Памятка для мастер-класса «Что необходимо знать и делать начинающему вокалисту»

Екатерина Чучкова
Памятка для мастер-класса «Что необходимо знать и делать начинающему вокалисту»

Режим певца

• "Певец - как спортсмен", - говорит английский музыкальный критик Эдвард Даунс.

• Пение всегда требует бодрости, энергии, подтянутости. Вялость, размагниченность и утомление отражаются в первую очередь на голосе. На нем сказываются малейшие отклонения от нормы, поэтому, чтобы голос хорошо звучал, кроме технической подготовки необходимо следить и за общим состоянием здоровья

• "Крик, громкий разговор, курение, питье спиртных напитков, различные виды нервозности - вред приносят певцу" - Э. Карузо.

• Правило: не заниматься пением после сна, после еды, а также на голодный желудок

• Певцы должны хорошо питаться, если хотят быть в должной форме и сохранить крепкое дыхание и голос

• Горло - это рабочий аппарат певца, который должно беречь и охранять.

Будьте внимательны к своему голосу

• Учитесь использовать свой голосовой аппарат без напряжения, прилагая наименьшие усилия.

• Помнете, что состояние голоса и его врожденная способность противостоять раздражением и повреждениям прямо пропорциональна тому, сколько времени он задействован в пении и разговоре ежедневно.

• Не заставляйте голос находиться в крайних пределах регистра (высокого и низкого). Переходите осторожными шагами к пределам регистра.

• Перед началом пения или иной голосовой активностью (публичное выступление или художественная декламация, выполните несколько разминочных упражнений. Голосовой аппарат у каждого разный, но 7-10 минут разминка, как правило, является минимумом.

• Ограничьте голосовую активность перед выступлением.

• Не издавайте криков, резких шумов, громкого смеха, интенсивного прочищения гортанных путей.

• Покашливание и чихания должны быть максимально щадящими для голосового тракта.

• Если вы плохо себя чувствуете, не занимайтесь!

• Общие признаки существенного расстройства голосового аппарата:

Боль в горле после пения. Хрипота в голосе. Сухость в горле, с неприятным «щекотанием». Невозможность воспроизвести высокие ноты в пианиссимо.

Ответственно подходите к лечению голосового тракта и в целом всего организма, если чувствуете голосовое переутомление.

Соблюдайте правила!

Для того, чтобы ваш голос звучал приятно и ваши связки были всегда в порядке, необходимо соблюдать несложные правила

Например, ограничить себя перед пением в употреблении некоторых продуктов и напитков и следить за своим здоровьем.

Нельзя!

• Острая пища, много специй и соленая пища, рыба (сушит слизистую)

• Молочные продукты (вяжут слизистую)

• Семечки, орехи, сухарики (царапают гортань, мелкие части липнут к слизистой)

• Газированные напитки – все (обжигают газом)

• Еда с большим содержанием дрожжей и пива (газ и дрожжи лишают связки эластичности)

• Бег на длинные дистанции (интенсивное дыхание сжигает глотку)

• Недосыпание и пересыпание (аппарат перенапряжен, либо наоборот вял)

• Пение на голодный желудок или сразу после еды (давление на внутренние органы)

• Очень горячая или очень холодная пища, дыхание ртом в мороз (обжигает, сушит)

• Поднятие больших тяжестей (вялый аппарат, снижение тонуса)

Гигиена голоса в условиях напряженной работы

Даже если с голосом у вас все в порядке, вы регулярно занимаетесь техникой и успешно осваиваете новый репертуар, необходимо помнить о гигиене голоса. Даже чемпион мира по бегу никогда не выходит на старт, не разогревшись, им один боксер, штангист, гимнаст не выступает в соревнованиях без массажа и предварительной разминки. Пение - это, если хотите, 'ювелирный спорт", требующий точной координации большого количество крошечных мыши вашего тела, их подвижности и выносливости.

Как не сорвать голос

Каждый вокалист должен усвоить одно правило - распевка – это святое!

Большинство проблем, связанных с голосом вызваны непониманием важности разогрева связок Когда певец начинает кричать, форсировать звук, голосовые связки перенапрягаются, и голос перестает подчиняться вокалисту

Качественная распевка сохраняется несколько часов, поэтому если перед концертом вам будет негде распеться, сделайте это дома, в спокойной обстановке.

Упражнения постепенно ведут нас от простого к сложному, служа ступеньками на вершину мастерства

Когда же появляются первые успехи, начинающий певец, зачастую, перестает уделять упражнениям достаточно внимания. Вскоре его ожидают неприятные открытия - не выходят не только новые, более сложные песни, но и разваливается старый, накатанный репертуар. Певец сильнее устает, голос плохо подчиняется. Певец злится, начинает форсировать и в результате оказывается отброшенным назад на несколько месяцев, а иногда и лет.

Неокрепший еще вокальный аппарат быстро расстается с верными певческими навыками, как только певец теряет бдительность.

Скорее всего, правильная координация вернулась бы к нему, если бы он был в состоянии "посидеть но вокальной диете" - не петь некоторое время ничего, кроме упражнений. Затем медленно, но верно, добавлять к упражнениям выученный старый репертуар и только потом, аккуратно, начать снова подъем к заветной вершине.

Если голос пострадал…

Чтобы сохранить здоровое состояние голосового аппарата нужно проводить профилактику всего организма—закаливание, правильное питание.

Всегда и везде вам поможет витамин С - в таблетках, овощах, фруктах. Теплый напиток с соком лимона, мёд, черная смородина.

Если голос каким-то образом пострадал, то нужно немного помолчать Можно принять горячий душ и выпить теплое молоко или некрепкий, а лучше - травяной, чай Если же усталость голоса сохраняется и наутро, то лучше несколько дней не петь

Очень важно в таком случае проанализировать ситуацию и понять, в результате чего произошел сбой в работе вокального аппарата.

При небольшой (начальной) осиплости можно сделать такое упражнение—мычать. как мычит корова, т. е с тихого постепенно усиливая звук (но все в меру) Слегка сжать зубы и губы и посылать открытый звук в рот. Губы должны при этом легко дребезжать

Первое правило при заболеваниях - пейте как можно больше теплой воды Избегайте чая. кофе, сливок перед пением, - они имеют эффект обезвоживания "

Не пытайтесь петь и говорить пока лечение не закончено!

• Независимо от причины болезни самое лучшее, что вы можете сделать для своего голоса, — это дать ему отдохнуть, Попробуйте обойтись без разговоров день или два.

• Даже не шепчите. Если вам нужно общаться, пишите записки. При шепоте голосовые связки соединяются с такой же силой, как и при крике.

• Дышите через нос, это естественный увлажнитель воздуха. Слизистую оболочку, которую, как одеяло, покрывают голосовые связки, необходимо поддерживать в увлажненном состоянии. Если слизистая не влажная, то она может стать-липкой, плотно прилегающей и раздражители, как мухи, будут к ней прилипать.

• Сильный кашель может повредить голосовые связки - он воздействует так как если бы вы хлопали связками вместе. Пейте сиропы от кашля.

• Ингаляции с натуральными эфирными маслами - эвкалипта, мяты, чайного дерева, ели, сосны, кедра - прочищают лёгкие, избавляют от кашля. Будьте осторожны со смесями для ингаляций - следите, чтобы в них не присутствовал ментол -он имеет осушающий эффект.

Проверьте эфирные масла на отсутствие личной непереносимости.

Народные рецепты:

1. Полоскать горло теплыми настоями ромашки, аира, крапивы с шалфеем, а также теплым молоком с минералкой (без газа)

2. Можно использовать для ингаляций 30% раствор меда

3. ИЛИ вот такой бабушкин рецепт: сварите картошку в мундире. Слейте воду. Снимите с плиты и дышите над кастрюлей, накрывшись плотным покрывалам 5-8 минут перед сном Потом теплая постель и спать

4. Рецепт с анисом - 50 гр семян аниса (продается аптеке) залить 400 мл воды, довести до кипения; кипятить на малом огне 8 -10 мин, затем процедить, семена выбросить, отвар вновь поставить на малый огонь, развести в отваре 2 столовые ложки (с горкой) майского меда.

