Полухина Светлана
Паспорт исследовательского взросло-детского проекта в старшей группе «Осенний винегрет»
▼ Скачать + Заказать документы
Составила: Полухина Светлана Анатольевна. Воспитатель высшей категории. МАДОУ № 20 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию воспитанников «Золотой петушок». Городской округ Среднеуральск.
Тема: Осенний винегрет.
Актуальность: Всегда ли мы обращаем пристальное внимание на витамины, помогающие быть здоровым? Можно выработать у ребёнка привычку пить поливитамины. А можно понять и принять естественные витамины, которые содержатся в овощах. Особенно когда ребёнок самостоятельно добудет элементарные сведения о них и влиянии на организм естественных витаминов.
Публикация «Паспорт исследовательского взросло-детского проекта в старшей группе „Осенний винегрет“» размещена в разделах
- Винегрет. Готовим овощной салат
- Исследовательская деятельность
- Осень. Материалы для воспитателей
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2016
Цель: Выявить субъектный опыт детей об овощах. Развивать познавательную и творческую активность детей.
Задачи:
1. Развивать способности к поисковой деятельности:
Определять задачу, исходя из поставленной проблемы
Планировать этапы своей деятельности в соответствии с задачей
Выбирать материалы и способы действия
Уметь аргументировать свой выбор
2. Уточнить и обобщить знания детей об овощах и полезных веществах, которые в них находятся
3. Собрать небольшую коллекцию рецептов простых блюд из овощей
4. Самостоятельно рассказать о рецепте приготовления винегрета и приготовить его
5. Развивать умение вести диалог, активизируя свой личный опыт
6. Развивать коллективную мыследеятельность
7. Помочь малышам понять значение естественных витаминов, которые содержатся в овощах
8. Воспитывать потребность в сознательном отношении к собственному здоровью.
Участники проекта :
Дети старшей группы № 7 Рождественский Слава, Горбунова Ксюша, Диана Хакимова, Вика Симонова, Красулина Эвелина, Воронова Вика, Абросимов Влад, Кутмерова Даша, Казакова Ксюша, Киселёва Ирина.
Воспитатель Полухина С. А.
Родители
Другие участники (бабушки, дедушки, медицинские работники)
Сроки: 1 неделя
Предполагаемый результат:
Мы узнаем:
• Какие овощи растут на Урале
• Какие полезные вещества они содержат и как они воздействуют на детей
• Какие пословицы и загадки придумал народ об овощах
• Какие блюда можно приготовить из овощей
• Научимся готовить винегрет и научим этому малышей
• Начнём собирать коллекцию рецептов блюд из овощей
Мы увеличим словарный запас: рецепт, приготовить, смешивать, ингредиент, витамины, минералы, культивируют, микробы, вирусы. Активизируем слова: произрастают, грядки, семена, культурные растения, полезные, салат, блюда и т. д.
Мы изготовим:
• Книгу «Рецепты здоровых и полезных блюд» - рецепты, иллюстрации.
• Салат «Осенний винегрет».
I этап – Подготовительный
Мотивация: Письмо на электронную почту: «Ребята, меня зовут Том. Я учусь в первом классе. Мне в школе дали задание рассказать об овощах, которые растут у вас на Урале. Прошу вас мне помочь выполнить задание. Том». Фотография негритёнка Тома прилагается.
Выявление субъектного опыта: Что мы знаем?
1. Овощей много. У нас, у бабушки растут огурцы. В теплице. (Эвелина)
2. А у нас в саду растёт капуста. Я её вместе с мамой и сестрой Катей убирала. Она бывает большая и очень тяжёлая. Она хрустит, когда её ешь. (Ксюша Г.)
3. А я люблю кабачок. Только у нас сада нет. Мы их в магазине покупаем. Мама их жарит кругляшками в масле. Очень вкусно. (Даша)
4. А мы с мамой, папой и бабушкой картошку в саду копали. Такой у неё наверху зелёный и большой кустик. А в земле та-акие большие, длинные корни и на них прицепилась картошка. (Слава)
5. Есть ещё морковка. Она длинная и оранжевая. Сладкая и вкусная. Я её люблю варёную. (Ирина)
6. Мама свёклу у нас в саду садит. Только я её совсем не люблю. Она противная. (Слава)
7. Ещё есть чеснок и лук. Это тоже овощи. Они полезные. Они микробов убивают. (Влад)
Что мы хотим узнать?
