Юлия Карачевцева
Паспорт экологической тропы
▼ Скачать + Заказать документы
Разработчики:
Воспитатель Холопова Ю. А.
Паспорт экологической тропы МБДОУ «Детский сад №49»
Пояснительная записка
В целях экологического образования на территории детского сада создана экологическая тропа, которая выполняет познавательную, развивающую и оздоровительную функцию.
Публикация «Паспорт экологической тропы» размещена в разделах
Экологическая тропа МБДОУ «Детский сад №49» – специально оборудованная в образовательных и воспитательных целях природная территория; маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную ценность, на котором дошкольники получают информацию о них.
Экологическая тропа включает в себя ряд самых разнообразных объектов растительного и животного мира, видовые ландшафтные композиции, малые архитектурные формы.
В дальнейшем можно дополнять ее новыми объектами, наиболее привлекательными и интересными с познавательной точки зрения.
При выборе объектов стремились к тому, чтобы они были типичными для местной природы и информационно содержательными.
Экологическая тропа рассчитана преимущественно на организованное прохождение. При выборе маршрута учитывались доступность, эмоциональная насыщенность и информационная емкость.
Тематика экскурсий, проводимых на экологической тропе различна, и зависит от целей работы и возрастного состава детей.
Во время прогулок, экскурсий по экологической тропе дети играют, экспериментируют, наблюдают, беседуют со взрослыми, отгадывают загадки, делают выводы, выполняют задания. Свои впечатления об увиденном, дети выражают в изобразительной деятельности. Объекты экологической тропинки можно использовать для познавательного и эмоционального развития детей. В результате у детей развиваются память, речь, мышление. А самое главное – появляется чувство прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять.
Основные характеристики экологической тропы
Вид тропы : экологическая
Местонахождения г. Сыктывкар, ул. Оплеснина, дом 23, территория МБДОУ «Детский сад № 49»
Режим пользования: познавательные экскурсии, наблюдения, исследования, игры в разные времена года
Краткое описание объектов маршрута:
1. «Парма»
2. «Мир насекомых»
3. «Чудо - пни»
4. «Зеленые друзья»
5. «Тропинка здоровья»
6. «Привал «Место встреч»
7. Яблоня
8. Скворечник
9. Мини-огород
10. Метеостанция
11. «У пруда»
12. «Цветочная полянка»
13. «Сельский дворик»
14. «Домишко муравьишек»
15. Лиственница
16. Березовая аллея
17. «Господин Боярышник»
18. «Птичья гостиная»
19. «В гости к Елочке»
20. «Госпожа Сирень»
Возможные варианты работы на тропе :
- проведение занятий, сезонных экскурсий;
- мини-субботники;
- исследования на тропе :
*наблюдения за растениями в природе (по сезонам,
*развешивание кормушек,
*наблюдения за перелетными и зимующими птицами (по сезонам,
*оформление гербария,
*фотографирование,
* рисунки, плакаты, поделки;
- сбор природного поделочного материала (шишки, листья.).
ЦЕЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ :
• Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения, расширения кругозора и оздоровления детей на свежем воздухе
• Познакомить с разными объектами живой и неживой природы и показать взаимосвязь природы с окружающим миром
• Способствовать развитию экологической воспитанности дошкольников: вызывать чувство близости к природе, сопереживание ко всему живому, заботу и бережное отношение к природе.
• Использовать прогулки по экологической тропе для развития наблюдательности, познавательной и творческой активности дошкольников посредством проведения игр, исследований, наблюдений, театрализованных занятий и других видов деятельности
ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТОВ НА МАРШРУТЕ
1. «Парма»
Встреча с хозяином экологической тропы Медведем и его другом Оленем.
Вместе с педагогом дети рассматривают схему тропы, для определения последовательности маршрута.
Дети знакомятся с правилами поведения в природе при помощи иллюстраций, делятся своим жизненным опытом. Педагог обращает внимание детей на то, что во время путешествия по тропе тоже необходимо соблюдать правила:
• Не мешать жить обитателям тропы – проходить без лишнего шума.
• Запрещается срывать растения, вытаптывать траву, ломать ветки, ловить насекомых, бросать мусор.
• С тропы нельзя выносить сувениры природы: красивые камни, интересные коряги и т. п.
• С тропы можно «выносить» только знания, впечатления и хорошее настроение!
2. «Мир насекомых»
Педагог проводит беседу о насекомых, об особенностях их строения и существования. Дети делятся своими наблюдениями за насекомыми в природе.
Стихотворение «Божья коровка»
Вот так чудо! Вот потеха!
Всколыхнулся сад от смеха:
Тучкой с неба очень ловко,
Вниз пикируют коровки,
Словно капельки-дождинки.
Красные мелькают спинки.
Слышен лёгкий шелест крыльев.
В сад десантники спустились.
На капусту часть их села,
Тлю на ней мгновенно съела.
Кто-то чистит помидоры.
У коровок жё сткий норов:
Крох всех вредных с грядок гонят,
Ведь от них растенья стонут,
Не дают цветам раскрыться,
Стали серыми их лица.
А коровки боевые.
Всё почистили, помыли.
Чёрно-красной взвились тучей,
Сильным воинством могучим.
И куда пришла беда,
Вмиг слетятся все туда.
Благодарны им растенья,
Труд полезный, без сомненья.
Сад всех радует здоровьем.
Вот спасибо вам, коровки!
Загадки:
С листьев тлю она съедает,
следить за садом помогает.
Вот она взлетела ловко.
Это – (Божья коровка)
Прыгает пружинка –
Зелёная спинка.
С травы на былинку, с ветки на тропинку (Кузнечик)
Во фраке зелёном маэстро, взлетает над лугом в цвету.
Он — гордость местного оркестра, и лучший прыгун в высоту (Кузнечик)
На цветке сидит цветочек, в два всего лишь лепесточка.
Лепестки цветные, по краям резные!
Посидит и улетает. Если кто не угадает,
То подскажет мамочка: "Да ведь это. (Бабочка)
Её кокон, как яичко. И летает, хоть не птичка.
Пьёт нектар она с цветка, опасается сачка (Бабочка)
Стихотворение «Кузнечик»
Был кузнечик очень мал,
В травке весело скакал.
Видит – ящерица злая,
Вся зеленая, большая.
Говорит ему: «Постой,
Аппетитненький ты мой!
Я как раз, таких люблю –
Ем и солью не солю».
Но кузнечик!
Прыг! И спрятался. Вот так!
И над ящеркой хохочет:
Всё стрекочет и стрекочет.
Стихотворение «Бабочка»
Над травой порхает. бантик?
Нет, наверно это фантик
разноцветный от конфет?
Знает кто из вас ответ?
Ой, есть крылышки у чуда!
Прилетело ты откуда?
Тихо бабочка присела,
отдохнула и взлетела.
Так с цветочка на цветок
я порхаю весь денёк
3. «Чудо - пни»
Воспитывать уважительное и почтительное отношение к старым деревьям и пням, бережное отношение к окружающей природе, к любому объекту живой и неживой природы. Показать детям возможность дать вторую жизнь погибшему дереву.
Загадка:
Был я деревом когда-то
И шумел листвой, ребята,
Потерял свою красу,
Стал я ниже всех в лесу (Пень).
Стихотворение «Ёж и пень»
Раз в лесу в погожий день,
Натолкнулся Еж на пень.
Пень расстроен. Еж сердит.
Пень молчит. И Еж молчит.
Вдруг сказал Ежу Опенок:
- Нехороший ты, Ежонок –
Сам пенек ты не увидел,
Чем же он тебя обидел?
- А откуда ты узнал, я ж об этом не сказал!
– Отвечает Белка с елки:
- Ты забыл убрать иголки!
4. «Зеленые друзья»
Объект включает разные породы деревьев смешанного леса (береза, рябина, осина и др.). Дети беседуют о деревьях, их роли в жизни человека, делятся своими знаниями, полученными ранее.
5. «Тропинка здоровья»
Особое внимание в детском саду уделяется здоровьесбережению воспитанников в период летней оздоровительной работы, в которую вовлечены все участники образовательного процесса: педагоги, медицинский персонал, родители и сами дети. Для этого нами создана «Тропинка здоровья».
Она выполнена из естественных материалов в форме небольших отрезков, мощенных разнофактурным природным материалом. Это спилы деревьев, галька, сосновые шишки, песок.
«Тропинка здоровья» позволяет проводить профилактику и коррекцию здоровья детей в игровой форме.
Упражнения с использованием природных материалов помогают детям развивать физическую силу, гибкость тела, координацию движений ребёнка.
6. Привал «Место встреч»
Объект включает разные породы деревьев смешанного леса (береза, рябина, осина и др., полянку со скамеечками и столом, с обитающими под ним насекомыми (муравьи, червяки и др.)
Дети рассматривают и наблюдают за деревьями, травами и кустарниками, сравнивают их, отыскивают различных насекомых в траве, под лежащим бревном, пнями, отдыхают, сидя на пнях и вдыхая лесной воздух, собирают природный материал для поделок (листья, веточки, и т. д.)
Педагог беседует с детьми об обитателях леса (растениях, животных, насекомых, загадывает загадки о них. Закрепляет знания детей о правилах поведения в лесу с помощью экологических знаков, расположенных по периметру привала, организует словесные и подвижные игры. («Угадай дерево», «Я знаю пять названий животных/ насекомых леса», «Раз, два, три – к дереву беги», «Кто быстрей займет пенек» и т. д.)
7. Яблоня
Дети рассматривают все части дерева (ствол, листья, цветы, плоды, наблюдают за изменениями в разное время года, выполняют задания из волшебного сундучка, находящегося на ветвях яблони («Разложи по порядку картинки», «отгадайте загадку»)
Педагог, используя иллюстративный материал из «волшебного сундучка» беседует с детьми о яблоне, рассказывает об этом дереве, его строении, росте, пользе для природы и человека; знакомит с пословицами, поговорками, народными приметами, связанными с яблоней, читает стихи об этом дереве.
Яблоня – основная плодовая культура, она занимает большую площадь сада. Все виды — хорошие медоносы. Древесина у яблони плотная, крепкая, легко режется и хорошо полируется; пригодна для токарных и столярных изделий, мелких поделок.
Стихотворение «Яблоня» Резник Илья
Зимою спит устало
Под снежным одеялом.
Весною белым цветом,
Как девица одета.
А с наступленьем лета
Подарки дарит детям.
Её плоды сочны, вкусны.
Едят до самой до зимы.
Один бочок – зелёный.
Под солнышком взращенный,
Другой бочок горит огнём
И солнца луч играет в нём.
Загадки:
Загляни в осенний сад- чудо-мячики висят.
Красноватый, спелый бок ребятишкам на зубок (Яблоко)
Дорогой Червячок!
Ты не кушай мой бочок.
Я достанусь Ребятишкам.
Непоседам, Шалунишкам! (Яблоко)
Гляжу в оконце,
На ветке Солнце.
Солнце красно-белое
солнце очень спелое (Яблоко)
8. Скворечник
С педагогом дети рассматривают скворечник – искусственное гнездовье для мелких птиц, преимущественно гнездящихся в дуплах. Обычно делается в виде деревянного домика. Характерные размеры скворечника: дно 15 на 15 см., высота 30 см., диаметр летка 40-45мм. Скворечник ничем не покрывают.
Вешают на высоту от 3 метров и выше в вертикальном положении. Несмотря на название, в скворечнике или синичнике могут гнездится не только скворцы или синицы. В скворечнике могут поселиться, например мухоловки, воробьи, пеструшки, трясогузки.
1апреля отмечается «День птиц» - праздник, одной из традиций которого является развешивание скворечников и кормушек для птиц.
Педагог зачитывает стихотворение, дети отгадывают загадки.
9. Мини-огород
Дети рассматривают мини-грядки с овощными культурами, наблюдают за их ростом и развитием, приобретают практические навыки ухода за растениями (полив, прополка, рыхление, сбор урожая)
Педагог беседует с детьми об овощных культурах и растениях огорода, предлагает отгадать загадки о них, рассказывает о том, как человек ухаживает за растениями, инструментах, необходимых для этого; помогает сделать выводы о взаимосвязи состояния растений и динамики их развития с благоприятными или неблагоприятными условиями.
10. Метеостанция
«Метеостанция» – площадка для организации, наблюдений и изучения явлений природы (осадки, направление ветра). При наблюдении за природными явлениями (например, движением облаков, поведением животных, состоянием растений.)
При пользовании простых приборов для определения погоды у ребенка развивается наблюдательность, умение делать выводы, обобщать, – все это необходимо для общего развития ребенка. Метеостанция с размещенным на ней специальным оборудованием, предназначена для обучения детей элементарному прогнозированию состояния погоды.
Метеостанция включает в себя флюгер, указывающий направления ветра, вертушку, показывающую силу ветра, осадкометр (посуда для сбора осадков, расположенная под деревом и на открытом участке, термометры, расположенные в тени и на солнечном участке, столик для занятий (дети иногда зарисовывают свои наблюдения, фигурку ежика с колючками в виде шишек.
Дети изучают и наблюдают явления природы (осадки, направление ветра, пользуются простыми приборами, помогающими определять погоду, Дети имеют возможность наблюдать интересные явления: в сырую погоду шишки у ежика на спинке закрываются, в жаркую, сухую открываются.
Педагог знакомит детей с приборами для наблюдения за погодой, обращает внимание на интересные факты, помогает сделать выводы о взаимосвязи живой и неживой природы, предлагает сделать отметки в календаре погоды.
11. «У пруда»
Дети рассматривают искусственный водоем с водными растениями, насекомыми, улитками, живущими в воде, альпийскую горку с разными видами растений, фигурки лягушки, цапли, уток, наблюдают за изменениями живых объектов природы, отгадывают загадки, связанные с прудом и его обитателями.
Педагог, используя иллюстративный материал беседует с детьми об обитателях пруда (растения, животные, насекомые).
12. «Цветочная полянка»
Беседа педагога о цветнике – участок (ограниченная территория, на котором выращивают декоративные растения. Чаще всего это травянистые цветковые растения, но могут также присутствовать кустарники и небольшие деревья. Цветники используют для украшения садов, парков, а также пространства перед входом в здание.
Возможно использование музыкального сопровождения, чтения стихов о цветах, разгадывание загадок.
13. «Сельский дворик»
Дети рассматривают объекты деревенского подворья (деревенский дом, колодец, ветряная мельница, ульи для пчел, плетень, фигуры бабушки и дедушки, домашних животных (бык, овечка, свинья с поросенком). Педагог беседует с детьми о том, чем отличается город от деревни, о домашних животных, загадывает загадки, помогает сформулировать понятие «домашние животные»
14. «Домишко муравьишек»
Дети рассматривают муравейники из хвои и веточек, фигурки муравьев, рассматривают схему муравейника.
Педагог предлагает отгадать загадки про муравьев и муравейник, рассказывает детям об устройстве муравейника, интересные факты из жизни этих насекомых, знакомит с пословицами, поговорками, народными приметами, связанными с муравьями, читает стихи и сказки про муравьев и муравейник.
Загадка:
На полянке среди елок,
Дом построен из иголок,
За травой не виден он,
А жильцов в нем миллион (Муравейник)
Стихотворение про муравья
Муравей — трудяга редкий,
Все в лесу об этом знают,
Целый день таскает ветки,
Труд он очень уважает!
Ну, а если кто ленится -
Муравей с таким не дружит,
Все обязаны трудится!
Лодырь — никому не нужен!
Стихотворение «Будь человеком»
В лесу мурашки-муравьи,
Живут своим трудом,
У них обычаи свои
И муравейник — дом.
Миролюбивые жильцы,
Без дела не сидят:
С утра на пост бегут бойцы,
А няньки в детский сад.
Рабочий муравей спешит
Тропинкой трудовой,
С утра до вечера шуршит
В траве и под листвой.
Ты с палкой по лесу гулял
И муравьиный дом,
Шутя, до дна расковырял
И подпалил потом.
Покой и труд большой семьи
Нарушила беда.
В дыму метались муравьи,
Спасаясь кто куда.
Трещала хвоя. Тихо тлел
Сухой, опавший лист.
Спокойно сверху вниз смотрел
Жестокий эгоист…
За то, что так тебя назвал,
Себя я не виню, -
Ведь ты того не создавал,
Что предавал огню.
Живешь ты в атомный наш век
И сам — не муравей,
Будь Человеком, человек,
Ты на земле своей!
15. Лиственница
Дети рассматривают все части дерева (ствол, листья, цветы, плоды, наблюдают за изменениями в разное время года, выполняют задания из волшебного сундучка («Разложи по порядку картинки», «отгадайте загадку»)
Педагог, используя иллюстративный материал из «волшебного сундучка» беседует с детьми о лиственнице, рассказывает об этом дереве, его строении, росте, пользе для природы и человека; знакомит с пословицами, поговорками, народными приметами, связанными с деревом, читает стихи.
16. Березовая аллея
Дети рассматривают все части дерева (ствол, листья, цветы, плоды, наблюдают за изменениями в разное время года, выполняют задания из волшебного сундучка («Разложи по порядку картинки», «отгадайте загадку»)
Педагог, используя иллюстративный материал из «волшебного сундучка» беседует с детьми о березе, рассказывает об этом дереве, его строении, росте, пользе для природы и человека; знакомит с пословицами, поговорками, народными приметами, связанными с деревом, читает стихи.
Большинство видов берёз - деревья высотой 30-45 м, с обхватом ствола до 120—150 см, некоторые виды — кустарники от крупных до мелких, вплоть до стелющихся, едва приподнимающихся над землёй. В давние времена, когда еще не было бумаги, умельцы особым образом выделывали верхний слой березовой коры — бересту, чтобы на ней можно было писать.
Древесина дерева и сегодня служит для изготовления мебели, листья и почки используются в лекарственных целях, березовый сок не только вкусен, но и полезен, а из гибких тонких веток получаются отличные веники для бани.
Загадки:
Зелена, а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява, а без волос (Береза)
Стоит Аленка, платок зеленый
Тонкий стан, белый сарафан.
(Береза)
Стихотворение «Березка»
За окном берёзки,
В праздничном наряде
Ветерок колышет
Солнечные пряди.
Опадут листочки,
Лягут покрывалом.
И укроют землю
Лёгким одеялом.
А весна настанет -
Вновь висят серёжки,
Ветви украшают,
Как и платье брошки.
17. «Господин Боярышник»
Дети рассматривают все части, наблюдают за изменениями в разное время года, выполняют задания из волшебного сундучка («Разложи по порядку картинки», «отгадайте загадку»)
Педагог, используя иллюстративный материал из «волшебного сундучка» беседует с детьми о боярышнике, рассказывает об этом кустарнике, его строении, росте, пользе для природы и человека; знакомит с пословицами, поговорками, народными приметами, связанными с боярышником, читает стихи.
Боярышник – это кустарники или небольшие деревца высотой до 5 метров из семейства розоцветных. Растение неприхотливое, морозостойкое. От латинского название «крепкий», что отражает или свойство древесины – крепкой и твёрдой, или способность растения жить долго: возраст боярышника может достигать 300лет.
Целебные свойства плодов и цветков боярышника известны человеку издавна. Из плодов делают настойки, которые полезны для сердца. Колючки использовали вместо гвоздей.
Загадка: Целебный куст ягодами густ,
Одет по-боярски, лечит по-царски (Боярышник)
Стихотворение «Боярышник»
Боярышник любому рад,
кто от рождения крылат:
для мух - цветы, для птиц - плоды.
Тебе - шипы: бескрылый ты!
18. «Птичья гостиная»
Дети наблюдают за птицами, прилетающими к кормушке, поилке, скворечнику в разное время года, слушают их пение, отгадывают загадки о зимующих и перелетных птицах, узнают их на картинках.
Педагог обращает внимание детей на объекты «птичьей гостиной» (кормушки, поилки, фигурки птиц, беседует с детьми о птицах, их особенностях, о том, чем они питаются, какую пользу приносят природе, о том, как человек может помочь птицам; предлагает насыпать корм, наполнить водой поилки, помогает сформулировать детям правила поведения в «птичьей гостиной».
19. «В гости к Елочке»
Дети рассматривают все части, наблюдают за изменениями в разное время года, выполняют задания из волшебного сундучка («Разложи по порядку картинки», «отгадайте загадку»)
Педагог, используя иллюстративный материал из «волшебного сундучка» беседует с детьми о елочке, рассказывает об этом дереве, его строении, росте, пользе для природы и человека; знакомит с пословицами, поговорками, народными приметами, связанными с елочкой, читает стихи, поют песенки.
20. «Госпожа Сирень»
Дети рассматривают все части, наблюдают за изменениями в разное время года, выполняют задания из волшебного сундучка («Разложи по порядку картинки», «отгадайте загадку»)
Педагог, используя иллюстративный материал из «волшебного сундучка» беседует с детьми о сирени, рассказывает об этом кустарнике, его строении, росте, пользе для природы и человека; читает стихи.
Сирень обыкновенная - общеизвестный кустарник или деревцо из семейства масличных. Цветки лилово-фиолетовые, разных оттенков, иногда белые, с сильным ароматом. Листья темно-зеленые, зеленеют раньше всех кустарников и дольше всех сохраняются. Осенью листья при опадании не желтеют. Родина - юго-восток Западной Европы. Цветет в конце мая - начале июня. Культивируется как озеленительное и декоративное растение. Существует много различных видов сирени, но сирень обыкновенная очень распространенный вид и встречается в южной, северной и средней полосе России.
Стихотворение «Сирень»
Сирень прекрасна, спору нет
Весны дыханье-первый цвет.
Так нежен тонкий аромат,
Что дарит радость во стократ
Сильнее, чем сама любовь.
И открывает вновь и вновь,
Всю многогранность нежных чувств.
И поцелуй, сорвавши с уст,
Украдкой, тайно, лишь во сне,
Цветы приносит по весне.
Загадки:
Куста чудесней нет,
Он славит день весенний,
Пахуч и нежен цвет
Красавицы. (Сирень)
Благоухает и манит,
Цветами нежными дарит,
Протянешь руку за плетень –
И в ней окажется. (Сирень)
В конце маршрута педагог с детьми возвращаются к «Парме», к Медведю и Оленю. Педагог спрашивает детей о том, где они побывали, что нового узнали, благодарит за соблюдение правил поведения на тропинке, доброе и заботливое отношение к природе и «награждает» ребят различными призами (конфеты, медали «Мы друзья природы», картинки для раскрашивания, книжки –малышки и др.)