В помощь воспитателям ДОУ «Правила дорожного движения необходимо знать каждому ребенку»

Ирина Ф.
В помощь воспитателям ДОУ «Правила дорожного движения необходимо знать каждому ребенку»

ЭТИ ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ КАЖДОМУ РЕБЁНКУ

«Юный пешеход»

1. На какие части делится улица?

Проезжая часть, тротуары или пешеходные дорожки, обочины.

2. Кто является участником дорожного движения?

Пешеходы, пассажиры, водители.

3. Кого называют пешеходом?

Пешеходами называются все люди, которые находятся на дороге, но не в транспортном средстве и не выполняют на ней работу. Пешеходами считаются и те, кто передвигается в инвалидной коляске без двигателя, ведут по дороге руками велосипед, везут санки, тележку, детскую коляску.

4. Для чего служат тротуары и какой порядок движения по ним?

Тротуары служат для движения пешеходов. Пешеходы, двигаясь навстречу, должны в каждом направлении придерживаться правой стороны.

5. Опасно ли идти по тротуару?

Лучше держаться середины тротуара, т. к., если идти ближе к домам, то сверху (из окна, с крыши) может упасть какой-либо тяжелый предмет, сосулька. Сторона, близкая к проезжей части, опасна тем, что за рулем может оказаться недисциплинированный водитель, который может въехать на тротуар.

6. Почему пешеходы на тротуаре и автомобили на проезжей части движутся по правой стороне, навстречу друг другу?

В старину, когда одно селение находилось далеко от другого, а кругом расстилались степи или шумели дремучие леса, путники для защиты от зверей и разбойников брали с собой в дорогу оружие и щиты. Бывало, встретятся два человека и, уступая друг другу дорогу, каждый берет чуть правее. Так было безопаснее: левую сторону тела защищал щит, и ее было не так рискованно подставить незнакомцу. Когда по дорогам и улицам помчались сани, кареты, а потом и машины, люди решили: двигаться по правой стороне.

7. Как регулируется движение пешеходов?

Движение пешеходов регулируется:

а/ светофором;

б/ линиями разметки;

в/ регулировщиком;

г/ дорожными знаками.

8. При каком положении регулировщика разрешается движение пешехода?

Когда регулировщик обращен к пешеходу правым или левым боком, пешеход имеет право переходить перекресток перед грудью или за спиной регулировщика.

9. Какое положение регулировщика соответствует желтому сигналу светофора?

Положение регулировщика с поднятой рукой вверх соответствует желтому сигналу светофора: движение закрыто.

10. При каком положении регулировщика запрещается переход улицы?

Когда регулировщик обращен к пешеходу грудью или спиной или стоит с поднятой вверх правой рукой – переход улицы запрещается.

11. Что нужно сделать пешеходу, прежде чем сойти с тротуара? (посмотреть налево, затем направо и снова налево)

Пешеход должен убедиться, что нет движения транспорта слева, дойдя до середины, посмотреть не идет ли транспорт справа.

12. Что значит нерегулируемый перекресток?

Если на перекрестках или пешеходных переходах нет ни светофора, ни регулировщика, то перекресток или переход считается нерегулируемым. Если же светофор установлен и горит мигающий желтый сигнал, значит здесь нерегулируемый перекресток. И движение осуществляется в соответствии с установленными там знаками дорожного движения. Нерегулируемый, значит, никем не управляемый – ни светофором, ни регулировщиком. Водитель действует по ситуации на дороге, как ему дальше ехать. На прежней скорости или притормозить и пропустить машину или остановиться и пропустить пешехода. В таких ситуациях пешеходам нужно быть крайне внимательными, даже если есть «зебра», переходить дорогу можно только тогда, когда машина уже остановилась, чтобы пропустить их, либо дождаться, когда все автомобили проедут.

13. Почему нельзя переходить дорогу перед близко идущим транспортом?

Для того, чтобы остановить транспорт, требуется определенное расстояние, так как идущая машина имеет большую силу инерции. Если пешеход будет перебегать дорогу перед близко идущим транспортом, то водитель не успеет остановить машину и наедет на пешехода.

14. Какой порядок движения существует на загородных дорогах?

На загородных дорогах, где нет тротуаров, пешеходы должны двигаться по обочине навстречу движению транспорта.

15. Что такое дорожные «ловушки», чем они опасны?

Дорожные «ловушки» - это ситуации обманчивой безопасности:

- закрытый обзор;

- отвлечение внимания;

- середина дороги;

пустынная улица;

- взрослые с детьми на дороге.

«Светофор»

1. Что представляет собой светофор? Его назначение.

Светофор представляет собой прибор, который световыми сигналами разрешает или запрещает движение транспорта и пешеходов в определенном направлении. Слово «светофор» означает несущий свет или носитель света. На улице мы встречаемся, в основном, с двумя видами светофоров: транспортным и пешеходным.

Пешеходный светофор устанавливается в зоне пешеходного перехода и имеет всего два сигнала: разрешающий и запрещающий движение пешеходов. Выполнены они в виде фигурок пешеходов: красного стоящего человечка и идущего зеленого.

Светофор с тремя сигналами – красным, желтым и зеленым – называется «транспортный». При отсутствии пешеходного светофора пешеходы должны выполнять команды сигналов «транспортного».

2. Что означает зеленый сигнал светофора и где он расположен – вверху или внизу?

Зеленый сигнал светофора располагается у вертикальных светофоров в его нижней части, у горизонтальных – с правой стороны. При зеленом сигнале транспортного светофора разрешается движение транспортных средств. В это время на пешеходном светофоре горит красный человечек – пешеходы стоят. И наоборот – при красном сигнале транспортного светофора запрещается движение транспорта. На пешеходном светофоре в это время горит зеленый человечек – пешеходам разрешено движение.

3. Что означает желтый сигнал светофора?

Желтый сигнал светофора для всего транспорта и пешеходов означает «Внимание», он предупреждает о смене сигнала. При желтом сигнале транспорту запрещается выезжать на перекресток, а пешеходам – переходить улицу.

4. Как переходить дорогу, когда мигает только желтый сигнал светофора?

Переходить дорогу на мигающий желтый сигнал нужно особенно внимательно, так как это означает, что перекресток здесь нерегулируемый. Нужно дождаться, когда транспорт проедет, и только тогда переходить дорогу. Водитель может остановиться, чтобы пропустить пешехода. Но случается, что в первом ряду транспорт пропускает пешехода, а во втором ряду – едет, так как не видит его. Нельзя выходить на проезжую часть, пока все машины не остановятся.

5. Почему для светофора были выбраны именно эти цвета? (красный, желтый, зеленый)

Красный цвет – запрещающий, цвет тревоги. В красный цвет окрашены мчащиеся к месту происшествия пожарные машины; красный цвет – самый яркий и заметный. Он виден издалека и в дождь, и в снег, и днем, и ночью.

Желтый цвет – предупреждение.

Зеленый цвет – спокойный, цвет травы и листьев, он разрешает движение.

«Я – пассажир»

На остановке

Современный общественный транспорт – автобус, троллейбус, трамвай – это маршрутные транспортные средства. Они перевозят людей по дорогам и движутся по установленному маршруту с обозначенными остановками. Если мы оказались в незнакомом месте, то определить место остановки общественного транспорта нам поможет дорожный знак «Место остановки автобуса и/или троллейбуса» и «Место остановки трамвая».

Люди, ожидающие на остановке транспорт, - это пешеходы, которые готовятся стать пассажирами. На остановке необходимо соблюдать определенные правила.

Ожидать транспорт нужно на специально обозначенной площадке. Она, как правило, приподнята над поверхностью проезжей части. Если такой площадки нет, то надо стоять на тротуаре или у обочины подальше от движущихся автомобилей. Особенно это важно соблюдать осенью и зимой, так как дороги скользкие и транспорт может занести.