1. Все ли овощи полезные? (Влад)
2. Из овощей готовят салаты. А что ещё можно приготовить? (Даша)
3. Какие ещё овощи растут у нас на Урале? (Эвелина)
4. Где они лучше растут в теплице или на грядке? (Ксюша Г.)
5. Чем полезен помидор? (Ксюша К.)
6. Нужна ли нашему организму противная свёкла? И может ли она быть вкусной? (Светлана Анатольевна)
Где найдём информацию?
1. Поищем вместе с мамой в книгах и журналах (Даша)
2. Поищем в интернете. Моя мама там хорошо умеет искать. (Ксюша К.)
3. Я сестру спрошу, она всё-всё знает (Ксюша Г.)
4. Можно у бабушки спросить (Слава)
5. Рассмотрим овощи дома и спросим почему их садим. (Диана)
Цель: Узнать много интересного об овощах.
Задачи:
• Придумать рассказ об одном конкретном овоще каждому участнику.
• Нарисовать или подобрать к нему иллюстрацию
• Найти рецепт приготовления простого и полезного блюда из выбранного овоща
• Принести овощи для салата
Что мы можем изготовить в конце, когда так много узнаем, чтобы не забыть?
1. Слава: «Умную книжку хочу»
2. Ксюша К. : «Давайте сами салат сделаем и всех ребят угостим»
3. Эвелина: «Я огурцы принесу»
4. Ксюша Г. : «А я с Катей про капусту всё-всё нарисую и расскажу»
5. Диана: «Можно сфотографировать, как надо салат делать»
6. Влад: «Моя мама умеет вкусный винегрет делать. Там даже свёкла вкусная»
II этап – Планирование
Схема последовательных действий совместно с детьми:
1. Сначала мы всё узнаем. (Все дети и педагог)
2. Прикрепим на доску картинки. (Слава)
3. Ребятам расскажем, а вы запишите. (Ксюша К.)
4. Сфотографируем. (Диана)
5. Попросим мам дать нам рецепты для книжки (Ксюша Г.)
6. Принесём овощи и сделаем салат. (Эвелина)
7. Все картинки соберём, и рассказы и Тому по электронной почте отправим. Только надо быстро всё сделать. Вдруг Том не успеет и получит двойку. Ему плохо будет. (Слава)
8. И фотографии тоже отправить надо. Он ведь наш салат не попробует. (Влад)
Организация деятельности детей
1. Звё здочка обдумывания: какая будет книжка (внешний вид, что в ней будет находиться, размер книги).
2. Кто будет, что делать:
• Мы с мамой узнаем всё про лук (Диана)
• А давайте я найду картинки, про все овощи и расскажу про огурцы. Я их очень люблю. (Эвелина)
• А давайте я с мамой тоже узнаю чего-нибудь. Мама мне умную книжку купила. В ней всё есть. (Слава) Воспитатель помогает определить задание: Есть ли в овощах полезные вещества и зачем они нужны?
• Чур, я салат делаю. А вы мне поможете? И ещё про кабачок расскажу. (Даша)
• А я про картошку придумаю. Только у меня наверно картинки картошки нет. (Вика В.)
• А кто узнает всё о капусте? (Воспитатель)
Организация деятельности родителей
1. Мотивация: мы с детьми работаем над проектом «Осенний винегрет». Негритёнок Том обратился с просьбой помочь ему выполнить домашнее задание в первом классе. Мы просим вас помочь нам найти информацию об овощах, произрастающих на Урале.
2. Для каждой семьи расписать конкретный план действий дома вплоть до вопросов, какие надо задать детям. Определить сроки выполнения задания.
III этап – Сбор информации
Помощь детям
1. Ежедневная мотивационная поддержка-игра «А я узнала (узнал, что…». В роли Тома каждый раз выступает другой ребёнок. Для обобщения материала и определения дальнейших действий роль вновь берёт на себя педагог.
2. Размещение материала на информационном поле, классификация информации.
3. Придумывание модели-схемы для составления рассказа.
4. Помощь в составлении и фиксировании коротких рассказов (по схеме-модели, с наводящими вопросами в случае затруднений).
5. Организация опытно-экспериментальной деятельности.
6. Организация продуктивной деятельности.
Помощь родителям
1. Ежедневный отчёт о новостях перед каждым родителем, кто работает над проектом. Знакомство с информационным полем проекта. Рассказывают дети с помощью воспитателя в роли Тома.
2. Консультации по мере надобности.
3. Ежедневные индивидуальные беседы с каждым, кто работает по проекту.
IV этап – Обобщение информации
Подготовка продукта к презентации
1. Сортировка рассказов, иллюстраций, рисунков.
2. Распределение рассказов в книгу по ключевым вопросам.
3. Сбор рецептов блюд с указанием автора.
4. Приготовить салат и угостить детей группы
5. Сделать слайд-шоу и показать на родительском собрании
V этап – Презентация продукта проекта
1. Показать свою книгу и каждый, кто участвовал в проекте, расскажет, что он узнал об овощах малышам.
2. «Отправить рассказы об овощах Тому. Получить письмо-благодарность».
3. Научить малышей делать винегрет и угостить их приготовленным салатом.
4. Сделать слайд-шоу и показать на родительском собрании.
VI этап – Анализ результативности работы
1. Обсуждение эффективности проведё нной презентации салата со зрителями:
• Вкусный салат, мне мама такой дома делает. (Женя ребёнок младшей группы)
• Вырасту и тоже салатики делать стану. Сама. (Маша ребёнок младшей группы)
• Я люблю салат. И свёклу люблю. (Ульяна ребёнок младшей группы)
2. Как мы получили результат?
Мы старались, салат делали. (Слава)
Я сам рассказ придумал. Мама мне немножко помогала. (Влад)
А мне бабушка помогала. У неё в теплице та-акие помидоры растут! (Ксюша К.)
И ещё Светлана Анатольевна помогала. Всё записывала и Алёна Анатольевна фотографировала. Вот у нас всё и получилось. (Эвелина)
Мы всем расскажем о витаминах в овощах. И маме и дедушке. (Вика В.)
Мне понравилось салаты делать. (Эвелина, Диана)
А мне понравилось малышей угощать. Они такие маленькие и ничего не знают, а мы их научили! (Слава)
Я узнала….Что морковка полезная в ней есть витамины и её надо обязательно кушать, чтобы глаза хорошо видели. (Ирина)
А мне понравилось узнавать разные овощи с завязанными глазами. И ещё салаты делать. Я сама ингредиенты смешивала. Здорово! (Даша)
Мне тоже. А ещё рисовать овощи. (Ирина)
Я знаю, что витамины есть и в яблоках. (Диана)
Как вы считаете, а какие ещё продукты содержат витамины и минералы? … А хотите узнать?
Диана Хакимова
Лук.
Лук это овощ. Он бывает жёлтый, белый, оранжевый, синий. Лук круглой формы. Растёт на грядке в огороде. Лук на вкус сладкий, бывает очень жгучий. Он полезный. Его надо есть, потому, что он убивает микробы. Его можно носить на шее в коробочке от киндера с дырочками. Лук покрыт шелухой. Его надо чистить. Лук кладут в суп, в салаты. Его можно варить и жарить.
Пословицы и загадки о луке
Лук от семи недуг
Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает.
Десять шуб имеет, ни одна не греет.
Под землей не велик в золотой шубе старик
Все меня любят, а как раздевать — слезы проливать.
Голова внизу, а хвост вверху.
Прежде чем его мы съели, все наплакаться успели.
Никого не огорчает, а всех плакать заставляет.
Вика Симонова
Капуста
Капуста это овощ. Капуста растёт на грядке. Она вкусная, сочная. Если её есть сырую, она хрустит. Она растёт у нас на Урале. Она круглая. Сам кочан зелёный или желтый, а внутри она белая. Капуста бывает цветная, пекинская, брюссельская, фиолетовая.
Горбунова Ксюша
Капуста
Капуста растёт на грядке. Капусту можно солить, постряпать с ней пирожки, сделать салат. Она круглая, зелёная, она внутри белая и вкусная. Чтобы сделать салат, надо капусту мелко нарезать. Посолить. Отбить. Добавить зелёный лук, морковку. Полить всё маслом и перемешать.
Пословицы и загадки о капусте
Голова большая, а шея тоненькая.
Не книжка, а с листьями.
Одежка на одежку, а вся с ладошку.
Без счету одежек и все без застежек.
Хрен да редька, лук да капуста лихого не допустят.
Капуста любит воду да хорошую погоду.
Лоскуток на лоскутке — зеленые заплатки, целый день на животе нежится на грядке.
Красулина Эвелина
Огурцы
Огурец растёт в огороде в теплице. Он очень полезный овощ. Огурец бывает маленький и толстый. А бывает тёмно-зелёный и длинный. Он хрустящий, сочный. Он на вкус разный, бывает сладкий, и бывает горький. Если его посолить он очень, очень вкусный. Из огурцов делают салат и солят на зиму. Я принесла сегодня помидорки, огурцы, зелёный лук и укроп. Можно сделать вкусный салат. Всё порезать, посолить и перемешать с майонезом.
Пословицы и загадки об огурцах
Ни окон, ни дверей, полна горница людей.
Летом — в огороде, свежие, зеленые, а зимой — в бочке, желтые, соленые.
Я длинный и зеленый, вкусен я соленый,
Вкусен и сырой. Кто же я такой?
Наши поросятки выросли на грядке, к солнышку бочком, хвостики крючком. Эти поросятки играют с нами в прятки.
Как на грядке под листок закатился чурбачок — зеленец удаленький, вкусный овощ маленький.
Воронова Вика
Картошка всему голова
Я расскажу вам про картошку. У нас в саду растут разные овощи: лук, чеснок, морковь, свекла и конечно картошка. Картошку садим весной. Летом ухаживаем, поливаем и пропалываем. А осенью копаем все вместе картошку. Она бывает круглая, овальная большая и маленькая. И цветом разная: жёлтая и красная, даже синяя. Картошку сырой не едят. Из неё готовят пюре, драники, добавляют в суп. Картошку жарят на сковородке и делают картошку фри. Морковку выращивают на маленькой грядке, а картошку на большом поле. Поэтому, я думаю, картошка самая главная.
Пословицы и загадки о картофеле
Зарывают одну, а вырывают двенадцать.
Под землей птица гнездо свила, яиц нанесла.
Клади картошку в окрошку, а любовь в дело.
Закопали в землю в мае и сто дней не вынимали, а копать под осень стали не одну нашли, а десять.
Запеканки, драники, оладьи и пюре, зразы и вареники, печёнки в кожуре, И отличную окрошку можно сделать из.
Растёт она в земле, известна в целом мире. Частенько на столе красуется в мундире.
Абросимов Влад
Чеснок
У меня в саду растёт огурец, помидор, лук и чеснок. Сегодня я расскажу только про чеснок. Он полезный. Он убивает микробов, чтобы не болеть. Он круглый и сверху покрыт белой кожицей. Чеснок делится на овальные дольки. Он горький и жгучий. Его используют в супе. Кладут в салаты, уху. Жарят с ним курицу.
Пословицы и загадки о чесноке
Зелень на столе – здоровье на сто лет
Лук с чесноком – родные братья.
Маленький и горький, луку брат.
Он кусает — но не пес. Зубок есть. Но, где же рот? Белый носит сюртучок. Что это, скажи…
Вырастает он в земле, убирается к зиме. Головой на лук похож. Если только пожуешь, даже маленькую дольку – будет пахнуть очень долго.
Кутмерова Даша
Кабачки
Кабачки очень полезные. Они растут на грядке в огороде. Они бывают салатовые и зелёные. Кабачки можно порезать и заморозить на зиму в морозилке. Можно суп сварить или овощное рагу. Кабачки можно жарить. Ещё их солят на зиму как огурцы. Сырые кабачки не едят.
Пословицы и загадки о кабачке
Что это за рысачок Завалился на бочок? Сам упитанный, салатный. Верно, детки…
Хорошо, когда на грядке все расселись по порядку. Слева крепнет чесночок, справа – зреет…
Этот важный господин в огороде не один. Он в зеленом пиджаке отдыхает в уголке. С виду всем такой знакомый, и не раз был у нас дома. Вовсе он не толстячок, а солидный…
Казакова Ксюша
Помидор
Сегодня я расскажу вам про помидор. У моей бабули есть волшебный огород. Что только там не растёт! И огурцы, и морковка, и свёкла, и кабачки. Но сегодня я расскажу вам про помидор. Помидор бывает круглым. Может быть похожим на сердечко или ракету. Он бывает жёлтым, оранжевым, темно-красным, почти чёрным и зелёным. Но моя бабуля любит красный. Помидор сочный и мягкий. Внутри у него есть семечки и сок. Помидор растёт на Урале в теплицах. Он очень вкусный, но бывает кислый, Бррр. Я люблю помидор с солью и маслом. О-очень вкусно. А сейчас я загадаю вам загадку: Почему меня сорвали и томатом обозвали? Что за шутки, что за вздор я весёлый….
Пословицы и загадки
Растут на грядке зелёные ветки. А на ветках — красные детки
Как на нашей грядке выросли загадки сочные да крупные, вот такие круглые. Летом зеленеют, к осени краснеют.
Красный, детки, но не мак, в огороде – не бурак, сочный лакомый синьор. Угадали?
Киселёва Ирина
Морковь
Морковь очень сладкая и полезная. Она растёт на грядке. Она оранжевого цвета, твёрдая. Морковка имеет овальную форму, но с одного конца она остренькая, треугольная. Когда она растёт на грядка, то сама вся в земле. Наружу только кудрявый хохолок смотрит. Варёная морковка вкусная сладкая, мягкая. Морковь можно есть и сырую. Морковь очень полезная. В ней много витаминов. Эти витамины помогают нам лучше видеть.
Пословицы и загадки о моркови
За кудрявый хохолок Лису из норки поволок. На ощупь — очень гладкая, на вкус — как сахар сладкая
Красный нос в землю врос, нам зеленый хвост не нужен, нужен только красный нос.
Морковь прибавляет кровь.
Некрасов Ваня
Свёкла
Свёкла растёт на огороде. Она бывает большая и маленькая. Бывает круглая и длинная. Свёкла бордового цвета. Свёклу сырую не едят, только варёную. Её добавляют в борщ. Из неё делают салаты. В свёкле много витаминов. Чтобы живот никогда не болел, надо всегда есть свёклу.
Пословицы и загадки о свёкле
Хотя я сахарной зовусь, но от дождя я не размокла, крупна, кругла, сладка на вкус, узнали вы, кто я…
Она прячется от солнца под кустом в глубокой норке, бурая – не мишка, в норке - но не мышка.
Над землей трава, под землей бордовая голова.
Вверху зелено, внизу красно, в землю вросло.
Рецепты полезных и здоровых блюд от группы «Лучистая». Рецепты блюд из овощей предоставили: Горбунова Анастасия Викторовная, Симонова Ирина Владимировна, Горбунова Катя, Иванченко Маргарита Ивановна, Киселёва Галина Александровна, Полякова Гульнара Минхазовна, Воронова Екатерина Вениаминовна. Из-за большого количества знаков представляю вашему вниманию только основной рецепт.
Винегрет
Ингредиенты: 1 морковь, 1 свекла, 3 клубня картофеля, 30 г. квашеной капусты, зелёный лук, 100 г. консервированного зелёного горошка, растительное масло и соль по вкусу.
Описание приготовления: Овощи отварить, очистить, нарезать кубиками. Капуста слегка отжать от сока. Нарезать зелень. Добавить зелёный горошек. Все компоненты смешать, добавить соль и растительное масло.