МААМ-картинки

Патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи

Наталья
Патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи

Аннотация.

В статье дается описание системы работы педагогов средней группы ДОО и семей воспитанников по ознакомлению детей с 75-летием праздника Победы, с историей Великой Отечественной войны, представлен наш опыт взаимодействия с родителями в рамках очень тяжёлой и несомненно важной для подрастающего поколения темы.

Публикация «Патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи» размещена в разделах

Приближается великий и светлый праздник — День Победы! Праздник, который отмечают миллионы людей по всему миру. Дорогая цена у этого праздника — жертвы фашизма, слезы жен, матерей и детей. Наши деды и прадеды смогли выстоять и победить в самой жестокой войне, остановить беду, грозившую всему миру — фашизм.

Каждый раз, когда приближается 9 Мая, родители и педагоги задумываются, как рассказать ребёнку о Великой Отечественной войне так, чтобы сформировать у него адекватное отношение к этой теме. Праздник Победы — хороший повод рассказать детям о войне.

Каждый год наша Родина погружается в атмосферу единства и сплоченности. Чувство уважения к этой дате должно воспитываться с раннего детства.

Эта работа должна начинаться в семье. И вот перед родителями встает важная и трудная задача: как объяснить дошкольнику, что такое Великая Отечественная война и почему ее окончание празднуется уже 75 лет?

Для современных молодых родителей годы с 1941 по 1945 — это время, которое у многих забрало бабушек, дедушек, прабабушек или прадедушек. В народе жива память о своих героях. И не стоит откладывать разговоры на тему войны до возраста, когда ребенок сам может спросить. Дети видят и понимают больше, чем нам кажется. Тем более не следует отказывать ребенку в разговоре о войне, если он спрашивает об этом сам.

Есть мнение, что детям до определённого возраста лучше совсем не знать о том, что в мире есть война, кровопролитие, страдание, якобы это поможет молодому поколению вырасти без травм и склонности к насилию. С психологической точки зрения, уверенность человека базируется на знании о своих корнях. Всё, что происходило до нас, имеет в нашей жизни огромное значение.

Сейчас в большинстве семей память о предках как раз и сохранилась максимум до поколения дедов и прадедов, участвовавших в ВОВ. Для многих современных детей знание, что прадедушка воевал, защищал Родину — повод гордиться своими корнями.

Другой аспект темы Великой Отечественной войны — её жестокость и трагизм, смерть миллионов людей, ужасы пожаров, бомбёжек и голода. Если мы хотим, чтобы этого никогда не повторилось, наши дети должны знать правду. Конечно, подавать её надо с учётом возраста собеседника.

Осветить тему ВОВ за одну-две беседы невозможно. Беседы должны проходить систематически, например, в течение месяца до и после Дня Победы. И конечно, можно разговаривать об этом в течение всего года.

Во времена нашего советского детства патриотическое воспитание было основой развития молодёжи. Сейчас мы не будем думать, насколько это было верно и как именно это подавалось. Но в этом нет ничего предосудительного. У детей обязательно должны быть герои и идеалы. И лучше, чтобы это были реальные люди, которыми действительно можно гордиться.

В нашем детстве главный упор был на литературу, кино и музыку, посещение музеев и мемориалов. Детям проще воспринимать информацию наглядно. Поэтому надо говорить с ребенком, когда вместе смотрите фильмы о войне, в которых рассказывается о подвигах детей на фронте, о борьбе за жизнь во время блокады Ленинграда и о помощи взрослым в тылу.

Родители, которые вместе с детьми посмотрят эти фильмы, (а некоторые сняты в военное время, сумеют окунуться в то лихое время, ощутят дыхание времени, переживут вместе с героями боль, гнев, отчаяние, восторг, чувство любви ко всему живому и настоящему. Например, потрясающий фильм "Жила-была девочка" (1944). История выживания двух маленьких блокадниц. При работе над фильмом его создатели отважились снимать некоторые эпизоды фильма в осажденном немцами Ленинграде. Я думаю, после совместного просмотра будет тема для обсуждения и беседы.