5. Эдуард Хиль советует дольку лимона намазать медом и медленно рассасывать

6. 1 л молока довести до кипения, кинуть туда 5-6 мелко нарезанных инжиров, дать минуту покипеть и в термос. Настоять 4-5 часов,. Пить 1 л. в день мелкими глотками (для смазки)

Восстановление голоса

Если лечение помогло и вы в состоянии взяться за дело, то следующие советы для вас….

• Стойте во время пения удобно на двух ногах. Обязательно держите корпус прямо, а плечи развернутыми, голова должно быть в нормальном, свободном состоянии.

Эти условия необходимы для того, чтобы на все мышцы и мускулы тело поющего была равномерная нагрузка, что достигается естественностью и активной свободой тело.

• Никогда не пойте на полный желудок, так как он лишает диафрагму свободы и подвижности, "подпирает" ее снизу Надо, чтобы между плотной едой и занятиями пением была паузе не меньше часа.

• Дыхание не должно быть шумным, призвуки при взятии дыхания недопустимы.

• Для начинающих дыхание лучше брать одновременно носом и ртом или через нос с открытым ртом, это дает лучшее раскрытие гортани. И, кроме того, этот вид дыхания (рот нос) менее шумный. В паузах, по возможности, дышать носом, чтобы дать слизистым, которые сохнут при дыхании ртом увлажниться.

• Брать полный объем воздуха (нижние ребра, диафрагма, но не перебирать, так кик перебор дыхания может дать зажатие. Все должно быть естественно, без чрезмерностей.

• Не вдыхайте до конца весь воздух, так как это тоже нарушает свободу и естественность.

• От умения расходовать дыхание зависит красота звука, полноценность художественного воплощения, долговечность голоса.

• Следует с самого немала обучения усвоить два правило: не перебирать при вдохе, не "выжимать* при выдохе.

• Следите, чтобы пауза между вдохом и началом звука (выдохом) была мгновенной, но помните, что эта мгновенная "задержка" дыхания чрезвычайно важна:

a) оно организует выдох;

b) способствует тому, чтобы не было придыхания, которое сушит горло и мешает точному интонированию и точной атаке звука;

c) устраняет потерю дыхания в начале фразы;

d) мгновенная задержка перед выдохом - это момент готовности, скоординированноси и всех органов.

• вдох производить не в последний момент, а чуть-чуть раньше.

• Вдыхать по возможности незаметно для глаза и слуха слушателей

• Стараться выработать длительное дыхание (певческий выдох, чтобы сделать фразировку красивой, а не разрывать ее частыми дыханиями. Частое возобновление дыхания приводит к потере кантилены, разбивает целостность.

• Дыхание берегся в паузах или а тех местах, где оно не противоречит музыкальной фразировке или литературному тексту

• Не надо забывать, что дыхание - это еще и средство выразительности

а) веселая музыка - легкое, быстрое дыхание;

б) драматическая музыка - тяжелое, медленное дыхание;

в) страстная музыка, передающая страдания – дыхание прерывистое, шумное.

• Но в любом случае исполнитель не должен забывать, что дыхание - это фундамент пения и не надо увлекаться сценической изобразительностью во вред певческому дыханию, его объему, его рабочей активности.

• Запрещается утомление при дыхательных упражнениях, так как утомленное дыхание вызывает дрожание звука (барашек в голосе).

• Уметь пользоваться любой паузой, чтобы передохнуть, снять утомление, возобновить активное полноценное дыхание.

А теперь – несколько практических советов – упражнения на дыхание.

• Наберите полный лёгкие воздуха и с силой раздувайте воображаемый огонь в течение минуты. Представьте, что раздуть огонь надо во что бы то ни стало.

От гипервентиляции у многих начинается головокружение, но, ничего страшного, это лишь говорит о том, что упражнение выполняется правильно.