Посадка

Входить и выходить из транспорта можно только после его полной остановки. При посадке сначала нужно пропустить выходящих людей, а затем только входить. Бывает, что народу на посадку очень много, тогда самое безопасное – дождаться следующего транспорта. Находиться во время движения на подножках опасно, так как автоматически закрывающиеся двери могут зажать руки или ноги.

Твоя остановка

К выходу нужно готовиться заранее. Если в салоне много пассажиров, следует спросить, выходит ли впереди стоящий.

На остановке выходить из транспорта следует по очереди. Старшие выходят первыми и подают руку младшим.

Дальнейший путь

Прежнего предписания «автобус обходи сзади, а трамвай – спереди» в Правилах дорожного движения давно уже нет. Жизнь показала, что следовать этому правилу очень опасно. Нужно подождать, пока автобус (трамвай) отъедет, это дорожная «ловушка» - закрытый обзор, стоящий автобус закрывает обзор дороги.

В легковом автомобиле

Садиться в автомобиль и выходить из него нужно только со стороны тротуара или обочины, дождавшись полной остановки машины.

Водитель, сев в автомобиль, прежде всего должен пристегнуть ремень безопасности. То же самое нужно выполнить и пассажирам.

Дети до 12 лет в автомобиле должны находиться в специальном удерживающем кресле.

Правила поведения в общественном транспорте

Не трогать двери руками – ждите, когда их откроет водитель; запрещается прислоняться к дверям, т. к. они могут самопроизвольно открыться.

Нельзя отвлекать водителя разговорами: он следит за дорогой, чтобы автобус не столкнулся с другими машинами.

Нельзя высовываться из окна. Опасно – встречный транспорт может вас задеть.

Не вставай ногами на сиденье – запачкаешь, автобус затормозит, и ты упадешь.

Не говори громко – это мешает другим.

Будь вежлив – уступай пожилым людям, а мальчики должны уступить девочкам. Надо помнить, что, прежде всего, свободные места занимают пассажиры с детьми на руках, инвалиды, люди пожилого возраста.

«Дорожные знаки»

«Пешеходный переход» (наземный, подземный, надземный, «Пешеходная дорожка», «Движение пешеходов запрещено», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса, «Место остановки трамвая», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Дорожные работы», «Дикие животные», «Дети», «Пункт питания», «Пункт медицинской помощи», «Больница».

«Ловушки на дорогах»

1.«Закрытый обзор» - это дорожные ситуации, когда опасность скрыта от пешехода за кустами, деревьями, стоящими или движущимися автомобилями, другими пешеходами.

На улице опасен не столько сам автомобиль, сколько «помеха обзору» - то, что мешает его увидеть!

Если мы зададим ребенку вопрос: «Чем может быть опасна стоящая возле тротуара машина?», то самым распространенным будет ответ: «Может поехать». Ответ этот правильный, но не главный. Главный ответ другой. Машина, которая стоит, опасна тем, что за ней может быть не видна другая машина (которая едет). Но ситуационная грамотность требует заинтересованного навыка: чтобы ребенок научился «видеть» стоящую машину как «предмет скрывающий». Это требует тренировки совместного наблюдения с тротуара стоящего автобуса или другой машины в их необычной для ребенка роли «скрывающих». Потребуются десятки наблюдений внезапного появления машины из-за, казалось бы, безобидно стоящей машины.

Вопросы и ответы для детей:

? Чем опасен стоящий на улице автомобиль

* Автомобиль, который стоит, мешает вовремя заметить движущийся транспорт.

? Какое из стоящих транспортных средств опаснее других

* То, которое выше и длиннее: автобус, грузовик - фургон, бульдозер, автомобильный кран - они больше всего мешают заметить движущийся транспорт.

? Чем могут быть опасны кусты, заборы, деревья возле дороги

* За ними могут быть скрыты проезжающие транспортные средства.

? Чем опасен медленно приближающийся автомобиль

Пешеход может решить, что вполне успеет перейти и начать переход через проезжую часть дороги. Но за ним или в соседнем ряду может быть скрыто другое транспортное средство! Оно может обгонять ту автомашину, которая движется медленно!

? Чем опасен только что проехавший автомобиль

* В первые секунды он может скрывать от пешехода встречный! Надо, пропустив машину, подождать, пока она отъедет подальше.

2. Ситуация - «ловушка» - отвлечение внимания - это моменты в остановке на дороге, когда пешеход не замечает опасность, потому что его взгляд прикован на интересующие его предметы: автобус на другой стороне дороги, приятелей, родных, мяч, собаку.

Ученые установили, что у детей угол «бокового» зрения на 30° «уже» чем у взрослых. Еще больше угол сужается, если ребенок устремлен к цели, к объекту его заинтересованного внимания.

Вопросы и ответы для детей:

? В чем опасность для пешехода, который спешит через дорогу к автобусу.

* Пешеход видит только автобус и больше ничего вокруг и часто не замечает приближающийся автомобиль.

? В чем опасность для пешехода-школьника, который заметил на другой стороне улицы родных или приятелей, и они зовут его к себе.

* Дети видят только друг друга и плохо наблюдают по сторонам, могут не заметить движущийся транспорт.

? В чем особенность детей, перебегающих через дорогу.

* Глаза детей при этом направлены на тех (на то, вслед за кем (чем) они бегут, и можно не заметить движущийся транспорт справа или слева.

3.«Ловушки», связанные с повышенным вниманием или ситуацией «пустынная улица» - это моменты, когда дети попадают на улицу, где низкая интенсивность движения, на улицу с большим количеством кустов и деревьев. На таких улицах дети, считая, что машины нет, могут выходить или выбегать на проезжую часть, не осмотрев ее: выход не глядя. Здесь срабатывает бытовой навык «неответственного наблюдения». Дети привыкли начинать движение, не оглядевшись, специально не выделяя фазу - «предварительное внимательное наблюдение». Стоял - и вдруг побежал, отпрыгнул в сторону, двинулся наискосок. В Германии такие улицы при неинтенсивном движении машин называют «шпильштрассен» - «игровые улицы», подчеркивая, что дети здесь ведут себя крайне неосторожно! В Клубах матерей с детьми в Великобритании и Японии первое занятие Клуба - «стоппинг», выделенное родителями в особый этап движения по улице.

Вопросы и ответы для детей:

? В чем опасность для детей, играющих рядом с проезжей частью пустынной улицы или когда дети-пешеходы или велосипедисты идут, едут по обочине пустынной улицы.

*Считая, что машин нет, могут выйти, выбежать, выехать (на велосипеде) на проезжую часть улицы, не осмотрев ее, и не заметить приближающийся автомобиль. Учитесь осматривать улицу всегда внимательно и с поворотом головы, прислушиваясь при этом. На пустынных улицах будьте не менее внимательными, чем на улицах с оживленным дорожным движением!

4. Дорожная «ловушка» - «середина улицы». Стоя на середине

проезжей части, нужно смотреть не только вправо, но и влево, назад чтобы знать, есть ли машины, проезжающие за спиной. Если этого не делать то, испугавшись машины, приближающейся справа, можно сделать шаг назад не глядя – прямо под колеса автомобиля.

Вопросы и ответы для детей.

? Что мешает видеть движущийся автомобиль, когда стоишь на середине улицы.

* Мешают наблюдать стоящие рядом пешеходы. Отвлекает внимание и подъезжающий к остановке автобус на другой стороне улицы, особенно, если это тот самый автобус, на который хотелось бы успеть.

? Как себя надо настроить, остановившись на середине улицы

*На предельную внимательность. Вы оказались между двумя потоками машин - движущихся справа и слева. Никаких разговоров с приятелями! Ни одного случайного движения, не осмотревшись, особенно назад! Наблюдать с поворотом головы. Быть внимательным!

