Приложение МААМ

Педагогическая мастерская по реализации регионального компонента

Елена Нестеренко
Педагогическая мастерская по реализации регионального компонента
▼ Скачать + Заказать документы

Педагогическая мастерская "Нетрадиционные формы работы с народным календарем как основа приобщения дошкольников к культуре донского казачества"

Слайд 1

Воспитание патриотических, духовно-нравственных, социально-коммуникативных качеств детей дошкольного возраста осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, той общественной среды, в которой они живут.

Слайд 2

Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирован на приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Публикация «Педагогическая мастерская по реализации регионального компонента» размещена в разделах

Таким образом, воспитание будущего поколения, уважающего традиции, историю и культуру своей страны – актуальная и значимая тема.

Слайд 3

Для реализации задач необходимо включать в содержание воспитания новые формы работы для разнообразия впечатлений, выражения национального характера, объединения взрослых и детей.

Слайд 4

Знакомство детей с традиционной народной культурой – это комплексная система обучения и воспитания на основе истории, культуры, традиций, обрядовых и календарных праздников, а также народного декоративно - прикладного искусства.

Работа ведется в соответствии с народным календарём донского казачества.

Давайте вместе пройдемся по временам года и назовем значимые для донского казачества праздники:

Слайд 5

- Зима – Святки

- Весна – Пасха

- Лето – Троица

- Осень – Покрова

Слайд 6

- Через какие традиционные формы вы знакомите дошкольников с народным календарем?

Слайд 7

(- Занятия; - Беседы; - Фольклорные праздники, развлечения; - Выставки;

- Индивидуальная работа с детьми).

Слайд 8

Наряду с традиционными применяем инновационные формы работы с народным календарем.

Слайд 9

- Что такое народный праздник? (Это, прежде всего, многовековая культура, православные традиции и этнические обряды).

- Всегда ли уместно преподносить исконные традиции в первозданном варианте? Почему? (Светское образование, многонациональный состав)

- Как организовать знакомство с народными праздниками, не потеряв суть и самобытность традиций? (использовать разнообразные формы работы)

- Что для этого нужно? (изучать историю и традиции самого праздника, находить интересные и значимые нюансы, вокруг которых можно организовать деятельность).

Исследуя просторы интернет ресурсов, изучив литературу, столкнулись с тем, что очень мало интересных форм проведения народных праздников. В основном все упираются в сценарий мероприятия, т. е. праздник, основанный на фольклорном материале и традициях празднования. Но не всегда есть возможность подготовить и провести фольклорный праздник (возраст группы, методическая загруженность, накладки с государственными праздниками, районные мероприятия и т. п.). Возник большой вопрос? Как сделать этот день для детей необычным и интересным, не забывая о традициях празднования.

Слайд 10

У каждого народного праздника есть свои символы и образы, по которым мы его идентифицируем.

Вся работа строится вокруг этих символов и образов. Через них дети постигают традиции, завещанные многовековой культурой народа.

- Давайте, вместе определим эти символы, подобрав к ним нетрадиционные формы работы.

Работа в группах. Каждая группа заполняет схему работы с народным календарем, в соответствии с заданным праздником.

Слайд 11

Свои идеи представляем на примере летнего праздника Троица.

Как интересно провести праздник Святой Троицы для дошкольников? Перечитав море материала о самом празднике и о его традициях и обрядах, пришли в голову новые идеи, которые воплотились в жизнь.

Слайд 12

1. В этот день вводится своеобразный Праздничный дресс-код:

• Казачьи обновы

• Русская – народная одежда: рубахи, венки

• Известно, что Троицу еще называют - Зеленые Святки, поэтому девочки были в платьях в цветочек с лентами и бантами, мальчики - в зеленой одежде

Слайд 13

2. «Березовый хоровод»

Известно, что на Троицу девицы хороводы водили. А у нас был "Березовый хоровод": собрали русские народные и современные песни о березке в попурри и вместе завели большой хоровод.

Слайд 14

3. Хороводный троичный флешмоб

Со школьниками из летнего оздоровительного лагеря провели хороводный флешмоб

Слайд 15

4. «Станичные березки»

Вместе украшаем разноцветными ленточками не только березку в детском саду, но и станичные березки.

Слайд 16

5. Природоохранная акция «Сбережем березки!»

Казачата вместе со своими соседями - ребятами из детского сада «Вишенка» провели природоохранную акцию «Сбережем березки – сбережем Россию!». Вместе с главными героями акции – Берёзкой и Россией ходили в сквер станицы, где наблюдали за красотой белоствольных красавиц, украшали наши березки разноцветными лентами, говорили им комплименты и загадывали желания.

