беда,

Новый шар надую я.

ЛОДОЧКА и ПАРОХОД.

Маленькая лодочка по реке плывет,

На прогулку лодочка малышей везет.

(руки соединены «ковшиком», большие пальцы прижаты к ладоням. Если есть стол — ребра ладоней ставим на его поверхность)

Пароход плывет по речке,

И труба дымит, как печка.

(большие пальцы соединяем и поднимаем вверх — это «труба»)

ЦВЕТОК

Руками делаем «бутон» — основания кистей прижаты друг к другу, пальцы сомкнуты и подняты вверх

Солнце поднимается — цветочек распускается!

(основания кистей остаются прижатыми, пальцы разводим одновременно в стороны — «цветок распукается»)

Солнышко садится — цветочек спать ложится.

(возвращаемся в первоначальное положение)

Публикации по теме:

Как помочь ребенку начать говорить? Во- первых, с ребенком нужно организовать правильное общение, ограничить просмотр телевизора, особенно без речевых мультиков, таких как.

Какие игры помогают развивать память ребенка? Память – это важнейший элемент интеллектуального развития. Не секрет, что качество памяти совершенствуется с возрастом: чем старше ребенок.

Конспект НОД по валеологии в подготовительной группе. «Витамины и полезные продукты помогают расти здоровыми». Конспект НОД по валеологии в подготовительной группе. «Витамины и полезные продукты помогают расти здоровыми» Воспитатель: Горбунова Анна.

Консультация для родителей о взаимосвязи развития мелкой моторики с развитием речевой функции «Пальчики «помогают» язычку» Консультируя родителей по вопросам речевого воспитания дошкольников, я интересуюсь, играет ли их ребёнок дома с пуговицами, косточками;.

Консультация для родителей: «Пальцы помогают говорить» Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных.

Консультация для родителей «Пальцы помогают говорить» Пальцы помогают говорить Дело в том, что на пальцах и на ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно влияет на самочувствие.

Логопедический досуг «Как ручки язычку помогают» Логопедический досуг на тему: «Как ручки язычку помогали». (старшая группа, начало года) Цель: -Создание благоприятной психологической обстановки.

Пальцы помогают говорить. Консультация для воспитателей. «Чрезвычайной прибавкой на уровне человека» - назвал известный физиолог И. П. Павлов способность человека к речи и отвлеченному мышлению.

Проектная работа «Пальчики помогают говорить» Изучить и систематизировать нормативно-правовые, практические, психолого-педагогические, технологические обоснования развития речи через.

Сказка на выпускной утренник «Мушкетёры помогают принцессе» СКАЗКА НА ВЫПУСКНОМ УТРЕННИКЕ «Мушкетёры помогают принцессе» Д е й с т в у ю щ и е л и ц а: Д е т и Принцесса. Королева, Король, Придворные.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Мебель, интерьер
  • Этикет
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Пальцы помогают говорить
Опубликовано: 19 марта 2017 в 17:57
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Проект «Солнышко лучистое»
Краткосрочный проект «Солнышко лучистое» в старшей разновозрастной группе общеразвивающей направленности МБДОУДС №20 «Чебурашка» Выполнила:...
НОД в средней группе ОО Познание — Мир природы из цикла «Мир воды»
Тема: «О содержании воды в живых организмах» ( овощи и фрукты) Цель: Уточнить и расширить знания детей о воде и ее свойствах. Задачи: Познакомить...
Конспект родительского собрания в младшей группе. Тема: «Воспитание самостоятельности...
Конспект родительского собрания в младшей группе Тема: «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста» Родительское собрание на тему:...
Проект для детей второй младшей группы «Весна»
Тема: «Весна» Возраст детей: 3-4 года Участники проекта: дети, педагоги, родители. Тип проекта: познавательно - творческий. Вид проекта: групповой,...
Творческий проект по формированию основ экологической культуры
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад первой категории №59 «Лакомка» с. Кулешовка, Азовского...