Галина Котова
Памятка «Организация педагогического процесса с учетом гендерного подхода»
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации педагогам при подготовке к проведению НОД[/b]
Педагоги должны быть грамотны в вопросах не только возрастных и физиологических особенностей детей своей группы, но и знать особенности познавательной сферы мальчиков и девочек.
При подготовке к проведению НОД педагог должен продумать следующие моменты:
• В начале НОД использовать игровые разминки, чтобы дать возможность мальчикам сконцентрировать внимание
• пути решения познавательной задачи должны носить как информационный, так и исследовательский характер
• продумывать вопросы к занятию, учитывая особенности детей разного пола
Публикация «Памятка „Организация педагогического процесса с учетом гендерного подхода“» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Гендерное воспитание. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
• использовать больше наглядности при проведении НОД, так как это важно для мальчиков
• использовать проблемные ситуации при проведении НОД, помнить, что для девочек важны ситуации развивающего характера, чтобы найти другой способ или вариант решения, а для мальчиков – ситуации поискового характера.
• при обучении новому материалу по возможности разделять детей на подгруппы мальчики и девочки; рассаживать детей на занятии мальчик и девочка, так как дети взаимодополняют друг друга
•при объяснении последовательности работы следить за тем, чтобы оно было четким, конкретным, понятным, особо немногословным. Особенно это важно для мальчиков
Советы воспитателям
1. Необходимо у мальчиков развивать мелкую моторику, для этого используйте соответствующие игры; а у девочек – крупную, для чего подойдут игры с мячом, подвижные игры.
2. Сделайте все игрушки доступными мальчикам для экспериментирования с ними, используйте их в НОД в контексте культурных практик. А для девочек подойдут вода и песок, чтобы можно было практически осуществлять разные варианты поиска, обсуждать их совместно.
3. Мальчикам необходимо разъяснять задачу, проблемную ситуацию, давать указания не менее чем в течение минуты, прежде чем они приступят к действиям.
4. Используйте чаще различные головоломки для девочек.
5. Дайте возможность мальчикам выражать свои чувства и только потом обсуждайте с ними. Учите мальчика пользоваться только конкретными, связанными с эмоциями словами.
6. Экспериментируйте вместе с девочками с трехмерным пространством, используйте иллюстративность, наглядность и образность в работе с математическими вычислениями и в конструировании, это поможет сделать математические представления для них более конкретными, доступными для понимания.
7. Хвалите мальчиков за подвижность, энергичность, активность, старайтесь переключать эти особенности на трудовую деятельность, помощь другим детям на занятии, усложняйте проблемные ситуации и поисковые проблемы.
8. Приглашайте на занятия родителей детей, в присутствии мужчин и пожилых людей дети (особенно мальчики) ведут себя более организованно и стараются произвести приятное впечатление.
9. Если в группе есть лидеры-мальчики, обязательно обратите внимание на девочек. Возможно, что среди них тоже есть лидер, но из-за мужского доминирования ее лидерским качествам не раскрыться. Необходимо помочь девочке использовать этот потенциал.
10. Хвалите девочек и мальчиков, и мальчиков чаще, особенно за хорошо выполненные действия. Держите под рукой фотоаппарат и фотографируйте детей, успешно решающих задачи. Этот прием поможет детям обоих полов гордиться своими достижениями, повысить мотивацию успешного решения задач и последовательности работы следить за тем, чтобы оно было четким, конкретным, понятным, особо немногословным. Особенно это важно для мальчиков.
[ b]Памятка для педагогов при общении
с мальчиками и девочками[/b]
*Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить!
*Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек,
*Не ставьте одних в пример другим: они такие разные даже по биологическому возрасту (девочки обычно старше ровесников - мальчиков)
*Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное, по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И уж конечно, не так, как мы, взрослые!
*Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.
*Старайтесь, давая задание мальчикам, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок.
*С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Вместе с тем, девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам, подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий.
*Не забывайте не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков.
*Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам, из-за усталости. Мальчик в этом случае истощается интеллектуально. Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно!
*Никогда не забывайте, что мы еще мало знаем, как несмышленое дитя превращается во взрослого человека. Есть множество тайн в развитии мозга и психики, которые пока недоступны нашему пониманию. Поэтому главной своей заповедью сделай "Не навреди"
Механизм учета особенностей мальчиков и девочек
при организации их деятельности
Мальчики
При организации НОД следует учитывать особенности развития мозга детей. При работе с группой детей можно дифференцировать индивидуальные задания: мальчики выполняют задание в виде кроссвордов, разнообразных головоломок; задания, ориентированные на поисковую деятельность
Мальчикам сообщают принцип выполнения задания
Организуя проблемно-поисковые ситуации необходимо задействовать широкое пространство поиска и экспериментирования
Чтобы заинтересовать мальчиков, учебный материал нужно чуть-чуть «недообъяснить», т. е. привнести немного таинственности в получение новой информации
Работоспособность у мальчиков усиливается только к концу занятия, поэтому более активно их следует привлекать к деятельности в конце занятия
Девочки
При распределении индивидуальных заданий девочкам лучше предоставить типовые задания, выполнение по шаблону, образцу
С девочками подробно проговаривают инструкции по выполнению заданий
Сузить зону поиска решения, сделать проблему более концентрированной в пространстве
Девочки набирают работоспособность с самого начала занятия, поэтому их следует более активно спрашивать, просить выполнить задание в начале занятия, тем более, что им нравится выполнять задания на повторение, что можно использовать как прием.
Словарь
Гендер – социальные ожидания относительно поведения, рассматривающегося, как соответствующее для мужчин и женщин. Гендер означает не физические различия между мужчиной и женщиной, а социально формируемые особенности мужественности и женственности. В последнее время изучение гендерных отношений стало одним из наиболее важных направлений в социологии, хотя ранее этому вопросу долгое время не уделялось должного внимания.
Гендерная дифференциация – процесс, в котором биологические различия между женщинами и мужчинами наделяются социальным значением и употребляются как средства социальной классификации. В наиболее известных культурах анатомический пол служит основой гендера.
Гендерная индентичность – осознание себя связанным с культурными определениями мужественности и женственности.
Гендерная идеология – система идей, посредством которых гендерные различия и гендерная стратификация получают социальное оправдание, в том числе с точки зрения «естественных» различий и сверхъестественных убеждений.
Гендерная роль – социальные ожидания, вытекающих из понятий, окружающих гендер, а также поведение в виде речи, манер, платья и жестов. Мужские и женские роли являются, как считают, взаимоисключающими, и в некоторых обществах ролевые поведения могут быть поляризованы: пассивность – женская роль, а активность – мужская. Предписания относительно поведения, связанного с гендерными ролями, особенно очевидны в половом разделении труда на женский и мужской.
Гендерная стратификация – процесс, посредством которого гендер становится основой социальной стратификации, а воспринятые различия между гендерами – систематическими оцениваемыми и оцененными подчиняли социально-классовой или этнической стратификации. Но ее значение, особенно в качестве системы, отражающей, что люди женского пола оцениваются и вознаграждаются ниже мужского, выделялось социологами, испытывающими влияние феминизма.
Гендерные стереотипы – один из видов социальных стереотипов, основанный на принятых в обществе представлениях о маскулинном и феминном.