Светлана Курик
Памятка для молодых специалистов «Правила посещения семьи воспитанника»
Посещение семьи осуществляют один или двое воспитателей. Эффектное проведение данного мероприятия требует от воспитателя деликатности, такта, высокого уровня наблюдательности, профессионализма. Время посещения семьи определяют родители, воспитатель заранее знакомится с содержанием анкеты воспитанника, где указаны данные о семье. Подбирает игрушку или самоделку в подарок ребенку. Каждая семья к приходу воспитателя относится по-разному: одни накрывают праздничный стол, другие даже не предлагают пройти дальше прихожей. Но, независимо от этого, воспитателям важно помнить, что, посещая семью, они проводят работу по ее изучению, а не просто пришли в гости. Поэтому как положительные, так и отрицательные проявления представляют собой определенную ценность для понимания микроклимата, в котором воспитывается ребенок. При этом любой прием не должен повлиять на отношение педагогов к ребенку, семье, а полученная информация должна носить строго конфиденциальный характер. Находясь в семье, общаясь с ребенком и родителями, педагог должен получить следующую информацию:
Публикация «Памятка для молодых специалистов „Правила посещения семьи воспитанника“» размещена в разделах
1. Состав семьи, профессия и образование родителей.
2. Общая семейная атмосфера. Особенности взаимоотношений между членами семьи : ровные, дружелюбные, изменчивые, противоречивые, своеобразная автономность каждого в семье (нужное подчеркнуть,
3. Роль родителей в воспитании ребенка (что родители считают важным в воспитании, какие качества ставят на первый план).
4. На что направлены основные заботы родителей: здоровье, умственное развитие, нравственное воспитание, подготовка к школе и т. п.
5. Как родители понимают роль дошкольного детства в формировании личности ребенка.
6. Уровень психолого-педагогических знаний и практических умений: наличие определенных знаний и готовность их выполнять; ограниченность знаний и желание их пополнить; низкий уровень знаний и нежелание задумываться над проблемами воспитания.
7. Система воспитательных воздействий на ребенка:
участие всех взрослых в воспитании, согласованность их действий;
непоследовательность, наличие конфликтов на почве воспитания, выполнение воспитательных функций преимущественно одним человеком;
отсутствие воспитания.
8. Организация совместных форм деятельности в семье :
вовлечение ребенка во все домашние дела и заботы;
распределение обязанностей среди взрослых, периодическое возложение на ребенка каких-то обязанностей;
разногласия взрослых в семейных делах, частая смена главенства, изоляция школьника от домашних событий.
9. Создание развивающей среды в семье игровой и книжный уголок, наличие пособий, игр и др.
Вся полученная информация (медицинская карта, результаты анкетирования, результаты наблюдений за поведением ребенка в домашних условиях и др.) тщательно анализируется медицинскими работниками и воспитателями под руководством методиста детского сада. По результатам анализа определяют детей и родителей, которые в адаптационный период могут испытывать трудности.
При посещении семьи необходимо соблюдать следующие условия:
не приходить в семью без предупреждения
не планировать свой визит дольше чем на 15-20 минут (чтобы не быть обременительным)
не вести беседу стоя, у входа, в верхней одежде. Если родители растерялись, придите им на помощь: «Разрешите раздеться. Где у вас можно присесть, поговорить?»
нельзя вести беседу в агрессивных тонах
не поучайте родителей, а советуйте им
желательно вести беседу при ребёнке, выбрав щадящие для него форму и содержание.
Специалисты по общению отмечают, что при проявлении искреннего интереса к собеседнику происходит переключение внимания на положительные стороны друг друга, в диалоге с родителями этому будут способствовать вопросы, приведенные в таблице.
Вопросы, способствующие проявлению искреннего интереса к родителям