Слайд 17

6. «Зеленая мастерская»

Известно так же, что на троицу собирали травы, украшали ими дома, храмы, девицы плели венки. Еще один символ Троицы – зеленое яйцо, которое украшали в «Зеленой мастерской».

Слайд 18

7. «Букетик на счастье»

А вот о том, что собирали нарядные праздничные букеты из полевых цветов, мало кто знает. Их называли "заря". Вот и мы с ребятами ходили травы да цветы полевые собирали. А потом делали из них нарядные букетики, украшая лентами. Наши букетики мы отнесли к строящемуся в станице Храму и украсили его.

Слайд 198. Застольные традиции

Завершается праздник "Чаепитием у самовара". Настоящий дровяной самовар на радость ребятне подарил станичный атаман. Самовар кипит, чай с чабрецом заварен, баранки да сахар "вприкуску". То-то ли не радость детворе!

А еще настоящим караваем угощали! На вкус узнали что такое «Хлеб да соль».

Слайд 20

9. В течение дня фотосессию проводили. Ух, загляденье!

Слайд 21

10. Путешествие – сюрприз на казачью заимку устроили родители.

Слайд 22

11. «Венок желаний». В день Троицы по традиции плели венки и пускали их в воду, загадывая желание.

Слайд 23

Праздник заканчивается… Надеемся, наши дети оставят частицу этого дня в своей памяти надолго. А далекое прошлое уже не будет таким далеким и неизведанным, потому что они окунулись в традиции своей Родины и сами стали частью этого прошлого.

Слайд 24

- Такие идеи воплотились у нас в ДОО. А что придумали вы?

Работа со схемой. Разбор вариантов по каждому празднику, обобщение

вариантов.

Слайд 25

Спасибо за новые идеи и образы. Чтобы все могли воспользоваться материалом, раздаются памятки с готовыми схемами.

Слайд 26

Мы рады, что наши идеи пришлась по душе и нашли отклик среди воодушевленных и неравнодушных. Хочется увидеть практический результат от трансляции собственного опыта. Мы открыты для диалога и настроены на взаимодействие, ждем и от вас, коллеги, отклика и новых идей.

Слайд 27

Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Формирование у детей социокультурных ценностей посредством реализации регионального компонента Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в течение которого формируются предпосылки гражданских качеств, представления.

Творческая группа по реализации регионального компонента через инновационную деятельность в ДОУ № Тема Сроки Ответственные Задания Результат 1 Первое плановое заседание: - составление и утверждение плана работы на 2016-17 учебный год.

Конспект занятия по реализации регионального компонента. Аппликация «Мы вместе одна семья» Организованная образовательная деятельность Художественно-эстетическое развитие – аппликация (13.01.2017) Казанцева А. В. Тема: «Мы вместе.

Дидактические игры по реализации регионального компонента Дидактические игры (региональный компонент) 1. Дидактическая игра «Флаг РСО-Алания» (младший-средний дошкольный возраст) Цель игры: знакомство.

Конспект занятия по рисованию в рамках реализации регионального компонента «Казачка пляшет»Конспект занятия по рисованию в рамках реализации регионального компонента «Казачка пляшет» Художественно-эстетическое развитие — рисование Тема: «Казачка пляшет» региональный компонент Целевые ориентиры: ребенок владеет навыком.

Конспект НОД по реализации национально-регионального компонента во второй младшей группе «Где мы живем?»Конспект НОД по реализации национально-регионального компонента во второй младшей группе «Где мы живем?» ФЦКМ Конспект во 2й младшей группе на тему: «Где мы живем?» Цели и Задачи: Познакомить детей с родным городом, его названием, основными.

Сценарий развлечения по реализации регионального кубанского компонента в средней группе «Казачьи игры» СЦЕНАРИЙ РАЗВЛЕЧЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «КАЗАЧЬИ ИГРЫ» Задачи: Повысить интерес детей к истории своего народа, кубанского.

Перспективное планирование по реализации регионального компонента в средней группеПерспективное планирование по реализации регионального компонента в средней группе Сентябрь 1 неделя Социально-коммуникативное Знакомство с народными игрушками 2 неделя Художественно-эстетическое Лепка мордовской народной.

Конспект занятия по реализации регионального компонента «Защитники земли Кубанской» Целевые ориентиры: ребенок имеет представление о защитниках Отечества и роли казачества в защите Отечества; владеет навыком составления.

Конспект занятия по реализации национально-регионального компонента «Древняя страна Югория. Стойбище» Цель: Воспитание интереса к родному краю, народам Севера. Задачи: Образовательные: Расширять и углублять представления о.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогическая мастерская по реализации регионального компонента
Опубликовано: 18 июня 2017 в 15:19
+27Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогическая мастерская по реализации регионального компонента» (включая файлы) размещена пользователем Елена Нестеренко (УИ 81570) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД