Жукова
Паспорт уголка уединения «Уютный домик»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт уголка уединения
в подготовительной группе
«Уютный домик»
Подготовила воспитатель:
Жукова Л. Г.
Актуальность
«Уголок уединения» — это место, где ребёнок в детском саду может ощутить себя в полной безопасности, может успокоится, расслабиться, поиграть с любимой игрушкой, рассмотреть фотографии, книги, «позвонить» маме, или просто помечтать.
Публикация «Паспорт уголка уединения „Уютный домик“» размещена в разделах
У детей дошкольного возраста часто меняется настроение в связи с недостаточной сформированностью эмоционально-волевой сферы. Дети еще не умеют контролировать проявления своих чувств. Поэтому нередко происходит демонстрация таких эмоциональных проявлений, как гнев, злость, грусть. Для ребенка изменение обстановки, пребывание целый день в шумном кругу людей при отсутствии мамы, а также исполнение требований педагогов и восприятие большого объема новой информации является серьезным стрессом. Поэтому для сохранения психологического комфорта дошкольника в группах создают специальные зоны, где малыш может побыть в одиночестве. В таком уголке ребенок может "спрятаться" от окружающих, выразить свои накопившиеся негативные эмоции, отвлечься от суеты с помощью интересных спокойных игр и просто отдохнуть в тишине.
Цель: организации уголка уединения в группе : преодоление эмоционального дискомфорта дошкольников.
Задачи:
- создать положительный эмоциональный микроклимат в группе;
- сформировать позитивное отношение ребенка к сверстникам и взрослым;
- организовать систематическую работу по нормализации и развитию эмоциональной сферы детей;
- способствовать сплочению детского коллектива, формируя позитивные дружеские отношения в группе;
- способствовать комфортной организации режимных моментов;
- обеспечить индивидуальный подход, свободу выбора и волеизъявления, ориентируясь на зону ближайшего развития каждого ребенка;
- научить ребёнка выражать свой гнев в приемлемой, безопасной форме, предупредить чрезмерное возбуждение нервной системы, что чревато переутомлением;
- помочь дошкольникам освоить приёмы регуляции своего настроения, обрести уверенность в себе;
- повысить самооценку тревожных и застенчивых детей, учить ребят бесконфликтному общению друг с другом;
- свести к минимуму возможные ссоры в детском коллективе.
Наполнение уголка уединения :
Предметы для выражения негативных эмоций
«Стаканчик гнева» : красиво оформленный стакан с крышкой, в котором ребёнок может оставить свои нехорошие слова и мысли. Когда ребенок выговорится, он плотно закрывает стакан и прячет его.
«Коврик злости» : маленький коврик из шероховатой ткани. Дошкольник разувается и вытирает ножки до тех пор, пока не перестанет злиться.
«Коробочка примирения» : картонная коробка интересно раскрашивается или декорируется аппликацией, двое детей просовывают руку каждый со своей стороны и, проговаривая слова мирилки, мирятся.
Зеркало для хорошего настроения. Когда воспитатель замечает, что ребенок не в духе, то предлагает ему посмотреть в уголке в зеркало, взглянуть на своё отражение и улыбнуться.
Кукла. Чтобы ребенок мог выговориться и поговорить, рассказать свои переживания
Предметы, выполняющие успокаивающую и релаксационную функцию
Сенсорные игрушки: шнуровки, мозаика.
Игрушки-шумелки: игрушки издающие звуки.
Альбом с изображениями любимых героев сказок и мультфильмов.
Игрушечный телефон для воображаемых звонков маме и папе.
Массажё ры: небольшие мячики-ёжики.
Коробочка с клубочками разного цвета и фактуры.
Материалы для изодеятельности: пластилин, карандаши для рисования.
Дидактическая игра «Собери бусы».
Пребывание в уголке уединения позволяет ребятам расслабиться, восстановить силы, а интересные игры помогают развивать мелкую моторику.
Пособия для развития эмоциональной сферы
В уголке уединения содержатся предметы, помогающие ребёнку лучше понять своё настроение и самочувствие, а также расширить спектр эмоциональных переживаний:
Дидактические игры: «Угадай эмоцию», «Хорошие и плохие поступки».
«Подушка-обнимушка», мягкая тряпичная подушка-лев. Позволяет ребятам поделиться своим настроением, рассказать о своих мечтах.
«Поляна настроений». Ребенок выбирает картинку с изображением того настроения, какое он хочет, чтобы было у него.
«Шкатулка добрых дел». Дети собирают в неё все добрые дела, сделанные за день.
Воспитатель обстоятельно знакомит воспитанников с каждым атрибутом и пособием, демонстрирует способы взаимодействия с ним. Ведь именно от этого зависит эффективность деятельности дошкольника в уголке уединения.
Основные виды деятельности в уголке уединения
С каждым предметом и атрибутом в уголке уединения можно развернуть целую игру. Обозначим основные направления:
Игры-манипуляции с предметами. Например: занятия с разноцветными клубками. Нитки помогают дошкольнику научиться приё мам саморегуляции: когда малыш сматывает нитки в клубок, он успокаивается. Действия с пряжей можно сочетать с чтением стихотворения или пением песенки.
Дидактические игры. Ребёнок может самостоятельно поиграть в настольную игру на обогащение эмоциональной сферы, например, распределить на 2 группы карточки с изображениями хороших и плохих поступков.
Речевые игры с использованием предметов. Например, «Мои добрые дела». Воспитатель предлагает ребенку вспомнить свой хороший поступок и положить фишку в специальную шкатулку (при этом всё проговаривается вслух).
Изобразительная деятельность. Например, «Нарисуй своё настроение» (здесь важную роль играет выбор цвета, «Нарисуй или слепи из пластилина свой страх» (это уже элементы арт-терапии — затем малыш может порвать картинку, а пластилиновую фигурку смять в комок).
В уголке уединения ребята играют в спокойные игры, занимаются творческой деятельностью, тихо общаются или просто отдыхают от шума.
Выводы:
Каждый ребенок, приходя в детский сад, должен иметь возможность в любое время (при необходимости) проработать свои негативные эмоции и
избавиться от них. Именно поэтому очень важно, чтобы в группах создавались специальные зоны уединения, где ребенок будет чувствовать себя комфортно и безопасно и сможет избавиться от негатива посредством специально отобранного педагогом оборудования.
В основе педагогической деятельности должна лежать уверенность в том,
что каждый ребенок имеет право быть таким, какой он есть, и у каждого
ребенка достаточно потенциальных сил для того, чтобы развиваться и быть счастливым.