Ещё один способ рассказать о Великой Отечественной войне — чтение художественных книг на военную тематику. Книги о войне для детей и подростков способны научить маленьких читателей ценить то, что есть в их жизни. Самыми интересными всегда были те, где главные герои — их сверстники. Это истории о жизни ребят, которые становились сиротами, попадали в плен, голодали, выживали, брали в руки оружие, защищали своих матерей и сестёр.

Совместное прослушивание музыкальных произведений с детьми не только программных, но и любимых в семье, также служит патриотическому воспитанию.

Как вы видите, детей можно приобщать к изучению Великой Отечественной войны разными способами. Хорошо, если есть возможность посетить с ребенком музей, где есть зал, посвященный военной тематике: окунуться в историю тех времен, послушать лекцию экскурсовода, увидеть реальные вещи того времени, услышать звуки патефона.

Необходимо посетить военные памятники и мемориалы павшим солдатам, возложить цветы вместе с ребенком на их могилы.

Обязательно нужно принять участие в параде Победы 9 мая; увидеть салют; сделать с детьми поделки к празднику Победы для ветерана, подарить цветы героям.

Можно попросить бабушек и дедушек, родившихся в военные или послевоенные годы, рассказать о своих воспоминаниях из детства, показать награды своих родственников в войне, показать фронтовые письма, фотокарточки, если они сохранились. Прабабушки и прадедушки, бабушки и дедушки… никто лучше них о войне не скажет.

Пусть дедушка, которого ребенок никогда не видел, станет для него родным человеком. Расскажите о нём, покажите фронтовые фотографии деда, на которых он красив и молод. Пусть девочка захочет быть похожей на свою красавицу бабушку! Как правило, дети очень любят слушать такие рассказы, постоянно возвращаются к ним, просят вспомнить детали.

День Победы в детском саду – это праздник мира, дань мужеству и героизму советских солдат в борьбе с фашизмом, это уважение и почет ветеранам, обращение к героическим страницам истории.

Мы в нашем детском саду активно готовимся к этой юбилейной дате.

Запланировали проект «Стена Памяти» - создание памятной мемориальной экспозиции, с фотографиями участников Великой Отечественной войны и краткими сведениями о них. Также в планах тематически оформить участок территории, создать оригинальный цветник (клумбу в виде звезды).

Чтобы пробудить в детях интерес к теме войны, Победы, родители оформили лэпбук «День Победы» и «Сундучок знаний о ВОВ» с фото военных лет, с карточками-беседами, иллюстрациями и портретами пионеров-героев, оружием ВОВ, военной техники и пр. Туда же добавили все конкурсные работы «Нижний Новгород — город трудовой доблести». Пособия очень ценны при проведении бесед и занятий (их автор - мама воспитанницы и по совместительству старший воспитатель нашей ДОО).

В нашей группе ко Дню Победы с детьми мы проводили разные тематические беседы (например, «Дети войны», «Военная техника», «Города-герои» и пр., рассматривали иллюстрации, читали, учили стихи, прослушивали песни.

Эту работу начали задолго, проводя подготовку к 23 февраля, мы говорили об армии, о воинах, о родах войск. Узнали, кто такие защитники Отечества. Почти параллельно участвовали в голосовании «Нижний Новгород — город трудовой доблести», конкурсе детских рисунков по этой теме. Совместно с родителями говорили о вкладе города Горький в достижение Победы в годы Великой Отечественной войны. Провели и беседы о малой родине и Отечестве, работе в тылу врага, вкладе горьковчан в Победу. Т-34, самоходка, самолеты…Теперь это музей под открытым небом. После ознакомления – творческая реализация: дети рисовали салют, конструировали и лепили военную технику.

В центре книги в группе устроили выставку литературы на военную тематику. Самой большой популярностью пользуется современная военная энциклопедия. А наш музыкальный руководитель помогла подобрать ко Дню Победы музыку и песни военных лет, которые мы разместили в музыкальном центре. Это помогает детям эмоционально погрузиться в то время, прочувствовать атмосферу.

Многие дети с родителями посетили в Кремле выставку оружия, выпускаемого в Горьком во время ВОВ, побывали в Парке Победы. Как живо и эмоционально потом мальчишки объясняли девочкам, как правильно лепить самолет. Это легко сделать, если ты сидел почти за штурвалом! Девочкам понравилась мозаика на стене Кремля, и мы делали коллаж.

Живо откликнулись родители на проводимый в городе фестиваль «Белый журавль», где дети выступали в номинациях «Художественное слово», «Вокал», «Декоративно-прикладное и изобразительное искусство», «Литературно-музыкальные композиции», «Семейное художественное творчество». Педагоги помогли с выбором репертуара и костюмов, репетировали и готовили к первому выступлению. В итоге у нас 4 дипломированных конкурсанта: Соня, Рая, Аня и Семен.

Настя с родителями положили начало Стене памяти в нашей группе, и мы услышали рассказ 5 летней девочки о своем прадеде, а родители Вани принесли технику почти военных лет, и мы провели беседу о том, как в войну фотографировали и снимали кино.

Во время карантина работу продолжили родители, с методической поддержкой педагогов. Была проведена консультация «Расскажите ребенку о войне», даны списки книг, фильмов и музыкальных произведений. Конкурс семейных творческих работ «Этот День Победы!» провели дистанционно, он позволил родителям и детям проявить свое творчество и сделать интересную работу.

Также совместно с родителями мы планировали принять участие в акции «Сирень Победы», в городском шествии Бессмертного полка. Родители наших воспитанников 9 мая собирались пройти семьями по центральной улице города с портретами участников войны. В детском саду мы планировали провести свой праздник, посвящённый 9 мая. Карантин нарушил наши планы, но мы не отказываемся от своих идей и не расстраиваемся, всё еще впереди!

Уважаемые педагоги и родители! Обязательно рассказывайте детям о Великой Отечественной войне, о Великой Победе! Мы не можем допустить того, чтобы наши дети не знали о войне и её героях. Дети должны знать и ценить то, что мы сейчас живем в мире, живём без войны; они обязаны чтить подвиг дедов и прадедов, понимать, как тяжело далась Победа, как отважно защищали свою Родину наши предки. Наши дети должны помнить… Тогда люди, вернувшие мир, всегда будут живы. Тогда всё это будет не напрасно. И главное – тогда гораздо меньше будет детей, которые вырастут жестокими.

Библиографический список:

1. Веракса Н. Е. «От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 352с.

2. Антонов Ю. А. «Великой Победе посвящается»/ Антонов Ю. А. – М. ; ТЦ Сфера, 2010. 128с. – (Библиотека воспитателя).

3. Дыбина О. В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением. Средняя группа»/ Дыбина О. В. — М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 96с.

4. Комарова Т. С. «Детское художественное творчество. Для работы с детьми 2-7 лет. Методическое пособие для воспитателей и педагогов»

5. Интернет ресурсы: https: //www.youtube.com/ и др.

Публикации по теме:

Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем Патриотическое воспитание дошкольников является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию.

Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в семье» Консультация для родителей: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в семье» О важности приобщения ребенка к культуре.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возрастаНравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста «Если у тебя планы на год— посей зерно, Если на десятилетия— посади дерево, Если на века— воспитай детей» Мир ребенка—это его дом, семья,.

Презентация «Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» Доклад Слайд № 1 Добрый день, уважаемые коллеги. Меня зовут Оснач Юлия Викторовна. Я являюсь воспитателем Кудровского центра образования.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста при создании генеалогического древаПатриотическое воспитание детей дошкольного возраста при создании генеалогического древа Одно из самых сильных и благородных человеческих чувств – любовь к своей родине. Люди всегда любили родную землю, родную природу, родной.

Патриотическое воспитание дошкольников в процессе подготовки к праздникамПатриотическое воспитание дошкольников в процессе подготовки к праздникам .

План по самообразованию «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» План по самообразованию на тему «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» Волченкова Ольга Александровна.

План по самообразованию в подготовительной группе «Нравственно — патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Возраст обучающихся : 6-7 лет Актуальность: происходящие изменения в обществе выдвинули ряд важных, качественно новых задач по формированию.

Презентация «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия с родителями» 2 слайд. Вашему вниманию я представляю работу на тему «Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия.

Семинар для родителей «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»Семинар для родителей «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Семинар для родителей «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Цель: уточнение и закрепление знаний участников семинара-практикума.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи
Опубликовано: 19 июля 2020 в 22:00
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД