Татьяна Крылова
Паспорт центра художественно-речевой активности средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №6 «Солнышко»
Паспорт
центра художественно-речевой активности средней группы
«ГОВОРУША»
Воспитатель:
Крылова Татьяна Леонидовна
г. Семенов
2024 г
Публикация «Паспорт центра художественно-речевой активности средней группы» размещена в разделах
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Развитие речи и речевое общение осуществляется во всех видах детской деятельности, в разных формах. Развивающая среда и общение являются факторами, определяющими речевое развитие.
Предметно-развивающая среда имеет важное значение для развития маленьких, еще не читающих детей, особенно в их самостоятельной деятельности. Благоприятная речевая среда складывается там, где проявляется большой интерес к книге, к чтению, где возникают и удовлетворяются интеллектуальные потребности.
Цель: насыщение РППС группы компонентами, обеспечивающими речевое развитие детей среднего возраста.
Главный герой Центра - «Лисичка - говоруша», которая способствует повышению интереса детей к занятиям по развитию речи. Она привлекает внимание детей, поднимая настроение, рассказывает забавные истории, приглашает к игре, задаёт вопросы, предлагает задания.
Центр включает в себя :
Развитие артикуляционной моторики (или аппарата) :
- картотека артикуляционной и дыхательной гимнастики;
- артикуляционная гимнастика в стихах и картинках;
- карточки на звукоподражание;
- артикуляционные игры;
- зеркало на подставке, 2 шт.
Развитие речевого дыхания:
Закрепление правильного речевого выдоха и формирование умения контролировать силу и длительность воздушной струи. Картотека игр, комплекс дыхательных упражнений, примеры игр:
- Картотека «Дуем, дуем, задуваем – звуки изучаем»;
- «Сдуй снежинку с варежки»;
- «Горячий чай»;
- «Загоним мяч в ворота»;
- «Прокати шарик по дорожке»;
- «Веселый клоун»
- «Подуй на снежинку»;
- «Подуй на дождик»;
- «Мыльные пузыри»;
- «Подуй на пчелок»;
- «Обжорки».
Развитие мелкой моторики:
- Картотека пальчиковой гимнастики с использованием стихов, песенок, потешек;
- «Мозаика»;
- «Игры-шнуровки»;
- «Игры с прищепками»;
- Сортер «Стаканчики»;
- «Что в мешочке»;
- «Медузы» тактильные мешочки;
- «Найди пару» (на ощупь найти пары одинаковых мешочков);
- Пазлы по сказкам, кубики;
- «Массажные мячи»;
- «Смотай клубочек»;
- Игры с использованием фасоли «Найди клад», «Найди игрушку»;
- «Сухой бассейн»;
- «Выложи узор» (с использованием пуговиц).
Развитие грамматического строя речи:
Обучение различным способам словообразования, формирование грамматически правильной речи.
Д/и «Чей малыш»;
Д/и «Кто где живет»
Д/и «Ассоциация»;
Д/и «Профессии»;
Д/и «Сказка за сказкой»;
Д/и «Игры для развития речи малышей с 3 до 5 лет»;
Д/и «Учимся говорить»;
Д/и «Четвертый лишний»;
Д/и «Назови одним словом»;
Д/и «Соберем в корзину фрукты, овощи»;
Д/и «Овощи, фрукты, ягоды»;
Д/и «Соберем в корзинку» (овощи, фрукты, одежда, головной убор, мебель, посуда, муз. инструменты)
Д/и «Веселая ромашка»;
Д/и «Часы»» (овощи, фрукты, одежда, мебель, посуда, дикие животные).
Пополнение словарного запаса:
Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий.
Наглядно – дидактическое пособие «Рассказы по картинкам» :
- «Родная природа»;
- «В деревне»;
- «Мой дом»;
- «Распорядок дня»;
- «Колобок»;
- «Лето»;
- «Расскажи про детский сад»;
- «Семья»;
- «Расскажите детям о фруктах»;
Наглядно – дидактическое пособие по темам;
«Большие и маленькие» (употребление в уменьшительно-ласкательной форме)
- Д/и «Что из чего сделано»;
- Д/и «Времена года»;
- Д/и «Назови одним словом»;
- «Транспорт»;
- «Воздушный транспорт»;
- «Дикие животные»;
- «Детеныши диких животных»;
- «Домашние животные»;
- «Домашние животные и их детеныши»;
- «Весна»;
- «Птицы»;
- «Одежда»;
- «Правила маленького пешехода»;
- «Овощи»;
- «Фрукты»;
- «Мебель»;
- «Виды спорта»;
«Грибы и ягоды»;
- «Что такое хорошо и что такое плохо».
Мнемотаблицы:
Подборка мнемотаблиц для заучивания сказок; рассказывания о фруктах, овощах, животных.
Мнемотехника помогает маленьким детям:
• Легче запоминать стихи, скороговорки, загадки, рассказы;
• Выстраивать логическую цепочку событий и воспроизводить историю в правильном порядке (начало – середина — завершение);
• Обогащает словарный запас;
• Помогает развивать мышление;
• Развивает фантазию;
• Помогает составлять длинные описательные предложения и согласовывать времена.
Д/и «Расскажи сказку».
Развитие фонематического слуха и восприятия:
Игры способствуют развитию слуховой памяти и слухового внимания, без чего невозможно научить ребёнка вслушиваться в речь окружающих и дифференцировать фонемы.
Игры: «Угадай, на чем играю», «Узнай по звуку», «Тихо - громко», «Шумовые киндер-контейнеры» и другие.
- Шумовые инструменты
- Картотека «Сказки - шумелки».
В центре также есть подборка портретов писателей; стихов, сказок, рассказов, р. н. сказок, сборников иллюстрированных книг. Это способствует развитию всех сторон речевой системы: обогащение словарного запаса, умение правильно строить высказывание, пересказывать текст, составлять описательные и творческие рассказы.
Материалы для игр-драматизаций
Виды театра:
- Кукольный театр «Бибабо»;
- Театр «Рукавичка»;
- Пальчиковый театр «Теремок»;
- шапки-маски животных.
В инсценировке сказок дети учатся правильно выстраивать предложения, перевоплощаются в разных героев, меняя при этом интонацию, голос.
Лэпбук по развитию речи «Развиваем речь дошкольников»
В нем представлены:
Пальчиковые игры; мнемотаблицы «Времена года», «Игрушки»,
Упражнение "Расскажи сказку по картинкам";
Дидактические игры : «Назови одним слово», «Чей детеныш?».
Упражнения для развития мелкой моторики «Кто что ест» (игра с прищепками).
Тренажер на развитие дыхания: «Ромашка», «Подуй на снежинку», «Остудим горячий чай».
Игры на развитие дыхания. Упражнения и игры для развития речи.