МААМ-картинки

Патриотическое воспитание дошкольника

Марина Пазюк
Патриотическое воспитание дошкольника

Патриотическое воспитание дошкольника. Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке – это корни, связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Публикация «Патриотическое воспитание дошкольника» размещена в разделах

Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных (дома, детского сада, края); труд людей; традиции; общественные события и т. п. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающие интерес. Поэтому начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам хорошо его знать. Он должен продумать, что целесообразней показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольника представления о том, чем славен родной край. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми

Литература: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой, а также авторов: Алешина Н. В., Аркадьева В. А., Александрова Е. Ю., Антонов Ю. А., Горькова Л. Г. и других.

В детском саду №2 «Ивушка» я работаю с января 2015 годав группе «Звёздочки». Наш детский сад работает по программе «От рождения до школы», и я очень рада, что в данной программе почётное место занимает патриотическое воспитание, знакомство и изучение большой и малой Родины, изучение русского народного творчества и не надо забывать, что наш Крым многонационален и надо уделять обязательно внимание и воспитывать уважение к творчеству других народов Крыма.

Над темой «Русское народное творчество в воспитании дошкольника я работаю с 2002 года. Очень важно с детства прививать уважение к старшим, к традициям своего народа, к своей истории, к своей Родине, к другим народам. А начинается воспитание и любовь ко всему выше сказанному в семье, продолжается уже в детском саду, в школе и потом применяется уже во взрослой жизни. Любовь и уважение к традициям своего народа (и других народов) должна передаваться из поколения в поколение.

Я провела анкетирование с родителями своей группы и другой группы, что бы выяснить, что родители знают о патриотическом воспитании и нужно ли им это. На вопрос» Что вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?» в основном все ответили» Любовь к Родине», на вопрос «Кто несёт ответственность за патриотическое воспитание?» считают, что родители, но есть и те, кто считает «и родители и педагоги» Все единогласно думают, что нужно знакомить с символикой государства, традициями и т. д. Как выяснилось, что у большинства родителей нет времени ходить по музеям, ссылаются на свою занятость, все свои надежды по этому поводу перекладывают на детский сад и школу.

Использование русского народного творчества для формирования патриотических чувств и общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время, т. к. в современных условиях наблюдается сведение к минимуму интереса детей (а как выяснилось и очень занятым родителям) к истории, культуре и творчеству своего народа.

Анализируя результаты мониторинга детей, выяснила, что дети недостаточно знают русское народное творчество. Для того, что бы повысить интерес детей к русскому народному творчеству я решила создать условия для формирования основ патриотического сознания и воспитания общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста, через знакомство с историей и культурой России, через потенциал русских народных произведений и художественных промыслов.

Поставила перед собой задачи:

Способствовать у детей патриотических чувств, любви к Родине, уважении к традициям народной культуры и истории.

Продолжать знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством.

Способствовать развитию интереса к русским народным произведениям.

Создать условия для активации творческого мышления детей.

Способствовать развитию памяти детей дошкольного возраста детей путём различных ассоциативных привязок.

Продолжать учить преобразовывать абстрактные символы и образы.

Расширять сотрудничество с родителями.

Обогатить опыт сотрудничества с детьми.

Для решения поставленных перед собой задач запланированы разные виды деятельности: слушание и обсуждение сказок и былин, заучивание наизусть потешек и стихов, театрализованная деятельность, конкурсы, викторины, народные игры, познавательная деятельность, креативные виды деятельности: лепка, рисование, аппликация. Эту работу я провожу как на занятиях, так и в вечерние отрезки времени.

В своей группе вместе с родителями оформили уголок народного творчества, в зтом уголке у нас символы России и Крыма,

Папки: «Дом в котором я живу»(в этом доме каждый ребёнок нарисовал свой дом и со слов детей я записала рассказ о доме,

» Портфолио группы», «Природа Крыма»,»Животные Крыма», «Моя Родина – Красногвардейское».

Книги, открытки с изображением России, Крыма. Семейные фотоальбомы у каждого ребёнка, что бы в любое время ребёнок мог рассматривать фотографии своих родственников, а во время бесед или занятий рассказать о своей семье с демонстрацией фотографий. Очень удобны такие альбомы в младших группах и во время адаптационного периода. Различные альбомы и иллюстрации с изображением русского народно-прикладного искусства. Блюда, игрушки, матрёшки, поделки русских мастеров (дымковских, городецких, хохломских, гжель и т. д.)

Театрализованный уголок, у нас там русские народные сказки, настольный театр, пальчиковый театр, куклы Би-ба-бо, маски, костюмы, сказочные персонажи и т. д.

Уголок по экологическому воспитанию, мы изучаем природу родного края, изучаем животных, делаем различные экологические эксперименты.

Тема «Русское народное творчество в воспитании дошкольника» помогает мне ежедневно. В нашей группе потешки помогли познакомить детей с животным миром, с теми, кто живёт во дворе в лесу, а заодно и дали возможность поупражняться в звукопроизношении, подажая крику птиц: «Наши уточки.», «Курочка-рябушечка.». Постоянно замечая интерес малышей к потешкам, загадкам, было видно, как они помогают мне «разговорить «детей. Им нравилось, когда я беру куклу Машу на руки и ласковым голосом начинала напевать, покачивая её :

Баю, баю, баю, бай!

Ты собачка не лай,

Белобока не скули,

Мою дочку не буди!

Во время умывания, причёсывания детей знакомила их с песенками «Водичка, водичка…», «Расти коса.» и др. После таких коротких обыгрываний дети легко запоминали потешки и переносили их в повседневные игры. Знакомство потешек начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. В предварительной беседе объясняла значение непонятных слов, которые ребята услышат в потешке. Приятно было наблюдать, как дети использовали песенки во время игры в «дочки-матери», как бережно относились к своим куклам.

В средней группе я уже подбирала фольклорный материал с более сложным смыслом. Перед детьми ставилась задача не только запоминать текст, но и эмоционально проиграть и обыграть его. Дети всей группой учились двигаться, говорить как лисичка, заяц, медведь и т. д., в зависимости от того о чём потешка. Например:

Тень, тень, потетень,

Выше города плетень

Сели звери под плетень,

Похвалялися весь день ….

Далеко не все дети могли передать характер персонажа, но постепенно каждый ребёнок в группе мог сыграть любую роль.

В старшей группе много времени предстоит уделять рассказыванию сказок. Дети должны видеть лицо рассказчика, его мимику, жесты. Это поможет понять содержание сказки., выразить отношение к её персонажам. Для того, что бы дети лучше понимали сказки их нужно обязательно обыгрывать. В этом нам помогает настольный театр, пальчиковый театр, игрушки заместители (очень помогают развитию воображения, а ещё интересней, если дети сами будут изображать персонажей сказок. Знакомство с фольклорными произведениями приобщает детей к художественному наследию своей национальной культуры. Можно будет провести среди детей конкурсы на лучший рисунок или поделку из сказок. Прослушивать сказки в аудиозаписи, музыка в сказках помогает вдуматься в характер героев, насладиться напевностью родного языка.

Фольклор даёт прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребёнку успешнее овладеть родным языком. Пословицы и поговорки оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека. Пословицу можно использовать в любой ситуации. Дети в повседневной жизни научились их применять «Семеро одного не ждут», «Поспешишь, людей насмешишь» и т. д.

Что бы углубить и уточнить знания об окружающем мире, проводились игры и упражнения, полезные для детского ума – это загадки. Нашим детям очень нравится самим сочинять загадки о животных, о птицах, о том,что видят вокруг. Например:

«Стоит белая красавица на поляне в зелёной рубашке» (берёза)

«белая прозрачная течёт, всем пить даёт.»

Каждая народная загадка отображает окружающий мир человека.

Важное значение в работе придавалось обучению детей народным сюжетным, подвижным и хоровым играм. В ходе любой игры я привлекала внимание детей к её содержанию, следила за физической нагрузкой, поддерживала эмоциональное настроение, взаимоотношение детей. В некоторых народных играх перед их началом применяются забавные певалки. Например, выбирая водящего, все играющие садятся в круг и нараспев повторяют:

Кто засмеётся,

Губа задерётся,

Раз, два, три, четыре, пять,

С этих пор молчать!

Все стараются не засмеяться, самый терпеливый становится водящим. Одним словом, стремилась научить детей самостоятельно и с удовольствием играть. Игра, как всем известно, признана ведущей деятельностью дошкольника. Все свои жизненные впечатления и переживания малыши отражают в условно – игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ. Игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости, умения ориентироваться в пространстве, проявления чувства коллективизма. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора. Игра с нами целый день, играя, незаметно наши дети незаметно получают свой собственный опыт и знания.

Очень дети любят календарные праздники, это Рождество, Масленица, Пасха, Троица, Яблочный спас и т. д. Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. Надо помнить, что народные игры, как жанр устного народного творчества, является национальным богатством, и мы должны сделать его достоянием наших детей.

Работая с детьми я всегда помню и говорю об этом родителям, что впечатления детства очень глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно- полезной и творческой деятельности. Нужно заложить в наших детях правильный фундамент- это уважение к старшим, любовь и гордость за свою Родину, знание о культуре своего народа, трудолюбие, чувство собственного достоинства. Правильное воспитание – это наша счастливая старость. Мы всегда должны помнить о великой важности такого дела,как воспитание подрастающего поколения!

Публикации по теме:

Гражданственно-патриотическое воспитание дошкольников В условиях реформирования системы дошкольного воспитания, все более актуальной становится проблема приобщения ребенка к общечеловеческим.

Нравственно-патриотическое воспитание в ДОУ Нравственно-Патриотическое воспитание в ДОУ Проблема нравственно - патриотического воспитания детей и подростков не нова, но по-прежнему.

Патриотическое воспитание. Стихи к 9 мая «Война и мир» Война и мир, Они не совместимы. Не совместимы навсегда! Война-это горе, разруха, беда и слёзы! А мир - это Кудрявые берёзы.

Патриотическое воспитание дошкольников.Патриотическое воспитание дошкольников. .

Патриотическое воспитание дошкольниковПатриотическое воспитание дошкольников В течении месяца в нашем детском саду проходил месячник гражданско-патриотического воспитания. В средней группе "Родничок" проводили разнообразные.

Патриотическое воспитание дошкольников Патриотическое воспитание дошкольников через ОО «Социализацию», «Коммуникацию», «Чтение художественной литературы» в старшей группе. Детский.

Патриотическое воспитание в детском садуПатриотическое воспитание в детском саду Патриотическое воспитание в наши дни – дело непростое: с рождения детей окружают игрушки и разные полезные изобретения заграничного производства,.

Патриотическое воспитание в ДОУПатриотическое воспитание в ДОУ Воспитание у подрастающего поколения патриотизма - одна из главнейших задач государства,общества, учреждений образования. В нашем ДОУ ведется.

Патриотическое воспитание в семьеПатриотическое воспитание в семье В зимнем месяце феврале, когда дуют ветры и метут метели, мы празднуем День Защитника Отечества. Почему для военного праздника выбрали это.

Патриотическое воспитание дошкольников Патриотическое воспитание дошкольников через обращение к фольклору. «Мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Патриотическое воспитание дошкольника
Опубликовано: 18 сентября 2016 в 21:15
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД