Елена Черемисина
Паспорт экологической тропы
▼ Скачать + Заказать документы
ПАСПОРТ экологической тропы ДОУ №85
г. Липецк
«Охраняйте природу! Она не имеет ни кулака, ни зуба, чтобы защищаться от недругов.
Её сокровища вверены нашей совести, справедливости, уму и благородству»
Л. Леонов
Составила: воспитатель – Черемисина Е. В.
Паспорт экологической тропы
Публикация «Паспорт экологической тропы» размещена в разделах
Пояснительная записка: Создание экологической тропы на территории ДОУ способствует повышению научного уровня дошкольного образования. Знания, полученные детьми во время занятий на экологической тропе, служат важным дополнением к знаниям, полученным на занятиях. Главное состоит в том, что дети овладевают умением применять на практике разные знания в комплексе.
На экологической тропе обучение и воспитание объединяются в единый взаимосвязанный процесс. Помимо приобретения знаний о природной среде, дошкольники знакомятся здесь с этическими и правовыми нормами, связанными с природопользованием. На экологической тропе создаются условия для сочетания мысли, чувства и действия, что необходимо для воспитания убеждений личности, ее мировоззрения.
Работа на тропе способствует воспитанию у детей трудолюбия и уважения к труду, укрепляет связь обучения с жизнью, с трудом людей. Дошкольники расширяют свои естественнонаучные знания, а также получают представление об отношении человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. Они развивают в себе способность комплексно оценивать результаты труда, делать прогнозы касательно экологических последствий деятельности человека. Но самым важным проявлением связи обучения с жизнью является участие детей в деятельности по улучшению общего состояния природы в зоне экологической тропы.
Таким образом, создание экологической тропы помогает гуманизировать образование. Все знания, умения, навыки, убеждения, чувства, формируемые в ходе занятий на экологической тропе, направлены на решение главной задачи нашего времени – формирование экологической культуры человека. Это обусловливает содержание, методы и формы организации учебно-воспитательного процесса на тропе.
Основными видами деятельности детей во время прогулок на тропе являются игра, эксперимент, наблюдение, труд. Через данную деятельность дети приобретают навыки ориентирования в пространстве и времени, у них развиваются память, речь, мышление. Осмысленное созерцание и наблюдение способствуют формированию чувства прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять.
Цель создания экологической тропы : развитие экологического сознания дошкольников.
Задачи экологической тропы :
1) Развить познавательный интерес ребенка к миру природы, привить чувство ответственности за ее сохранность, сформировать его самоидентификацию в качестве части природы.
2) Сформировать познавательную активность дошкольников в процессе деятельности в зоне экологической тропы.
3) Привлекать детей к участию в деятельности по уходу за растениями, по охране и защите природы.
Характеристика тропы
Вид тропы : экологическая
Местонахождение: г. Липецк, улица Коммунистическая 22, территория ДОУ № 85
Год закладки: 2017
Состояние тропы : хорошее
Режим пользования: познавательные экскурсии, исследования
Назначение экологической тропы : познавательная, развивающая
Экологическая тропа располагается на территории детского сада, открытого в 1963 году.
Этапы создания экологической тропы
1. Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.
2. Составление паспорта экологической тропы.
3. Изготовление табличек с рисунками и надписями для пунктов маршрута.
4. Оформление тропы и изготовление элементарного оборудования для организации занятий, проведений опытов и наблюдений, игр.
В дальнейшем экологическую тропу можно будет дополнять новыми объектами, наиболее интересными и привлекательными с познавательной точки зрения.
5. Разработка маршрута экологической тропы.
6. Составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми и родителями.
Формы и методы работы с детьми на экологической тропе
· Экологические беседы;
· Наблюдения;
· Элементарные опыты;
· Экскурсии;
· Целевые прогулки;
· Экологические конкурсы, викторины;
· Решение экологических ситуативных задач;
· Чтение художественной литературы;
· Обсуждение и проигрывание ситуаций;
· Трудовой десант;
· Труд в природе;
· Экологические досуги, развлечения, праздники;
· Экологические игры (имитационные, дидактические, соревновательные, сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия, подвижные);
· Театрализации, инсценировки.
Формы и методы работы с родителями на экологической тропе
· Взросло-детские проекты;
· Изготовление рисунков, поделок;
· Субботники по облагораживанию территории ДОУ;
· Участие в конкурсах
· Участие в совместных экологических развлечениях, праздниках, досугах;
· Фотовыставки;
· Изготовление книжек-малышек (экологические сказки).
Методические рекомендации по работе на экологической тропе
Методика работы на тропе избирается воспитателем самостоятельно в зависимости от задач, которые стоят перед ним в каждом конкретном случае.
При одном посещении тропы не имеет смысла рассматривать много объектов. Дети, в силу возрастных особенностей, не способны воспринимать большой объем материала, поэтому на тропе нужно работать систематически, при каждом посещении знакомится с одним – двумя объектами. Не стоит давать детям сразу всю информацию по объекту, это делается поэтапно - информация добавляется с каждым посещением тропы.
Все мероприятия на тропе проводятся с участием Хозяина тропы- Лесовичка, который предлагает решить какую- то проблемную ситуацию, тогда дети с удовольствием принимают игровую задачу.
Каждый воспитатель выбирает любые формы работы, которые обеспечивают активизацию познавательной деятельности детей.
Важно: материал должен быть доступен пониманию детей,дети должны быть участниками процесса. Только тогда экологические знания будут усвоены детьми.
Работа на экологической тропинке может быть разнообразной. Можно организовать серию кратковременных наблюдений за разными объектами, удачным будет включение детского экспериментирования. Целесообразно проведение предметных и словесных дидактических игр ( например: «Раз-два-три, к дереву (кустарнику) беги!», «С чьей ветки детки»). На многих видовых точках можно запланировать организацию трудовой деятельности, проведение элементарных природоохранных акций («Живая ёлочка – зелёная иголочка», «Птичья столовая» и т. д.). Наконец, можно провести целевую прогулку и экскурсию. Они будут особенно интересны, если путешествуя от одной видовой точки к другой, дети выполняют задание педагога или сказочного персонажа.
Т. о., экологическая тропинка является компонентом развивающей предметной среды ДОУ и может быть использована в познавательных целях, для развития у детей навыков общения с природой, а также эмоционально-положительного отношения к ближайшему природному окружению.
Краткое описание границ маршрута:
Маршрут экологической тропы представляет собой последовательное движение от одного объекта к другому, и наглядно показан нумерацией на маршруте экологической тропы, приведенной в приложениях (См. Приложение).
Таким образом, экологическая тропинка состоит из объектов. Они специально созданы нами на территории ДОУ. Путешествуя от одной точки к другой, дети выполняют задание педагога
"Мы создали экологическую тропу, для того, чтобы вы, пройдя по ней, увидели и узнали, как живет и чувствует себя окружающая вас природа, чтобы каждый из вас почувствовал внутри себя желание сохранить природу. Экологическая тропа ждёт вас!”
Хозяин тропинки «Лесовичок» - сказочный персонаж
Жил в лесу лесовичок, Волки домик охраняли,
Очень мудрый старичок, Мишка с кличкой Михаил —
Он командовал всем лесом, Правою рукою был.
С величайшим интересом. Так бежит за годом год,
Все дедулю уважали, Дедушка в лесу живет,
Все дедуле угождали: Старичок Лесовичок
Белки шишки собирали, Очень милый мужичок.
Зайцы овощи сажали,
Пчелки медик добывали,
Мышки зерна собирали,
«Лесовичок» предлагает детям выполнять правила поведения на экологической тропе :
• Не мешайте жить обитателям тропы – проходите без лишнего шума.
• Шум не помощник в познании природы, слушай голоса леса. Наслаждайся пением птиц и другими звуками природы.
• Запрещается срывать растения, ломать ветки, ловить насекомых, бросать мусор.
• На тропе разрешается рассматривать, любоваться, размышлять.
• С тропы нельзя выносить сувениры природы: красивые камни, интересные коряги и т. п.
• С тропы можно «выносить» только знания, впечатления и хорошее настроение!
Я сорвал цветок – и он увял. Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем.
«Цветник»
Цветник – участок (ограниченная территория, на котором выращивают декоративные растения. Чаще всего это травянистые цветковые растения, но могут также присутствовать кустарники и небольшие деревья. Цветники используют для украшения садов, парков, а также пространства перед входом в здание.
Стихотворение «Роза» О ней поют поэты всех веков. Нет в мире ничего нежней и краше, Чем этот сверток алых лепестков, Раскрывшийся благоуханной чашей. Как он прохладен, холоден и чист Глубокий кубок, полный аромата. Как дружит с ним простой и скромный лист, Темно-зеленый, по краям зубчатый.
Загадки: Этот цветок – самый прекрасный! Он может быть и белым, и красивым, Может быть желтым иль розовым цветом, Словно духи ароматный при этом. Только вот веточка колет шипами. Что за цветок? Догадайтесь-ка сами! (Роза)
Хоть не зверь я и не птица, Но сумею защититься! Растопырю коготки - Только тронь мои цветки! (Роза)
«Сиреневый рай»
Сирень обыкновенная - общеизвестный кустарник или деревцо из семейства масличных. Цветки лилово-фиолетовые, разных оттенков, иногда белые, с сильным ароматом. Листья темно-зеленые, зеленеют раньше всех кустарников и дольше всех сохраняются. Осенью листья при опадании не желтеют.
Родина - юго-восток Западной Европы. Цветет в конце мая - начале июня. Культивируется как озеленительное и декоративное растение. Существует много различных видов сирени, но сирень обыкновенная очень распространенный вид и встречается в южной, северной и средней полосе России.
Стихотворение «Сирень» Сирень прекрасна, спору нет Весны дыханье-первый цвет. Так нежен тонкий аромат, Что дарит радость во стократ Сильнее, чем сама любовь. И открывает вновь и вновь,
Всю многогранность нежных чувств. И поцелуй, сорвавши с уст, Украдкой, тайно, лишь во сне, Цветы приносит по весне.
Загадки: Куста чудесней нет, Он славит день весенний, Пахуч и нежен цвет Красавицы. (Сирени)
Благоухает и манит, Цветами нежными дарит, Протянешь руку за плетень - И в ней окажется. (Сирень)
«Сосновый бор»
Сосна гибкая - замечательный североамериканский вид, достигающий на родине 6-30 м высоты, с коротким, толстым стволом, пирамидальной кроной, короткими, изогнутыми, повисшими ветвями. Молодые побеги желто-зеленые, голые или опушенные, изогнутые. Хвоя по 5 в пучках, на концах побегов плотно сжатая и направленная вперед, жесткая, прямая, до 7 см длиной, острая, с обеих сторон с устичными полосками, благодаря которым общий цвет хвои- голубовато-зеленый, функционирует 5-6 лет. Шишки цилиндрические, до 15 см длиной.
Загадки: Все знают, что у елки, не листья, а иголки, И так же, как она, с иголками. (Сосна)
У меня длинней иголки, чем у елки. Очень прямо я расту. В высоту. Если я не на опушке, ветки – только на макушке (Сосна)
«Зеленая аптека»
С глубокой древности человек использовал естественные блага растительного мира и как источник своего пропитания, и для облегчения своих недугов. По существу любое растение создано природой во благо, а задача человека лишь понять его предназначение, поскольку весь зелёный мир – это своего рода аптека.
Объекты для наблюдений:Мята, Мелисса, Ромашка, Чеснок, Календула, Лопух, Чистотел.
Аптекарский огород создан нами для того, чтобы познакомить детей с разнообразием лекарственных растений, их биологическими особенностями. Для проведения наблюдений за этапами роста и созревания растений-целителей, закрепления знаний о ценности их для здоровья, учить правилам сбора и сушки трав «зеленого аптеки».
Дети младшего возраста наблюдают за растениями с крупными листьями и цветками (календулой, девясилом, одуванчиком и другими). Они любуются растениями, называют их части, узнают об их лечебных свойствах.
Ребята средней группы наблюдают за отмеченными выше растениями и еще за подорожником, цикорием, мать-и-мачехой. Они исследуют форму, цвет, размер, запах листьев и цветков, проводят тактильные обследования (листья шершавые, гладкие, ворсовые и т. п.).
В старшем возрасте дети знакомятся со всеми описанными выше растениями, проводя сенсорное обследование их частей и семян, с биологическими и лечебными свойствами, правилами сбора этих растений, а также с тем, какие именно части растений применяются для лечения болезней
«Тополиная прохлада»
Крупные деревья высотой 40—45 м (до 60 м) и диаметром ствола более 1 метра. Крона шатровидная, яйцевидная, яйцевидно-пирамидальная или пирамидальная. Кора ствола трещиноватая, буровато-серая или тёмно- серая; ветвей — гладкая, серая или оливково-серая. Корневая система сильная, но большей частью поверхностная, уходящая далеко за пределы проекции кроны. Листья черешковые, очерёдные, голые или опушенные, от ланцетных до широкояйцевидных, форма листа зависит от побега, на котором находится, и от положения на этом побеге.
Стихотворение “Тополь” Он Похож на снег зимой, Упадёт, и снова в путь, только не холодный, и ни как не отдохнуть. А такой же беспокойный, И кружит пушинки ветер, лёгкий и свободный. и бегут за ними дети. Как снежинки пух летит, и на месте не сиди
Загадки: Из деревьев ранним летом вдруг снежинки за порхают, Но не радует нас это - мы от этого чихаем (Тополя)
То ли с крыши, то ли с неба – или вата, или пух. Или, может, хлопья снега появились летом вдруг? Кто же их исподтишка, сыплет будто из мешка? (Тополиный пух)
«Рябинушка»
Рябина – род древесных растений из семейства Розовые, достигают 15 метров в высоту. Её непарно перисто-рассеченные листья состоят обычно из 11-19 листочков, с острыми зубчиками по краям и слегка опущенных по нижней стороне. Кора гладкая и серая. Белые (иногда розоватые) цветки собраны в большие зонтикообразные соцветия. Плоды напоминают маленькие яблочки, 2-5 гнездные, шаровидные или грушевидные, красные, белые, коричневые. Стенки таких гнёзд твердые, плотные или тонкие, перепончатые. Семена продолговатые или трехгранные. Рябина богата витаминами.
Загадки: Осень в сад к нам пришла, красный факел зажгла. Здесь дрозды, скворцы снуют. И, глядя, его клюют. Ягоды не сладость, зато глазу радость И садам украшенье, а друзьям угощенье (Рябина)
Весной зеленела, летом загорела, Осень в сад пришла, красный факел зажгла (Рябина).
«Метеостанция»
«Метеостанция» – площадка для организации, наблюдений и изучения явлений природы (осадки, направление ветра). При наблюдении за природными явлениями (например, движением облаков, поведением животных, состоянием растений.)
При пользовании простых приборов для определения погоды у ребенка развивается наблюдательность, умение делать выводы, обобщать, – все это необходимо для общего развития ребенка. Метеостанция с размещенным на ней специальным оборудованием, предназначена для обучения детей элементарному прогнозированию состояния погоды.
Оборудование детской метеостанции включает в себя:
Термометр – прибор для измерения температуры воздуха.
Барометр — прибор для измерения атмосферного давления, изменение которого предвещает перемену погоды.
Дождемер – прибор для измерения количества осадков.
Флюгер — прибор для определения направления и силы ветра.
О погоде детям: Словно зарево закат, Как бы дождик
Низко ласточки летают – Завтра будет сильный ветер - не пошел
О дожде предупреждает, Старожилы говорят.
А летают высоко – Если больше, чем обычно,
Значит дождик далеко. Над цветами вьется пчёл,
Если солнце село в тучи, Нужно будет опасаться,
«Водоём»
Цели : -Знакомить детей с обитателями рек и морей, учить называть и различать морских и речных обитателей. -Закреплять полученные ранее знания, уточнять и расширять знания о подводном мире. Ребятам также предлагаются различные формы работы: рыбалка, и дидактические игры.
«Плавает - не плавает».
Цель: закрепить плавающих обитателей рек, озёр, морей и океанов.
Дети стоят в кругу. Ведущий с мячом в руках находится в центре. Он называет различных зверей, птиц, рыб и т. д. Если названное животное плавает, дети должны поймать мяч, если животное не плавает, дети мяч не ловят. Кто ошибается, выходит из игры, побеждает тот, кто долго продержался в круге.
«Зверь рыба, птица, небылица».
Цель: закрепить животных леса, луга, водоемов и проч.
Играющие располагаются в круг. Ведущий проходит мимо них и повторяет: «Зверь, рыба, птица, небылица». Внезапно он останавливается напротив одного из игроков, называя одно из перечисленных слов и считая при этом до пяти. Игрок, против которого остановился ведущий, должен назвать соответственно зверя, рыбу, птицу, пока не окончен счёт, а если надо назвать небылицу, ребенок называет то, чего в лесу, в воде, на лугу не бывает. Не сумевший выполнить задание выбывает из игры. Побеждает тот, кто больше даст правильных ответов.
«Альпийская горка»
Цель: формировать представления об «альпинарии», как разновидности цветника; дать детям знания о составляющих частях «альпинария» (сочетание объектов живой и неживой природы).
Стихотворение «Клумба» Шелковистых и пушистых.
Наша клумба - загляденье! Тонких, гибких стебельков.
Полюбуйтесь на неё! Столько красок уместилось,
Поднимает настроенье, Просто глаз не оторвать!
Всем, кто к ней не подойдет. Будто радуга спустилась,
Сколько здесь цветов душистых! К нам цветы разрисовать.
Сколько нежных лепестков:
Загадки:
То фиолетовый, то голубой, он на опушке встречался с тобой.
Названье ему очень звонкое дали, но только звенеть он сумеет едва ли.
(Колокольчик)
Все знакомы с нами: яркие, как пламя,
Мы однофамильцы с мелкими гвоздями.
Полюбуйтесь дикими алыми.
(гвоздиками)
«Петуния»
Ее стихия - вазы и кашпо,
Не надо ей обильные поливы.
Побеги могут быть спадающим жабо,
на клумбах красок смесь и переливы.
ИНСТРУКЦИЯ
по организации охраны жизни и здоровья детей
на "Экологической тропе"
1. Общие требования безопасности
1.1. Педагог дошкольного учреждения обязан:
1.1.1. Знать, что несет личную ответственность за сохранение жизни и здоровья детей.
1.1.2. Знать содержание инструкции по оказанию первой медицинской помощи и, при необходимости, уметь оказать такую помощь детям при ушибах, кровотечениях, отравлениях, вывихах, переломах, солнечных ударах до прибытия медицинского работника.
1.1.3. Строго соблюдать санитарные правила, утвержденные Минздравом России.
1.1.4. Находиться с детьми и не оставлять детей без присмотра.
1.2. Требования безопасности к оснащению территории:
1.2.1. Оборудование, расположенное на территории "Экологической тропы" (малые игровые и архитектурные формы, пособия для экспериментальной и исследовательской деятельности, физкультурные пособия и др., должно быть в исправном состоянии: без острых выступов, углов, гвоздей, шероховатостей и выступающих болтов.
1.2.2. Лесенки и мостики должны быть устойчивы и иметь прочные рейки и перила, соответствовать санитарным требованиям.
2. Требования безопасности перед выходом на "Экологическую тропу"
2.1. Завхоз обязан:
2.1.1. Ежедневно осматривать территорию "Экологической тропы", не допускать наличия на ней травмоопасных предметов: сломанных кустарников, сухостойных деревьев, металлических предметов, битого стекла и др.
2.1.2. Ежедневно проверять исправность и устойчивость оборудования, находящегося на "Экологической тропе", надежность крепления лестниц, баллонов, пеньков.
2.1.3. Ежедневно проверять наличие препаратов в медицинской аптечке.
3. Требования безопасности во время нахождения на "Экологической тропе"
3.1. Педагог дошкольного учреждения обязан:
3.1.1. Обеспечить комфортные условия пребывания воспитанников на "Экологической тропе", исключающие психоэмоциональное напряжение, с использованием занимательного игрового и развивающего оборудования и материалов.
3.1.2. Обеспечить в целях профилактики травматизма контроль и непосредственную страховку ребенка во время лазания, спрыгивания с возвышенности, спортивного оборудования.
3.1.3. Не допускать лазания воспитанников по ограждениям забора, деревьям.
3.2. Хождение воспитанниками босиком по траве, песку, гравию разрешается только после осмотра и подтверждения безопасного состояния территории.
3.3. Проведение игр с песком допускается только при условии ежедневной перекопки и ошпаривания песка кипятком.
3.4. Во избежание перегрева в жаркое время года дети должны носить легкие головные уборы.
4. Требования безопасности в чрезвычайных ситуациях
4.1. Педагог дошкольного учреждения обязан:
4.1.1. При возникновении чрезвычайной ситуации организовать эвакуацию воспитанников с территории "Экологической тропы" в безопасное место. Сообщить о случившемся руководителю учреждения.
4.1.2. При получении воспитанником травмы оказать ему первую медицинскую помощь до прибытия медицинского работника.
5. Требования безопасности по выходу с территории "Экологической тропы"
5.1. Педагог дошкольного учреждения обязан:
5.1.1. Организовать гигиенические процедуры воспитанников.
5.1.2. В случае необходимости организовать очистку одежды от грязи и песка.
руководитель ДОУ Дымова Ю. А.