Марина Баранова
Патриотическое воспитание старших дошкольников «Геральдика городов России»
▼ Скачать + Заказать документы
Геральдика городов России
Тема: Патриотическое воспитание детей в ДОУ.
Цель: Ознакомить детей с государственной символикой России.
Задачи:
I. Познакомить детей с понятием «символ» и его значением, историей происхождением герба, многообразием гербов городов России.
II. Воспитывать в детях чувство гордости за свою огромную страну.
Публикация «Патриотическое воспитание старших дошкольников „Геральдика городов России“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
III. Дать детям представление о разнообразии природы нашей страны, через гербы городов России.
Форма и метод проведения: Беседа, поисковый метод, презентация.
Оборудование: Карточки с изображением гербов городов России, слайды презентации, карандаши цветные, чистые листы бумаги.
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, художественное творчество, безопасность.
План:
1. Вводная часть. Организационный момент. Рефлексия.
2. Прослушивание песни. Сообщение темы занятия.
3. Основная часть.
4. Подвижная игра: «Поменяйтесь местами»
5. Игровое упражнение: «Угадай по описанию»
6. Заключительная часть.
7. Вопросы к детям, Рефлексия прочтение стихотворения под музыку.
Ход занятия:
1. Приветствую детей и прошу всех встать в круг. Проведем такое упражнение – рефлексия «Подари улыбку».
Каждый, улыбнувшись, подарит свою улыбку соседу справа и при этом произнесё т слова: «Я дарю тебе свою улыбку, потому, что ты (хороший, добрый).
2. А теперь дети, все садитесь и давайте послушаем песню. Ваше ощущение, о чем эта песня? (Ответы детей)
3. Воспитатель : Символы нашей страны России (слайд1) – это флаг (слайд2, герб (слайд 3, и гимн. Выставляет изображения гербов и спрашивает детей, что это, кто знает? Что же такое герб, откуда он появился и для чего он нужен? Раздаю карточки с изображением гербов городов России для ознакомления поближе (слайд 4).
История герба, также и флага, начинаетсяв те времена, когда наши предки были очень воинственными и большую часть времени проводили в боях. Воины были хорошо вооружены. Какие виды старинного оружия вы знаете? (ответы детей). А что защищало воина? (доспехи и латы). Флаг помогал различить воинам, где свои войска, где вражеские. Но флаг был только один, у знаменосца. А во время боя воины, закованные в доспехи, были очень похожи, и было трудно определить, свой это или чужой. Чтобы не ошибиться, рыцари придумывали разные знаки отличия – и разноцветные плащи, и перья на шлемах. Но главный опознавательный знак наносился на щит. Щит был большой, и рисунок на нем был хорошо виден. Щит с таким рисунком носил не только рыцарь, но и все его воины. Такое изображение на щите стали называть гербом. Чаще всего рыцарь изображал на щите то животное, с которым себя сравнивал, на которого хотел быть похожим. Например: изображение льва говорило, о том, что рыцарь считает себя сильным и храбрым, как лев. А если нарисована ящерица, то хозяин такого герба ловкий и быстрый. Рыцари очень дорожили своими гербами. Передавали их своим детям и внукам. Гербом гордились и старались не опозорить его дурными поступками. Простые люди всегда старались селиться поближе к рыцарскому замку в надежде, что хозяин и его войско защитят их в случаи нападения. Постепенно вырастал целый город. Герб рыцаря – хозяина становился не только его личным, но и гербом всего города. Над воротами города вывешивался щит герб. Теперь любой гость, путешественник, увидев герб над воротами, знал, что у города есть надежная защита и хозяин этого города, например, мудрый, как сова, или бесстрашен, как лиса. Прошло много лет с тех пор, уже давно нет рыцарей, современные солдаты не используют щиты, но герб остался. Свой герб есть у каждого города, района, страны. Если внимательно рассмотреть герб какого - нибудь города, то вы можете узнать много интересного. Чаще всего герб изображают в виде старинного щита. Это означает, что в случае необходимости жители, все как один, встанут на защиту городу города, района. На щите изображается то, что город славится, гордится, дорожит. Включаю музыку, и дети под мелодию играют.
4. А теперь поиграем в такую игру «Поменяйтесь местами».
Цель: Развитие внимания, наблюдательности и быстроты реакции.
Оборудование: Маленькие карточки с изображением гербов для каждого ребенка.
Ход игры:
В руках ребенка карточка с изображением герба для каждого ребёнка. Воспитатель предлагает внимательно рассмотреть свои гербы, а затем предлагает поиграть в игру. Поменяйтесь местами те, у кого на гербе изображение …животного, воды, солнца, снег, птицы, гор, человека и дети меняются местами.
Воспитатель : Каждый город, создавая свой герб, пытается вместить в ограниченное пространство, что – то очень дорогое для себя. Это могут быть его героические или трагические страницы его истории, та профессия, ремесло, которым он издавна кормился, славился; уникальные объекты или «живность», в изобилии водящаяся в округе. Словом это, то чем город гордился (слайд 5).
