Ольга Исаева
Памятка по выполнению домашнего задания. Советы логопеда для родителей детей с ОНР, 2-ой год обучения
▼ Скачать + Заказать документы
Ваши дети уже знают, что звуки делятся на гласные и согласные. Гласные звуки тянутся, их можно пропеть, воздушная струя не встречает преграду в ротовой полости, она выходит свободно. Гласных звуков в нашем языке шесть, их нужно знать наизусть: /а, у, о, и, ы, э/. При выполнении звукового анализа гласные звуки обозначаются кружком красного цвета.
Согласные звуки состоят из шума и голоса, при их произнесении воздушная струя всегда встречает преграду в ротовой полости, это могут быть губы, язык, зубы. Воздушная струя выходит прерывисто. Согласные звуки делятся на звонкие и глухие; приложив тыльную сторону ладони к горлышку, можно чётко почувствовать вибрацию при произнесении звонких звуков – «в горлышке звенит колокольчик» или её отсутствие – это глухие звуки. Согласные звуки делятся на твёрдые и мягкие, при выполнении звукового анализа они обозначаются синим и зелёным кружками соответственно (с-сь, з-зь, т-ть и т. д.). Вот некоторые задания для развития фонематического слуха дошкольника, своевременное развитие которого является залогом успешного обучения в школе :
Публикация «Памятка по выполнению домашнего задания, Советы логопеда для родителей детей с ОНР, 2-ой год обучения» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
«Какой звук есть во всех словах?» Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах. «Поймай звук». Взрослый произносит гласный или согласный звук, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, услышав заданный звук. «Подскажи звук». Взрослый предлагает ребёнку договаривать последний звук (На солнышке грелся черноухий котено…К). «Скажи, как я». Взрослый называет слово с интонационным выделением любого из звуков (мааак, лллук, носсс, а ребенок должен повторить слово так, как его произнёс взрослый. «Найди картинки (или предметы) на звук…». Ребенок называет картинки только с нужным звуком. «Какое слово задумано?» Взрослый показывает ребёнку картинки и называет их, пропуская первый звук …омашка, а ребенок произносит слово, выделяя пропущенный звук (ррромашка).
«Назови слова на звук?»
«Назови первый звук». Взрослый произносит слово с интонационным выделением первого звука и кидает мяч ребенку, а тот называет первый звук в слове и перебрасывает мяч взрослому (Аня, азбука, арбуз, Ира, индюк, изюм, Оля, осень, утка, улица)
«Что лишнее?» Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа»… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.
«Верно-неверно». Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.
«Слушай и выбирай». Перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.
«Назови нужное слово». Взрослый читает стихотворение и просит назвать только те слова, в которых есть заданный звук. Например, звук Ж.
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
Ведущие специалисты по детской психологии считают, что возраст с 5 до 8 лет является благоприятным для запоминания букв, цифр и других символов. Это связано с особенностями зрительной и слуховой памяти, развитием графомоторных навыков ведущей руки.
Для детей дошкольного возраста существенно отличаются и задания для запоминания графических символов. Увлекательные игровые моменты вызовут интерес к изучению нового материала, а особенные доступные приёмы – к лучшему запоминанию.
Ваши дети уже знают, что буквы служат для обозначения звуков на письме, что это графический знак. Буквы делятся на две группы: гласные и согласные. Согласные звуки в дошкольный период называем по звуковому облику: буква М/м/, а не ЭМ, тем более не МЭ! Буква Ш/ш/, а не ША, не ШЕ! Вот некоторые приёмы и задания для закрепления изученной буквы в тетрадях по грамоте для дошкольников:
*обведи буквы пальчиком; нарисуй букву пальчиком на песке, в воздухе, мокрым пальчиком на доске, на цветной бумаге, на столе;
*выложи в тетради букву по контуру любой крупой, на столе – из полосок бумаги, шнурков, карандашей, прищепок, спичек, макарон, верёвочек, если получится – из пальчиков;
*в тетради нарисуй предмет или наклей картинку на эту же букву;
*сначала прочитай в тетради слоги, слова, предложения, а потом напечатай;
*дорисуй печатную букву, зачеркни неправильную, найди такую же в детском журнале, в книжке;
*найди такую же букву в алфавите с печатными буквами;
*попробуй отгадать с закрытыми глазами нарисованную взрослым букву на твоей ладошке, на спине;
*игра «Кто больше. На что похожа буква?».
Вот некоторые правила, которые Вы можете закреплять дома :
1. Звуки мы слышим, а буквы мы пишем и видим.
2. Заглавная буква пишется в начале предложения, в конце предложения ставится точка.
3. Заглавная буква пишется в начале имён, отчеств, фамилий людей, кличек животных, названий книг, журналов, городов, рек.
4. Слова состоят из слогов (во-да, ма-га-зин)или одного слога (мак, бык, лук, слоги - из звуков.
5. Сколько гласных звуков в слове, столько и слогов.
6. Предложение состоит из слов. Таня поливает цветы. – 3 слова. Таня поливает цветы из лейки. – 5 слов.
ВСЕГО ВАМ ДОБРОГО И УСПЕХОВ!