Людмила Солдаткина
Паралингвистические методы и средства в коррекционной работе логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Причины нарушений речи у детей могут быть разнообразны. Любое заболевание, различные патогенные факторы затрагивают все жизнеобеспечивающие системы детского организма, ослабляет его и сказывается на его общем развитии и развитии речи. В логопедической практике часто стали встречаться нарушения речи у детей, осложненные дизартрическим компонентом. Структуру дефекта, осложненного дизартрией, составляет нарушение всей произносительной стороны речи и внеречевых процессов. Изучение анамнестических данных детей раннего возраста свидетельствуют о задержке развития (в разной степени) локомоторных функций. Отмечается моторная неловкость при ходьбе, трудности при овладении навыками самообслуживания, истощаемость при выполнении отдельных движений, неврологическая симптоматика (сохранность хоботкового рефлекса, синкинезии и т. д., нарушение мимики, а самое главное – трудности в выполнении произвольных двигательных инструкций. Все вышеперечисленные нарушения отражаются на становлении высших психических функций, в том числе и развитии речи. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми.
Публикация «Паралингвистические методы и средства в коррекционной работе логопеда» размещена в разделах
Традиционная система коррекционной помощи дошкольникам направлена на взаимосвязанное формирование всех компонентов речевой системы: лексики, грамматики, звукопроизношения. На данный, момент времени не существует ни одной дошкольной или школьной программы, в которой уделялось бы должное внимание развитию невербальной стороны детской речи.
В процессе коррекции речи, мною дополнительно была включена работа по обучению детей использованию паралингвистических средств общения во все этапы постановки и автоматизации звуков. Для мотивации детей к деятельности использовала сказочных персонажей, сюрпризные моменты, что создавало условия, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем на начальном этапе в обычном разговоре, а в дальнейшем в целенаправленных коррекционных упражнениях. Перечислю только некоторые варианты и виды деятельности в работе логопеда.
• Артикуляционная, пальчиковая гимнастика :
«Веселая - грустная лошадка», с постепенным усложнением и добавлением других невербальных компонентов (отстукивание ритма руками и т. д.)
• Автоматизация в словах (усиление и ослабление голоса, повторение с паузой и без паузы)
• Автоматизация во фразах (повтори весело, удивленно и т. д.)
• Автоматизация в чистоговорках, скороговорках, стихах (элементы логоритмики, театрализации, пропевание и т. д.,
• Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия (дополнительно подключая музыкальный компонент)
В результате специального обучения создавались условия для сознательного, произвольного использования жестов и мимики, снимались синкинезии и мышечные зажимы, а также варьирования громкости, темпа, интонации речи, в зависимости от ситуации общения, смысла высказывания и эмоционального состояния. Стоит отметить и эффективность предложенных методических приемов, в результате использования которых удается внести элементы новизны, позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса детей в течение всего занятия.
Предложенные мною упражнения и способы их применения в коррекционной работе логопеда, не исчерпывается все многообразие паралингвистических методов и приемов. Все зависит от творческого потенциала педагога и его профессионального мастерства. Более того, вы можете стать виртуозом в области разработки и применения паралингвистических методов, приемов и средств, расширяя возможности коррекционной работы логопеда.