МААМ-картинки

Палиндром-лингвистическая игра, как средство развития коммуникации дошкольников

Наталья Алексеевна Макеева
Палиндром-лингвистическая игра, как средство развития коммуникации дошкольников

Палиндром-лингвистическая игра, как средство развития коммуникации дошкольников.

Лингвистическая игра - это искра, зажигающая огон к пытливости и любознательности.

В. А. Сухомлинский.

Все, конечно, помнят, как чересчур строгая кукла Мальвина из знаменитой сказки Алексея Толстого «Золотой ключик…» учила Буратино:

Публикация «Палиндром-лингвистическая игра, как средство развития коммуникации дошкольников» размещена в разделах

«— У Вас нет никаких способностей к математике, — с огорчением сказала девочка. — Займемся диктантом, — она подняла к потолку хорошенькие глазки. — Пишите: «А роза упала на лапу Азора». Написали? Теперь прочтите эту волшебную фразу наоборот».

Если бы Буратино не сунул нос в чернильницу и не посадил на бумагу кляксу, после чего был наказан и заперт в чулане, он мог тоже бы мог узнать, почему Мальвина назвала эту фразу волшебной.

Ведь эта фраза — А роза упала на лапу Азора — придуманная в прошлом веке известным поэтом А. Фетом, и в самом деле волшебная. Если прочитать её в обратном направлении, т. е. с конца, то получится то же самое. Такие удивительные слова или предложения, которые одинаково читаются в обе стороны, называются палиндромами (это греческое слово означает «бегущий назад», «возвращающийся», или перевёртышами.

Палиндром - это некая языковая игра. Понятие «языковая игра» свободное, емкое, широкое понятие, которое в 1945г. ввел в лингвистическое словоупотребление философ, логик- Людвиг Витгенштейн. В своих философских сочинениях он указал, что языковая игра-это сознательное нарушение говорящем определенных правил, логики.

Отдельные палиндромические словосочетания и фразы известны с глубокой древности, когда им зачастую придавался магически сакральный смысл. Так, например, не лишена этого оттенка фраза -На в лоб, болван, использовавшаяся русскими скоморохами в качестве перформативного высказывания.

Самые простые палиндромы - это отдельные слова. Потоп, например, или топот- это русские слова, которые никто не придумывал, они уже были в недрах языка. Палиндромы - словосочетания – дом мод- тоже случайный палиндром, не намеренный, а вот словосочетание – город дорог, это авторская сознательная языковая игра. В это словосочетание вложена новизна, творческий характер. Палиндромы стали придумывать для того, чтобы упражняться в языке, развивать языковое чувство, научиться грамотно согласовывать слова, пользоваться ими по назначению, выводить «пассивный» словарь в активное употребление.

Куда интереснее, когда палиндромом является целое предложение.

1. ЛАПОТЬ ТОПАЛ.

2. Я ЕМ ЗМЕЯ!

3. ЛЁША НА ПОЛКЕ КЛОПА НАШЁЛ.

4. Я ЕЛ МЯСО ЛОСЯ, МЛЕЯ.

5. ТОРТ И БАНАНЫ, СУП. У СЫНА НАБИТ РОТ.

6. НАЖАЛ КАБАН НА БАКЛАЖАН.

Но к сожалению, большая часть палиндромов-предложений выглядит очень искусственно. Тем более, что в них очень высок процент односложных слов (так проще составлять).

Он щи хлебал, слабея хищно - типичный пример. Читается-то правильно в обе стороны. Но смысла тут немного. Как-это - слабея хищно? И почему это связано с хлебанием щей?

Или вот еще:

1. Я им - их манеж.

2. Отчим, и что же нам? Химия.

3. Миражи жарим,

4. Сна море – романс,

5. Но ведь зевота-то везде вон.

Тут даже комментировать особо нечего. В нормальной литературе или повседневном общении такие конструкции плохо представимы.

Но можно придумывать и более сложные произведения — есть уже палиндромные пьесы, рассказы и даже поэмы. Однако мне больше нравятся именно короткие стихотворения, такие как, например, эти:

1. Я стёрт.

Кот около

О локоток трётся.

(Б. Гринбер)

2. Я не моден — тут не до меня.

Тут чудом моду чтут,

а моден я не дома…

(Г. Лукомников)

3. Режу фигурки —

конус и рыбка,

как бы рисунок —

и круг и фужер.

(Д. Авалиани)

Придумать даже такие короткие тексты очень и очень непросто. Зато какое удовольствие! Неудивительно, что в каждой стране есть множество чудаков, с утра до ночи ищущих симметричные перлы в «тоннах словесной руды». Быть может, одним из них станешь и ты…

Палиндромы имеются не только в лингвистике, но и в математике и даже в музыке.

Давайте рассмотрим математические палиндромы. Закодируем слова-палиндромы с помощью цифр. Гласные – цифрой 1, согласные – цифрой 2.

21212 (шалаш, 212 (кок, 121121 (еле-еле, 121 (око, 21212 (потоп).

- Прочитаем эти числа. Что можно о них сказать?

Это палиндромы.

В каком виде палиндром встречается в музыке?

Пьесу играют как обычно, но после того как она заканчивается, ноты

переворачивают произведение играют заново, причем мелодия не изменится. Такие произведения можно играть вдвоем читая ноты с разных сторон.

Примерами музыкальных палиндромов могут являться произведения

«Застольная мелодия для двоих» Моцарта и «Путь Мира» Мошелеса.

Пластичный мозг дошкольника открыт к постижению разных тайн, в том числе и тайн русского языка. Чем раньше мы приоткроем завесу тайн, тем быстрее пойдет развитие речи, фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза. Изучение палиндромов в дошкольном возрасте, является зоной ближайшего развития в изучении русского языка и расширения кругозора.

Итак, мы увидели сегодня, как гармоничен мир, как всё в мире взаимосвязано. Человек, изучая мир, становится умным, грамотным и всесторонне развитым. И он сможет сделать этот мир ещё ярче, лучше и гармоничнее. С помощью палиндрома мы входим в увлекательный мир русского языка, где нам предстоит ещ сделать немало удивительных открытий. Придумывайте, сочиняйте, играйте вместе с нами!

Роскомнадзор: youtube.com нарушает законодательство РФ
Публикации по теме:

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей у дошкольников Проблема творчества на современном этапе развития общества является актуальной в связи с преобразованиями, происходящими в различных сферах.

Дидактические игры по математике как средство развития дошкольниковДидактические игры по математике как средство развития дошкольников Развитие элементарных математических представлений – это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития детей. В.

Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краемДидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краем при ознакомлении дошкольников с Приморским краем (из опыта работы)Отличительная особенность детей заключается в том, что любую информацию.

Дидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольниковДидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольников Фотоотчет. Дидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольников. Воспитатель: Назарова Татьяна Александровна Игра.

Консультация «Игры с песком как средство разностороннего развития дошкольников»Консультация «Игры с песком как средство разностороннего развития дошкольников» Игры с песком занимают важное место в жизни детей. Песок нередко на них действует как магнит. Прежде чем они успеют осознать, что они.

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольниковЛего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников «LEGO» - одна из самых известных и распространённых педагогических систем, которая позволяет применять детям в конструктивной деятельности.

Макеты — как средство развития игровой деятельности дошкольниковМакеты — как средство развития игровой деятельности дошкольников Макеты- как средство развития игровой деятельности дошкольников. Для интеллектуального развития детей в дошкольном учреждении используются.

Настольная игра как средство развития речи дошкольников Тема данной работы - развитие речи детей дошкольного возраста посредством настольной игры. В данной работе хочу рассмотреть как игра, в.

Презентация «Театрализованная игра как средство развития у дошкольников математических представлений» Презинтация"Театрализованная игра как средство развития у дошкольников математических представлений "Любовь МайороваДоброго времени суток.

Шариковый пластилин как средство развития творческих способностей дошкольниковШариковый пластилин как средство развития творческих способностей дошкольников Лепка – одно из самых полезный творческих занятий для малышей, которое чаще всего рекомендуется психологами для развития мелкой моторики.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Палиндром-лингвистическая игра, как средство развития коммуникации дошкольников
Опубликовано: 22 мая 2021 в 07:39
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД