Ирина Латыпова
Патриотическое воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Патриотическое воспитание дошкольников»
Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Да, дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.
Публикация «Патриотическое воспитание дошкольников» размещена в разделах
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной среды. Люди с момента рождения естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе, культуре своей страны и быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу, к своей земле, воспринимаемым в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека. Это патриотическое воспитание в широком смысле слова.
Патриотизм в современных условиях – это с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.
Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.
Методы и приемы патриотического воспитания, могут быть разнообразными, но обязательно должны учитываться психологические особенности дошкольника (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубину и обостренность первых чувств, отсутствие в полной мере «чувства истории», понимания социальных явлений и др.).
Взрослый (педагог, родитель) также должен учесть, что воспитывать любовь к Родине, родному городу (как начало патриотизма и первых чувств гражданственности) – значит связывать воспитательную работу с окружающей социальной жизнью и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребенка.
Патриотическое воспитание в детском саду находится в тесной взаимосвязи с умственным, трудовым, экологическим, эстетическим воспитанием.
Организуя праздники героико-патриотической тематики, мы одновременно и учим и воспитываем наших детей. Здесь они по-настоящему играют в военных, маршируют в почетном строю, поют военные песни. И порой даже не отличить где игра, а где реальность. А реального на патриотических праздниках много : ведь к детям в гости приходят настоящие военные, а у многих папа военный – это звучит гордо.
Обязательное условие воспитания начала патриотизма – забота воспитателя о том, чтобы обучение на занятиях было связано с детской деятельностью и практическими делами. Чтобы увидеть результат своей работы необходимо превратить детей из зрителей в наблюдателей и слушателей, в активных эмоциональных участников.
Развивающая среда нашей группы позволяет детям организовывать игры патриотического характера «Семья», «Новобранцы», «Офицеры», «Больница». Большой интерес у ребят вызывают выразительные атрибуты (флажки, бескозырки, пилотки, военные фуражки, бинокль, наушники, сумки-планшеты, все это помогает развивать фантазию и выдумку детей, а яркий эмоциональный рассказ педагога «оживляет», впечатляет детей, помогает ощутить положительные эмоции и чувство сопричастности.
Издавна славна наша страна своими защитниками, которые охраняли границы родной земли. Много славных полководцев прославили Россию с древних времен до нашего времени. Знакомя дошкольников с защитниками отечества, мы зарождаем в них чувства гордости и любви.
Современная жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к отечеству. И этот процесс надо формировать с дошкольного возраста воспитанием к своей малой Родине, как источнику патриотического начала, и постепенно подводя их к понятию Родина, в целом.
Исходя из этого, работу по патриотическому воспитанию можно разделить на разделы:
1. «Мой дом – моя семья». Занятия по этому разделу можно начинать с младших групп.
2. «Народная культура». Художественное слово, одежда и жилище, искусство народных праздников, традиционные русские народные ремесла, труд.
3. Художественная литература и живопись. (А. С. Пушкин, А. А. Фет, Ф. И. Тютчев, А. А. Блок, С. А. Есенин). Пусть ухо ребенка приучается с ранних лет к гармонии русского слова, а сердце переполняется чувством изящного, пусть он наслаждается музыкальностью и поэтичностью русской речи. Рассматривая картины русских художников вместе с детьми, воспитатель может воздействовать на эмоциональную сферу ребенка (Айвазовский, Суриков, Левитан, Репин, Дейнеки, Непринцев «Отдых после боя»).
4. «Столица нашей Родины - Москва» (занятия начинаются со средней группы, знакомим детей со своим городом, с Россией как страной: символика, герб, гимн, флаг).
5. «Земля – наш общий дом» (знакомство детей с природой нашей Родины, с людьми разных профессий, модель земли – глобус, труд детей).
6. «Защитники Отечества» (развлечения, праздники, спортивный досуг к 23 февраля, 12 июня, 9 мая, 4 ноября).
Большую роль играет и дает позитивный результат такие формы работы – прогулка, экскурсии, наблюдения, объяснения, оформления различных уголков («Народные ремесла», «Защитники нашего края», «Воронеж – мой город», «Символика нашей Родины» и т. д.).
Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит и от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома, в детском саду.
Многовековая история человечества свидетельствует, что любая цивилизация выдерживала самые суровые испытания, пока были живы традиции, пока не оскудела историческая память. И наоборот, самые процветающие сообщества рушились, когда исторические уроки и традиции предавались забвению или просто уничтожались.
Поэтому, уважаемые коллеги, давайте всегда помнить, с чего начинается Родина…