5. Дорожная «ловушка» - «ребенок вырвался из рук». Англичане в своем Дорожном кодексе, принятом решением английского парламента написали: «Держите ребенка за руку крепко. Если не уверены, привяжите!» К сожалению, у нас нет подобного кодекса. Почему же дети так часто пытаются вырваться, а взрослые так часто оказываются не в состоянии их удержать. Очень просто - это бытовая привычка. Правильно ли мы держим детей за руку? Обычно «кисть в кисть»: это некий шарнир, из которого ребенок довольно легко выкручивает свою руку. Особенно, если он сделает это внезапно. Правильно держать ребенка за руку надо чуть выше кисти, так сказать за «палочку».

Находясь рядом со взрослым, ребенок полагается на него и либо вовсе не наблюдает за дорогой, либо наблюдает плохо. Нужно учить ребенка наблюдать: вместе с ним всматриваться вдаль, соревноваться, кто первый увидит автомобиль, мотоцикл - любое транспортное средство и с какой стороны.

6. Особого внимания требуют остановки автобуса, троллейбуса, трамвая и пешеходные переходы

Вопросы и ответы для детей:

? Какое место опаснее для пешехода, переходящего через дорогу: перекресток или остановка.

* Опасно там и там, но на остановке опаснее! Почему? На остановке самая большая помеха обзору - стоящий автобус.

? На каких улицах остановки опасны больше всего.

Улицы узкие, с неширокой проезжей частью. Здесь пешеход, видя, что до противоположного тротуара близко, «рукой подать», чаще выбегает из- за автобуса.

7. Ситуация на пешеходном переходе

Вопросы и ответы для детей:

? Какие ситуации- «ловушки» могут подстерегать пешехода на пешеходом переходе.

Таких «ловушек» три:

- когда приближаются какие-либо транспортные средства, пешеход, видя, что успевает пройти, может не заметить скрытое за ними транспортное средство. Часто эти скрытые машины или мотоциклы едут быстрее!

- когда автомобиль проехал через пешеходный переход, пешеход в спешке может сразу начать переход и не заметить машину справа, которая в этот момент скрыта за проехавшей машиной.

- когда у пешеходного перехода остановилось какое-либо транспортное средство (например, для поворота или разворота, или просто затор, пробка или сломалась) - оно мешает обзору.

? Какую ошибку чаще всего делает водитель при проезде пешеходного перехода.

Едет на повышенной скорости, не снижает скорость. Пешеходу нельзя просто так надеяться на то, что водитель не ошибается. Надо переходить через дорогу, продолжая внимательно наблюдать.

8. Внимание требует и ситуация - «ловушка» на углу перекрестка и возле дома.

? В чем опасность, когда пешеход стоит на тротуаре, на самом углу перекрестка?

* Транспортное средство может делать поворот. При этом задние колеса транспортных средств оказываются очень близко к тротуару, иногда неопытный водитель выезжает на «бровку» тротуара. Оказавшись на углу, надо наблюдать за движением и стоять подальше от края, быть всегда готовым отойти.

? В чем опасность проездов вдоль домов.

* Дорожки вдоль домов используются и пешеходами, и водителями совместно. Нельзя выбегать, не осмотревшись из-за стоящих автомобилей. Если возле дома стоит автомобиль, необходимо помнить, что он может ехать вперед, не подав сигнал, или еще опаснее, - задним ходом.

9. Как ни странно, но опасность может быть и на переходе, оборудованном светофором!

? Какие ситуации-«ловушки» могут подстерегать пешехода у светофора

- когда пешеход заканчивает переход перед стоящими у светофора транспортными средствами уже при красном сигнале.

Пешеход уверен, что водители трогающихся автомобилей его пропустят и не понимает, что не все машины стояли, из-за стоящих и трогающихся может выехать другая!

- когда пешеход переходит на «зеленый», сразу же, как только он загорелся! Надо всегда наблюдать, все ли машины закончили движение;

- когда в одном ряду транспортные средства уже стоят, а в другом еще едут. Пешеход, видя, что автомобили стоят, может начать переход, не видя за стоящими другие, проезжающие;

- нельзя забывать, что на дороге могут возникнуть самые различные обстоятельства, например, автомобили могут делать поворот или на красный сигнал могут проехать спецмашины, но они подают при этом звуковой или световой сигнал.

