Елена Кемайкина
Парциальная программа «Волшебная иголочка» для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Парциальная программа «Волшебная иголочка» для детей 6-7 лет.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка
1.1. Цели, задачи реализации Программы, принципы и подходы к формированию Программы
1.2. Планируемые результаты освоения Программы
2. Содержательный раздел
2.1. Примерное планирование образовательной деятельности
2.2. Этапы реализации программы
2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы
2.4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников, социумом
Публикация «Парциальная программа „Волшебная иголочка“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах
3. Организационный раздел
3.1. Описание особенностей организации образовательного процесса
3.2. Особенности организации, развивающей предметно-пространственной среды
3.3. Описание материально-технического обеспечения Программы
4. Приложение
Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Цели, задачи реализации Программы, принципы и подходы к формированию Программы
Программа «Волшебная иголочка» разработана в соответствии с современными требованиями к содержанию, условиям и результатам дошкольного образования, изложенными в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования и включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.
Главная идея программы, состоит в том, что ребенок должен получать теоретические знания о трудовой деятельности, прочувствовать необходимость и значимость своего участия в том или ином деле, испытать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов.
Программа разработана и осуществляется как вариативная часть формируемая участниками образовательных отношений образовательной программы дошкольного образования с углубленным содержанием в области: социально-коммуникативное развитие, художественно -эстетическое и познавательное развитие.
Направленность программы - взаимосвязь трудовой и художественно-эстетической деятельности
Данная программа актуальна, поскольку предполагает развитие у дошкольников творческого отношения к труду, воспитания активности, нравственных качеств личности, оптимизацию познавательной деятельности и строится на гибком подходе к планированию и организации этого процесса, учитывает разные возможности детей, их предпочтения и интересы. Вышитые изделия и одежда, всегда и везде окружают человека, их постоянно меняющееся художественное оформление позволяют создать пространство для раскрытия творческих способностей воспитанников. Дает возможность в старшем дошкольном возрасте получить азы вышивания нитками мулине.
Проанализировав методики обучения вышивки, мы поняли, что для детей дошкольного возраста методическое обеспечение обучения вышивке отсутствует. Было принято решение изучить различные методики, подходы, технологии и разработать свою систему работы. Так возникла творческая мастерская «Волшебная иголочка», в которой удачно сочетались такие методы и технологии как, модель «Пять пальцев» М. Крыловой, В. И. Логиновой, проектный метод, модель «Трех вопросов».
Новизна заключается в том, что программа представляет возможность воспитанникам не только освоить навыки безопасной работы с иглой, ножницами, пяльцами, но и идею превратить в результат.
Цель программы : формирование позитивного отношения к различным видам труда посредством ранней профориентации дошкольников и освоения навыков вышивания нитками мулине.
Задачи программы :
-познакомить со свойствами и видами тканей, инструментами для вышивания, видами ниток;
- познакомить с профессиями людей, связанных с вышиванием;
- познакомить с техникой безопасности при работе с иглой, ножницами, пяльцами;
- учить вдевать нитку в иголку и начинать работу не завязывая узелок;
- учить вышивать разными видами швов;
- учить пришивать пуговицу;
- учить выполнять последовательную цепочку действий (подбирать ткань, нитки, переносить рисунок на ткань, закреплять ткань на пяльцах, вышивать швом «вперёд иголка», «назад иголка», «через край», «гладь», «крестик»);
- учить задумывать свое изделие и показывать готовый результат;
-уметь оценивать результат своей деятельности, любоваться, созданным самостоятельно, результатом труда;
- доводить начатое дело до конца;
- развивать общую моторную координацию и мелкую моторику руки, координацию движений обеих рук, зрительно-двигательную координацию;
- воспитывать трудолюбие, аккуратность, эмоциональную отзывчивость к красивому и желание своими руками создавать полезные вещи.
Программа строится с учетом следующих принципов обучения:
- от простого к сложному;
- систематичности и последовательности;
- индивидуального подхода;
- доступности обучения и посильности труда.
Условия реализации программы :
- формирование группы – одновозрастная;
- срок реализации - 1 год, 36 часов, 1 занятие в неделю, продолжительностью не более 30 минут.
В практике работы педагог использует следующие виды деятельности:
- трудовая;
- игровая;
- познавательно-исследовательская;
- конструктивная;
- коммуникативная.
1.2. Планируемые результаты освоения Программы
По окончании обучения, по программе воспитанники должны
знать:
- свойства и виды тканей;
- инструменты для вышивания;
- виды ниток;
- профессии людей, связанных с вышивкой;
- технику безопасности при работе с иглой, ножницами, пяльцами;
уметь:
- вдевать нитку в иголку и завязывать узелок;
- вышивать разными видами швов;
- пришивать пуговицу;
-выполнять последовательную цепочку действий (подбирать ткань, нитки, переносить рисунок с трафарета на ткань, закреплять ткань на пяльцах, вышивать швом «вперёд иголка», «назад иголка», «через край», «гладь», «крестик»);
- задумывать свое изделие и показывать готовый результат;
-уметь оценивать результат своей деятельности, любоваться, созданным самостоятельно, результатом труда;
- доводить начатое дело до конца.
