Марина Пазюк
Патриотическое воспитание дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотическое воспитание дошкольника. Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке – это корни, связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Публикация «Патриотическое воспитание дошкольника» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных (дома, детского сада, края); труд людей; традиции; общественные события и т. п. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающие интерес. Поэтому начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам хорошо его знать. Он должен продумать, что целесообразней показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольника представления о том, чем славен родной край. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми
Литература: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой, а также авторов: Алешина Н. В., Аркадьева В. А., Александрова Е. Ю., Антонов Ю. А., Горькова Л. Г. и других.
В детском саду №2 «Ивушка» я работаю с января 2015 годав группе «Звёздочки». Наш детский сад работает по программе «От рождения до школы», и я очень рада, что в данной программе почётное место занимает патриотическое воспитание, знакомство и изучение большой и малой Родины, изучение русского народного творчества и не надо забывать, что наш Крым многонационален и надо уделять обязательно внимание и воспитывать уважение к творчеству других народов Крыма.
Над темой «Русское народное творчество в воспитании дошкольника я работаю с 2002 года. Очень важно с детства прививать уважение к старшим, к традициям своего народа, к своей истории, к своей Родине, к другим народам. А начинается воспитание и любовь ко всему выше сказанному в семье, продолжается уже в детском саду, в школе и потом применяется уже во взрослой жизни. Любовь и уважение к традициям своего народа (и других народов) должна передаваться из поколения в поколение.
Я провела анкетирование с родителями своей группы и другой группы, что бы выяснить, что родители знают о патриотическом воспитании и нужно ли им это. На вопрос» Что вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?» в основном все ответили» Любовь к Родине», на вопрос «Кто несёт ответственность за патриотическое воспитание?» считают, что родители, но есть и те, кто считает «и родители и педагоги» Все единогласно думают, что нужно знакомить с символикой государства, традициями и т. д. Как выяснилось, что у большинства родителей нет времени ходить по музеям, ссылаются на свою занятость, все свои надежды по этому поводу перекладывают на детский сад и школу.
Использование русского народного творчества для формирования патриотических чувств и общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время, т. к. в современных условиях наблюдается сведение к минимуму интереса детей (а как выяснилось и очень занятым родителям) к истории, культуре и творчеству своего народа.
Анализируя результаты мониторинга детей, выяснила, что дети недостаточно знают русское народное творчество. Для того, что бы повысить интерес детей к русскому народному творчеству я решила создать условия для формирования основ патриотического сознания и воспитания общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста, через знакомство с историей и культурой России, через потенциал русских народных произведений и художественных промыслов.
Поставила перед собой задачи:
Способствовать у детей патриотических чувств, любви к Родине, уважении к традициям народной культуры и истории.
Продолжать знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством.
Способствовать развитию интереса к русским народным произведениям.
Создать условия для активации творческого мышления детей.
Способствовать развитию памяти детей дошкольного возраста детей путём различных ассоциативных привязок.
Продолжать учить преобразовывать абстрактные символы и образы.
Расширять сотрудничество с родителями.
Обогатить опыт сотрудничества с детьми.
Для решения поставленных перед собой задач запланированы разные виды деятельности: слушание и обсуждение сказок и былин, заучивание наизусть потешек и стихов, театрализованная деятельность, конкурсы, викторины, народные игры, познавательная деятельность, креативные виды деятельности: лепка, рисование, аппликация. Эту работу я провожу как на занятиях, так и в вечерние отрезки времени.
В своей группе вместе с родителями оформили уголок народного творчества, в зтом уголке у нас символы России и Крыма,
Папки: «Дом в котором я живу»(в этом доме каждый ребёнок нарисовал свой дом и со слов детей я записала рассказ о доме,
» Портфолио группы», «Природа Крыма»,»Животные Крыма», «Моя Родина – Красногвардейское».
Книги, открытки с изображением России, Крыма. Семейные фотоальбомы у каждого ребёнка, что бы в любое время ребёнок мог рассматривать фотографии своих родственников, а во время бесед или занятий рассказать о своей семье с демонстрацией фотографий. Очень удобны такие альбомы в младших группах и во время адаптационного периода. Различные альбомы и иллюстрации с изображением русского народно-прикладного искусства. Блюда, игрушки, матрёшки, поделки русских мастеров (дымковских, городецких, хохломских, гжель и т. д.)
Театрализованный уголок, у нас там русские народные сказки, настольный театр, пальчиковый театр, куклы Би-ба-бо, маски, костюмы, сказочные персонажи и т. д.
Уголок по экологическому воспитанию, мы изучаем природу родного края, изучаем животных, делаем различные экологические эксперименты.
Тема «Русское народное творчество в воспитании дошкольника» помогает мне ежедневно. В нашей группе потешки помогли познакомить детей с животным миром, с теми, кто живёт во дворе в лесу, а заодно и дали возможность поупражняться в звукопроизношении, подажая крику птиц: «Наши уточки.», «Курочка-рябушечка.». Постоянно замечая интерес малышей к потешкам, загадкам, было видно, как они помогают мне «разговорить «детей. Им нравилось, когда я беру куклу Машу на руки и ласковым голосом начинала напевать, покачивая её :
Баю, баю, баю, бай!
Ты собачка не лай,
Белобока не скули,
Мою дочку не буди!
Во время умывания, причёсывания детей знакомила их с песенками «Водичка, водичка…», «Расти коса.» и др. После таких коротких обыгрываний дети легко запоминали потешки и переносили их в повседневные игры. Знакомство потешек начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. В предварительной беседе объясняла значение непонятных слов, которые ребята услышат в потешке. Приятно было наблюдать, как дети использовали песенки во время игры в «дочки-матери», как бережно относились к своим куклам.
В средней группе я уже подбирала фольклорный материал с более сложным смыслом. Перед детьми ставилась задача не только запоминать текст, но и эмоционально проиграть и обыграть его. Дети всей группой учились двигаться, говорить как лисичка, заяц, медведь и т. д., в зависимости от того о чём потешка. Например:
Тень, тень, потетень,
Выше города плетень
Сели звери под плетень,
Похвалялися весь день ….
Далеко не все дети могли передать характер персонажа, но постепенно каждый ребёнок в группе мог сыграть любую роль.
В старшей группе много времени предстоит уделять рассказыванию сказок. Дети должны видеть лицо рассказчика, его мимику, жесты. Это поможет понять содержание сказки., выразить отношение к её персонажам. Для того, что бы дети лучше понимали сказки их нужно обязательно обыгрывать. В этом нам помогает настольный театр, пальчиковый театр, игрушки заместители (очень помогают развитию воображения, а ещё интересней, если дети сами будут изображать персонажей сказок. Знакомство с фольклорными произведениями приобщает детей к художественному наследию своей национальной культуры. Можно будет провести среди детей конкурсы на лучший рисунок или поделку из сказок. Прослушивать сказки в аудиозаписи, музыка в сказках помогает вдуматься в характер героев, насладиться напевностью родного языка.
Фольклор даёт прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребёнку успешнее овладеть родным языком. Пословицы и поговорки оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека. Пословицу можно использовать в любой ситуации. Дети в повседневной жизни научились их применять «Семеро одного не ждут», «Поспешишь, людей насмешишь» и т. д.
Что бы углубить и уточнить знания об окружающем мире, проводились игры и упражнения, полезные для детского ума – это загадки. Нашим детям очень нравится самим сочинять загадки о животных, о птицах, о том,что видят вокруг. Например:
«Стоит белая красавица на поляне в зелёной рубашке» (берёза)
«белая прозрачная течёт, всем пить даёт.»
Каждая народная загадка отображает окружающий мир человека.
Важное значение в работе придавалось обучению детей народным сюжетным, подвижным и хоровым играм. В ходе любой игры я привлекала внимание детей к её содержанию, следила за физической нагрузкой, поддерживала эмоциональное настроение, взаимоотношение детей. В некоторых народных играх перед их началом применяются забавные певалки. Например, выбирая водящего, все играющие садятся в круг и нараспев повторяют:
Кто засмеётся,
Губа задерётся,
Раз, два, три, четыре, пять,
С этих пор молчать!
Все стараются не засмеяться, самый терпеливый становится водящим. Одним словом, стремилась научить детей самостоятельно и с удовольствием играть. Игра, как всем известно, признана ведущей деятельностью дошкольника. Все свои жизненные впечатления и переживания малыши отражают в условно – игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ. Игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости, умения ориентироваться в пространстве, проявления чувства коллективизма. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора. Игра с нами целый день, играя, незаметно наши дети незаметно получают свой собственный опыт и знания.
Очень дети любят календарные праздники, это Рождество, Масленица, Пасха, Троица, Яблочный спас и т. д. Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. Надо помнить, что народные игры, как жанр устного народного творчества, является национальным богатством, и мы должны сделать его достоянием наших детей.
Работая с детьми я всегда помню и говорю об этом родителям, что впечатления детства очень глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно- полезной и творческой деятельности. Нужно заложить в наших детях правильный фундамент- это уважение к старшим, любовь и гордость за свою Родину, знание о культуре своего народа, трудолюбие, чувство собственного достоинства. Правильное воспитание – это наша счастливая старость. Мы всегда должны помнить о великой важности такого дела,как воспитание подрастающего поколения!