• Представьте себя на некоторое время собакой. Встаньте перед зеркалом, высуньте язык и начинайте быстро вдыхать и выдыхать в течение минуты.

Постепенно увеличивайте скорость дыхания на сколько это только возможно. Повторите это упражнение раз пять. Обязательно имейте при себе воду, так как связки и глотка пересыхают из за активного дыхания и удовольствия вам это не доставит

• Это упражнение довольно сложное и требует достаточно хорошей координации дыхательных мышц:

Считая до 5 вдыхайте "животом", при этом живот надувается, как мячик. Не выдыхая продолжайте вдыхать грудью тоже но счёт 5, при этом следите, чтобы плечи не поднимались Задержите дыхание, отсчитайте до 5 и начните медленный выдох. Выдох производится в обратной последовательности, каждый раз считая до пяти -грудью, животом и в конце задерживаем дыхание. Чтобы успешно выполнить это упражнение нужно распределить количество воздуха вдыхаемого/ выдыхаемого грудью и животом.

Мой совет - вдыхайте медленно, ровной, постоянной струей воздуха. Если это упражнение у вас получается без проблем, то увеличивайте отсчет до десяти.

Часто правильному пению мешают мышечные зажимы, излишнее напряжение отдельных групп мышц.

Предлагаемые упражнения помогут правильно организовать работу мышц.

Прежде всего следует позаботиться о правильной осанке: спина прямая, плечи расправлены и опущены вниз, голова находиться в среднем положении. Не задирайте голову вверх - это излишне напрягает гортань, и голосовые свяжи

Работайте ритмично:

• Шея расслаблена Мягкие движение головы по кругу в правую и левую стороны.

• Мягко опускаем нижнюю челюсть вниз, затем возвращаем на место. Выполнять мягко, осторожно. Правильное положение нижней челюсти модно найти, открыв рот на максимальную ширину, а затем немного ослабив мышцы.

• Губы вытянуты в трубочку, выполняют движения влево – вправо, вращение по кругу вперед – назад и влево – вправо.

• Язык принимает различные формы: сворачивается в трубочку, принимает ферму ванночки поднимаются боковые стенки и кончик языка, рот при этом открыт, язык касается верхнего небо как можно дальше от передних зубов.

Если у вac не получается выполнить все упражнений,- не отчаивайтесь. Вполне достаточно, eсли вы ограничитесь регулярным выполнением самых простых Нащупайте на гортани кадык - самое широкое место Возьмите его двумя пальцами и проследите за его движениями во время зевания. Кадык опускается вниз. Мало научиться фиксировать это состояние во время пения.

Это и называется вокальным зевком. Опущенная, а значит свободная и немного расширенная гортань способствует красивому естественному выходу звука.

Отсутствие лишнего напряжения на гортани –залог творческого долголетия исполнителя. Но не надо насильно тянуть гортань вниз и тем, более, держать ее руками. Правильное ее открытие достигается только ощущением зевка. Откроем рот перед зеркалом и постараемся "показать горло врачу" - опустить корень языка, поднять мягкое небо с маленьким язычком и слазать "А", открывая заднюю стенку глотки.

Упражнения для голосовых связок.

Внимание! Данные упражнения предназначены для разрабатывания правильного звукоизвлечения, способствуют рассасыванию певческих узелков, восстановлению смыкания связок

Итак, упражнения следует выполнять на протяжении двух недель.

В первые три дня выполняем очень часто (почти каждый час) следующие упражнения (естественно, на ночь пражнения не распространяются):

1. Представили, будто полоскаем горло, только голову вверх не закидываем, о медленно поворачиваем слева-направо, производя звуки "полоскания горла" до тех пор, пока хватает дыхания

2. Глубоко взяли дыхание ртом, медленно выдыхая, мычим, при этом одновременно легонько стукаем указательными пальцами по ноздрям.

3. То же самое, что и второе упражнение, только вместо постукивания пальцами по ноздрям, стучим по носо-губным (мимическим) морщинкам.

Через три дня к этим упражнениям добавляются следующие, выполняя также, каждый час:

1. Легонько стучим пальцами по верхней губе, произнося при этом «бы-бы-бы-бы», пока хватит дыхания.

2. Легонько стучим пальцем по нижней губе, произнося при этом "вы-вы-вы-вы-вы" или "зэ-зэ-ээ-зэ".

3. Глубоко взять дыхание ртом. Кулачком стучим погруди, от одного плеча к другому, произнося нараспев "А -а-а-а-О-о-о-о-У-у-у-у". Не спешим, экономим дыхание.

Через три-четыре дня к этим упражнениям добавляем следующие, выполняя все упражнения через каждые два ЧАСА:

4. Взяв ртом дыхание, произносим "МАМ", на конце согласную "эМ" не бросаем, а продолжаем, выдыхая носом, мычать, одновременно постукивая пальцами по обоим ноздрям, пока не закончится запас дыхания. Сделали три маленьких глотка воды. Затем заново произносим "Мам" и медленно поворачиваем голову из положения "прямо - направо", постукивая пальцем левой руки по левой ноздре. Опять сделали три МАЛЕНЬКИХ глотка воды. (Принципиально пить именно маленькими глотками, тогда работают голосовые связки).

И третий этап упражнений – с «прямо – влево», постукивая пальцем по правой ноздре. Снова выпили воды. Воду хорошо заменить настойкой трав (календула, ромашка и др.). И не забываем перед каждым слогом глубоко брать ртом дыхание. Тоже самое упражнение выполняем на слоги "Мом", "Мум", "Мим", "Мым", "Мзм".

5. Через два дня, меняем слог "Мам" на "Бам" (следовательно "Бам", "Бом", "Бум", "Бим" и т. д., ещё через два дня на "Зам" и ещё через два дня на "Жам

Как вокалист должен усвоить одно правило: распевка – это святое!

Большинство проблем, связанных с голосом, вызваны непониманием нежности разогреве связок Прежде чем распеваться, желательно дать крови разбежаться по телу Сделайте пapy-тройку физических упражнений, таких, как наклоны, приседания, отжимания и тд. (главное не перестараться, это всего лишь подготовка).

После этого можно приступать к вокальным упражнением.

И только после хорошей распевки можно браться за песни

Подготовительные распевки:

• Мычим

Сперва найдите наиболее удобную позу Прислонитесь спиной к стене Главное - быть расслабленным и не зажиматься Теперь вдыхаем и пробуем помычать - то есть издать звук "м-м-м" своим обычным разговорным голосом, как будто вы сьели что-то очень вкусное Теперь раскачаем этот звук между двумя удобными для нас нотами Будьте полностью расслаблены, не пытайтесь ставить рекордов высоты - помните, это всего лишь разогрев. Помычите так минуты 2-3

• Пылесос

Следующее упражнение называется «пылесос» Звук можно записать как "вф-вф-вф" - нечто среднее между «в» и «ф». Это неплохой массаж для ваших связок, так что наберите воздух и раскачивайте звук между двух удобных для вас нот. Обратите внимание - звук должен быть ровным, медленно спадающим и поднимающимся, а не прыгающим.

Подсказка - чтобы звук не прыгал. представьте, что из вашего рта, вместо воздуха льется вода, которая «и на миг не прерывается и не бьет толчками, а наоборот, льется ровным непрерывным потоком. Шея должна быть расслаблена, особое внимание уделите мягкому месту под подбородком, оно тоже не должно зажиматься (можете проверять его время от времени рукой). И так продолжайте 2-3 минуты.

• Сирена

В этот раз представьте себе, что вы сирена Сперва пробуем делать это головным звуком. Затем грудным (обычный разговорный голос) Напомню девушкам, что их грудной голос находится в самом низу диапазоне

Можно использовать следующую систему распевок:

Ми-Мэ-Ма-Мо-Му на одной ноте, постепенно повышая

Мм-Мм-Мм-Мм / Мо-Ми-Мо-Ми-Ма (два раза)

То же самое только по всем, нотам до квинты.

Мо-Мэ-Ми-Му-Ма Резко, отрывисто.

Универсальный вариант для всех голосов:

Ми-йо-ми-йо-ми (обратить внимание, чтобы голос не "заваливался" на "о").

Для настройки резонатора: у-у-у-у-у отрывисто через очень маленькое отверстие в губах Губы напряжены,»убы максимально раскрыты.

Для очистки связок с квинты плавно по гамме вниз Льо-о-о-о / стакатто: льо - о - о - о - о туда и обратно.

Предпоследняя распевка: Ой'-Ой'-Ой'-Ой'-Ой! очень резко и отрывисто. Это должно быть похоже на одноименный крик, только с определенной высотой звука Следите, чтобы звук ударялся в корни передних зубов

Последняя распевка – гамма. Сначала плавно, потом на стакатто Особое внимание обратите на "ре" и "си" - они должны быть "овально-вертикальные". "Си" и "ера" имеют сильную тенденцию л занижению, контролируйте по инструменту

Если вы постараетесь выполнить

хотя бы не большую часть этих рекомендаций –

голос ваш будет крепким и сильным.

Умение петь - это навык.

вырабатываемый многократным повторением.

Овладение вокальными навыками требует постоянных методичных тренировок.

Я надеюсь. что вам помогут эти советы для решение проблем, связанных с голосовым аппаратом.

Будьте терпеливы, внимательны и настойчивы!

Всегда стремитесь к новым высотам!

Удачи вам вокалисты!

Творческих успехов!

Публикации по теме:

«Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности?» Советы родителям Упрямство и капризы особенно характерны для детей дошкольного возраста и доставляют массу неприятностей, как родителям, так и воспитателям.

Консультация для родителей «Что необходимо знать и уметь будущему первокласснику?» Уважаемые родители! Скоро Ваш ребенок пойдет в школу и каждый из Вас задается вопросом: «Что необходимо знать и уметь будущему первокласснику?».

Памятка для родителей «Что мы должны знать о туберкулезе?» «Что мы должны знать о туберкулезе?» Ежегодно в мире около 1 миллиарда людей инфицируются микобактериями туберкулеза. Из них 8 – 10 миллионов.

Памятка для родителей «Что делать, если ребенок капризничает?» Что делать, если ребенок капризничает? Дайте ребенку побыть с самим собой. Прежде всего, научиться внешне спокойно переносить крик ребенка.

Памятка для родителей «Дети и воровство. Что делать?» Почему люди воруют? Получается странная ситуация — все знают, что брать чужое нельзя, никто не хочет прослыть вором, но то и дело кто-то.

Памятка для родителей «Гиперактивный ребенок — что делать, как быть?»Памятка для родителей «Гиперактивный ребенок — что делать, как быть?» Играем с гиперактивными детьми Поиграйте со своим ребенком. Попробуйте в начале игры создать положительное эмоциональное настроение и.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Домашние питомцы
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Памятка для мастер-класса «Что необходимо знать и делать начинающему вокалисту»
Опубликовано: 24 апреля 2018 в 19:39
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Сценарий мероприятия «30 сентября — День Интернета в России»
«Какие величайшие открытия совершил человек за период своего существования, изменившие ход развития цивилизации? » 1. Добыл огонь, после чего стал...
Игровые методы и приемы как средство развития элементарных математических...
Антонова Ольга Аркадьевна Консультация на тему: Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей...
Конспект спортивного праздника по ПДД в форме совместной НОД с детьми и родителями...
Конспект спортивного праздника совмесной НОД с детьми и родителями по ПДД «Город аварий» ( II младшая группа) Цель: Закрепить знания детей о правилах...
Фотоотчет «Экскурсия в библиотеку»
Что такое библиотека? Как донести это понятие для детей дошкольного возраста? Библиотека это удивительный мир книг , где можно найти любую книгу, а...
Долгосрочный проект «Родной свой край люби и знай» (средняя группа)
Долгосрочный проект « Родной свой край - люби и знай» ( средняя группа «Божьи коровки») Подготовила: Воспитатель: Пермякова А. И. 2018г....