Город Липецк и город Иваново имеют изображение на гербе, которое «буквально» и не допускает двойственного понимания. Прошу детей сделать свои предположения, чем знамениты эти города, почему они выбрали себе такое изображение для герба. Липецк – герб города представляет собой изображение большого изумрудного дерева в золотом поле, что означает название города. Подножье дерева – это натуральный зелёный холм. Иваново – герб города в лазоревом (синем, голубом) поле – молодая женщина в серебряной рубахе с золотым воротником и красном сарафане, вверху украшенном золотом, сидящая и обращенная вправо, рядом стоит золотая прялка с серебряной куделью, которую она держит правой рукой, а левой вращает колесо. Город невест, Родина первого совета, Ситцевый край. Воспитатель : Рассмотрим понятие «символ» для этого возьмем герб города Тамбова (слайд 6) Изображенные на нем пчелки и улей могут пониматься двояко. Конечно, это и символ пчеловодства, бортничества, которым занимались тамбовчане в старину. Вместе с тем герб как бы говорит нам о том, что жители города такие же дружные, как пчелы, и так же готовы защищать свой город, как пчелы свой улей. На этом этапе дети учатся аналогии, умению сравнивать качества людей с качествами животных. Воспитатель : Герб бывает историческим, природно – экологическим, профессиональным (слайд 7).
А теперь ребята немного истории о появлении гербов на Руси (слайд 8). Это город Торжок, герб этих городов исторический и трагический в прямом смысле. Торжок – герб представляет собой 3 голубя золотых говорящих о богатстве торгового города, а 3 голубя серебряных – о чистосердечии, доброте, гостеприимстве жителей, привыкших, жить открыто, гостей принимать радушно, торг держать по закону и чести. А если беда придёт – стоять насмерть за родную землю. Это вариант первый, а другой исторический. Судьба города Искростеня, сожжённого вероломной княгиней Ольгой, взявшей с непокорных горожан дань голубями, да опустившей их на волю с горящей паклей на лапке. И принесли голуби, верные своему дому, горе великое под родную крышу. Герб напоминает о многочисленных пожарах и разорениях, которым подвергался Торжок в течение своей тысячелетней истории. Герб города был пожалован городу императрицей Екатериной Великой в ознаменование великого подвига жителей в борьбе с многочисленными врагами Отечества.
Старица - основан был в 1297 году на реке Старицы. Существует предание, что на месте города Старица, находился, город Любим, который был сожжен до основания и разорён татарами в 1292 году. При заложении города на том месте жила старуха одна, укрывавшаяся в одной из пещер, с ключом, которая пряталась в Старицких пещерах. Легенда – герб старушка единственная, которая выжила после атаки Батыя. Она держит ключ от города Старицы. Дмитров – герб представляет собой в верхнем поле герб Московский, в нижнем поле «в горностаевом поле 4 княжеские короны», в память бывшего в этом городе знаменитого 4 Российских князей съезда. Встреча в 1301 году в городе князей Даниила Московского, Михаила Тверского, Ивана Переяславского и Андрея Городецкого. Благовещенск – стилизация волн и свитка по форме напоминают парус и ладью первопроходцев. Дополняют эмблему государственные символы: герб города Благовещенска, расположенного на золотом диске солнца, и развевающиеся флаги Амурской области и города Благовещенска. Завершает композицию надпись «Администрация г. Благовещенск» расположенная по кругу над крыльями голубя.
5. Дидактическая игра: «Угадай по описанию».
А сейчас мы поиграем в такую игру.
Цель: Упражнять детей в наблюдательности, внимании. Воспитывать умении дослушивать текст до конца.
Оборудование: Карточки с изображением гербов Российских городов (желательно подобрать гербы со сходными объектами).
Ход игры:
Перед детьми выставляется наборное полотно с изображением гербов. Затем детям предлагается описание герба, при этом отмечается, что описание нужно обязательно дослушать до конца. Чтение производится медленно с остановками. Первые фразы подходят к нескольким гербам, что вынуждает детей быть внимательными и не торопиться с ответами. После чтения описания детям предлагается найти и показать этот герб. Детям можно сразу давать названия города.
Лабытнанги (слайд 11) Начало описания сходно герба города Белогорска. Герб города Лабытнанги имеет форму щита. Жители этого города, вероятно, очень ценят окружающую природу… Изображение белых гор подсказывает нам, что этот город находится на севере нашей страны, где долгие зимы и очень много снега. Волны, нарисованные внизу герба, говорят о том, что город расположен на берегу холодного северного моря. В центре герба изображена голова самого распространённого жителя этого края – северного оленя. Справа и слева - серебристые ели.
Ханты – Мансийск (слайд12) Сходный герб города Электросталь. Этот герб рассказывает нам об основной профессии жителей города… Профессия связана с металлом… На гербе вы можете увидеть наковальню…молот. Но фигуры кузнеца там нет.
Иваново (слайд 14) Сходный герб города Электросталь. Этот герб тоже рассказывает об профессии горожан… Центральная фигура на этом гербе – человек… Это девушка в русском сарафане. Девушка – пряха. Она сидит и держит в руке веретено и нить.
Чебоксары (слайд 15) Сходный герб городов Жуковский, Торжок. Основной цвет герба этого города – голубой, цвет неба…В голубом небе изображено несколько летящих птиц…В верхней части герба – красивый узор.
Московский герб (слайд 16) Герб города представляет собой изображение на тёмно – красном геральдическом щите развернутого всадника – Святого Георгия Победоносносца в серебряных доспехах и голубой мантии, на серебряном коне, поражающего золотым копьём черного Змея.
Спасибо дети, что были сегодня внимательны, вам было интересно? Что вы почувствовали? Почему? (Ответы детей) Обсуждение темы занятия.
6. Прочтение стихотворения: «Я своей Россией горжусь» (слайд 17).
"Начинается Родина с памяти"
Используемая литература:
I. Гальцева Е. А. «История Российского государства».
II. Илларионова Ю. Г. «Учите детей отгадывать загадки».
III. Тихеева Е. И. «Социализация детей».
IV. Ушакова О. С. «Социализация детей 4-7 лет».