Публикации по теме:

Досуг «Правила дорожного движения должны знать все без исключения» Цель: Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма. Формирование законопослушного, безопасного поведения детей на улицах города.

Досуг в старшей группе «Правила дорожного движения должны знать все, без исключения» Цели и задачи: Образовательные: Уточнить и закрепить знания детей о светофоре и значении дорожных знаков на дорогах; Расширять представления.

Фотоотчет «Правила дорожного движения должен знать даже ребенок»Фотоотчет «Правила дорожного движения должен знать даже ребенок» Совершенствовать систему обучения детей безопасному поведению на дороге помогает проведение ежегодных областных конкурсов среди общеобразовательных.

Конспект ООД в средней группе «Для чего нужно знать и выполнять правила дорожного движения» Программное содержание: 1. Познакомить детей с основными правилами дорожного движения. Объяснить, как опасно нарушать их. 2. Формировать.

Конспект развлечения по ПДД с родителями «Правила дорожного движения нужно знать без промедления!» Цель: формирование осознанно-правильного отношения к соблюдению правил дорожного движения. Задачи: - Уточнить и закрепить у детей основы.

Конспект занятия по ознакомлению с правилами дорожного движения для старшей группы «Правила дорожные детям знать положено» Цели и задачи: закреплять знания детей о правилах уличного движения, дорожных знаках и их значении, наземном транспорте. Упражнять в составлении.

Правила дорожные знать каждому положеноПравила дорожные знать каждому положено С каждым днем на дорогах нашей страны появляется все больше и больше транспортных средств. Дороги Мордовии не составляют исключения. Дорога,.

Презентация «Что необходимо знать ребенку старшей группы?» Прежде чем мы с вами приступим к обсуждению важных для нас вопросов, мы поиграем в небольшую игру "снежный ком". Как только мяч попадет.

Разработка интегрированного занятия по безопасности дорожного движения «Правила дорожные детям знать положено» Разработка интегрированного занятия по безопасности дорожного движения для старших дошкольников «Правила дорожные детям знать положено».

Сценарий развлечения по ПДД с родителями «Правила дорожного движения нужно знать без промедления!».Сценарий развлечения по ПДД с родителями «Правила дорожного движения нужно знать без промедления!». Сценарий развлечения по ПДД с родителями «Правила дорожного движения нужно знать без промедленья!» Подготовила: Воспитатель Муковнина.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • ПДД
  • ПДД
Автор публикации:
В помощь воспитателям ДОУ «Правила дорожного движения необходимо знать каждому ребенку»
Опубликовано: 22 января 2018 в 17:28
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День сказки «Волк и семеро козлят» на МААМ

Эта сказка является одной из самых первых историй, что может послужить готовой иллюстрацией занятия по основам безопасности. Как же так: ждали маму с молоком, а впустили волка в дом! Нельзя допускать...

16 ноября. Всемирный день рукоделия

Свой профессиональный праздник у рукодельниц планеты появился благодаря фонду ЮНЕСКО, который отнес рукоделие в разряд всемирных культурных ценностей. В этот день по всему миру проходят мастер-классы по...

Мастер-класс с детьми средней группы «Поздравительная открытка «С Днем народного...
День Народного Единства. С историей не спорят, С историей живут, Она объединяет На подвиг и на труд Едино государство, Когда един народ, Когда...
Фотоотчёт о художественном творчестве старших дошкольников «Осень. Перелётные птицы»
На непосредственно-образовательной деятельности по художественному творчеству-рисование старшие дошкольники учились рисовать осенний закат и улетающих в даль...
Сценарий развлечения «Здравствуй лето» для детей средней группы
Цель и задачи: развитие положительных эмоциональных эмоций, умение поддерживать дружеские отношения. Развивать у детей навыки совместной деятельности,...