Содержательный раздел
2.1Содержание образовательной деятельности
На занятиях в творческой мастерской «Волшебная иголочка» заложена некая цикличность, а именно постепенно меняется уровень сложности изделий, обеспечивая продвижение от простого к сложному. Такой подход к планированию помогает сформировать умение правильно выполнять определенный шов. Занятия могут чередоваться или строиться в зависит от сложившейся образовательной ситуации, событий в группе, индивидуальных возможностей и предпочтений детей.
2.2 Формы и методы реализации программы
Формы организации деятельности детей :
- индивидуальная,
- групповая (организация деятельности 3-4 детей).
Методы и приемы обучения :
- наглядные: наблюдение, демонстрация изделий, наглядных пособий
технологических карт, демонстрация трудовых процессов, выставки,
конкурсы);
- словесные: рассказ, беседа, объяснение, пояснение;
- практические: упражнения, техническое моделирование;
- игровые: дидактические игры.
Форма проведения занятий :
- культурные практики,
- экскурсия,
-видеоэкскурсия;
2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы
Поддержка детской инициативы в программе основывается на базовых концепциях, сформированных Стандартом дошкольного образования и заключается в создании условий для свободного выбора детьми различных видов деятельности, а также для принятия ими самостоятельных решений.
Способы и направления поддержки детской инициативы происходят через:
- создание внутренней мотивации на выполнение работы;
- формирование установок «Я могу», «Я сумею»;
- создание ситуации успеха для каждого ребенка: «Это очень просто, я тебе помогу»;
- выбор оптимального уровня нагрузки (в соответствии со способностями и возможностями ребенка так, чтобы он справился с заданием);
- отказ педагога от высказывания оценок и критики в адрес ребенка;
- положительная оценка (как итогового, так и промежуточного результата);
- косвенная (недирективная) помощь (подсказать желаемое действие, направить и т. д.);
- обращаться к детям, с просьбой продемонстрировать свои достижения и научить его добиваться таких же результатов сверстников;
- поощрять желание создавать что - либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то - маме, бабушке, папе, другу (любой продукт детской деятельности имеет свое практическое применение).
2.4. Взаимодействие с семьями воспитанников
В основе взаимодействия ДОО и семьи лежит сотрудничество педагога и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей.
Работа с родителями строится по двум основным направлениям:
нформационное направление:
- информация о деятельности в творческой мастерской - размещается на стенде «Информация для родителей» в раздевалке группы, ежемесячно обновляется, родители знакомятся с деятельностью детей в творческой мастерской на данном этапе;
- стенгазета «Волшебная иголочка», выпускается один раз в квартал, на творческом этапе реализации программы;
- индивидуальные консультации, беседы;
- анкетирование.
Практическое направление:
- участие в выставках совместного творчества «Кубанская ярмарка», «Необычное в обычном», «Планета творчества».
- участие родителей в работе творческой мастерской вместе с детьми (по желанию).
III.Организационный раздел
3.1. Методическое обеспечение программы, средства обучения и воспитания
методические материалы.
Методическое обеспечение программы, средства обучения и воспитания
методические материалы:
- инструкционные карты;
- видеоэкскурсии;
- аудиозаписи;
-компьютерные презентации.
3.2. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
В ДОО имеется отдельное помещение, хорошо освещенное.
Общее оборудование: столы, стулья, стол для раскроя, стеллаж для выставки детских работ, мольберт, мультимедийное оборудование, видеокамера, фотоаппарат, магнитофон, комплект мультимедийного оборудования.
Материалы для моделирования поделок:
- ткань разных видов,
- нитки мулине,
-картон,
-пуговицы,
Инструменты для моделирования поделок:
Инструменты для моделирования поделок:
- ножницы с тупым концом,
- гладильная доска,
- детский утюг (на батарейках,
- иголки,
-пяльцы,
-карандаши,
-копировальная бумага,
-трафареты,
-схемы
3.3. Программно-методическое обеспечение программы
1. Барковская, Н. Вышивка крестом/ Н. Барковская // Практическое
руководство. -2010.
2. Ведмедь О. Л. Продуктивная деятельность в детском саду/ О. Л.
Ведмедь// Рукоделие. -2003.- С. 23-35
3. Гурбина Е. А. Обучение мастерству рукоделия. -Волгоград : Учитель,
2008.
4. Еременко Т. И. Иголка – волшебница. -Москва :Просвещение,1988.
5. Зайцева А. А. Швы и стежки / А. А. Зайцева // Большая энцикло-
педия вышивки. -2015.-С. 100-118.
6. Климова Н. М. Ручная вышивка. – Москва :Просвещение, 1980.
7. Королева В. Д. Живописная вышивка гладью / В. Д. Королёва// Основы мастерства -Москва: ТЦ Сфера, 1999.
8. Моисеенко Ю. Е. Волшебный стежок- 2000. С. 13-50.
9. Новикова И. В. Обучение вышивке в детском саду. -2010.
10. Попивщая,С. Искусство вышивки. -2002.-С. 3-15.
11. Проснякова Т. Н. Творческая мастерская- Москва: Просвещение, -1991.
12. Тир, Л. Вышиваем крестом/ Л. Тир //Цветочные мотивы -1999.
13. Сорокина Л. М. Учись вышивать – Киев: Рядянская школа -1988.
14. Цирульник Н. А. Уроки творчества-Москва: Просвещение- 2000.