Суюсанова Алия Арувна
Памятка для педагогов по организации сюжетной игры в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
1. Педагогические принципы организации сюжетной игры в детском саду
1) Для того чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен уметь играть вместе с детьми.
2) Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения
Публикация «Памятка для педагогов по организации сюжетной игры в детском саду» размещена в разделах
3) Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику
4) На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носить двучастный характер, включая моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создание условий для самостоятельной детской игры
2. Организация сюжетной игры в группе раннего возраста
Задача педагога – сформировать у ребенка к трем годам умения развертывать условные действия с сюжетной игрушкой, предметом-заместителем и воображаемым предметом, связывать два-три игровых действия в смысловую цепочку, словесно обозначать их, продолжать по смыслу действие, начатое партнером-взрослым, а затем сверстником.
Последовательность развертывания совместной игры с детьми раннего возраста
1) Воспитатель привлекает ребенка к осуществлению необходимого по смыслу игры условного действия с сюжетными игрушками, стимулирует его продолжение, дополнению по смыслу игрового действия партнера-взрослого
2) Воспитатель привлекает ребенка к осуществлению условного действия с заместителями и воображаемыми предметами
3) Ориентирует ребенка на продолжение, дополнение игрового действия партнера-сверстника, стимулирует словесное обозначение игровых действий
3. Организация сюжетной игры в группе младшего возраста
Задача педагога – построить совместную игру с детьми таким образом, чтобы ее центральным моментом стало ролевое поведение. Внимание ребенка необходимо перевести от действий с игрушками на взаимодействие с партнером-взрослым.
Показатели успешности формирования ролевого поведения у детей 4-го года жизни:
- развертывание детьми в самостоятельной деятельности специфических ролевых действий и ролевой речи, направленной на кукольных персонажей
- парное ролевое взаимодействие со сверстником, включающее называние своей роли
- ролевое обращение
- короткий диалог
Последовательность развертывания совместной игры с детьми младшего возраста
1) Воспитатель берет на себя основную роль и втягивает ребенка в совместную игру, предлагая ему дополнительную роль
2) Подключается к игре ребенка, беря на себя дополнительную роль
3) Уступает роль другому ребенку, то есть ориентирует детей друг на друга, замыкает их в смысловой связке, требующей ролевого взаимодействия
4. Организация сюжетной игры в группе среднего возраста
Задача воспитателя - переводить детей к более сложному ролевому поведению в игре: формировать умение изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначать свою новую роль для партнеров в процессе развертывания игры.
Последовательность развертывания совместной игры с детьми среднего возраста
1) У ребенка основная роль в сюжете, взрослый последовательно меняет свои роли в ходе игры
2) Воспитатель учит детей менять первоначально принятую роль в ходе развертывания игры
Условия для того, чтобы ребенок смог соотнести свою роль с разными другими ролями, а также имел возможность смены роли в процессе игры, для развертывания интересного сюжета :
1) использование многоперсонажных сюжетов с определенной ролевой структурой, где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными;
2) отказ от однозначного соответствия числа персонажей (ролей) в сюжете количеству участников игры : персонажей в сюжете должно быть больше, чем участников.
5. Организация сюжетной игры в старшей и подготовительной группах
Сюжетной игре не свойственно предварительное планирование и жесткое следование плану. В этом проявляются ее специфические черты — необязательность, свобода выбора действий.
Совместную игру с детьми следует начинать не с придумывания совершенно новых сюжетов, а с частичного изменения — «расшатывания» уже известных; постепенно взрослый переводит детей к все более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию нового.
Характер игры-придумывания воспитателя с детьми меняется в следующей последовательности:
1) Совместное вспоминание, пересказ известной сказки
2) Преобразование известной сказки (изменение главного героя, его задачи, волшебного средства)
3) Придумывание новой сказки с соединением сказочных и реалистических элементов
4) Соединение творческого построения сюжета с ролевым взаимодействием, где участникам предлагаются разноконтекстные роли в форме «телефонных разговоров» персонажей
5) Придумывание новых историй на основе реалистических событий
Изменение самостоятельной сюжетной игры старших дошкольников под влиянием систематического формирования у них новых игровых умений
1. Придумываются новые разнообразные интересные игры.
2. Сюжеты, развертываемые детьми, становятся разнообразнее и сложнее, приобретают многотемный характер
3. События и роли относятся к самым разным смысловым сферам
4. Часто используется смена ролей при включении в сюжет новых персонажей
5. Учащаются моменты чисто речевого взаимодействия, дети намечают дальнейшее направление сюжета
6. Формируются умения прислушиваться к партнерам, соединять их замыслы со своими, что приводит к уменьшению конфликтов в игре